Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Золотая хохлома!
Скажу честно: мне,выросшей в советском детском саду, где столики и стульчики, расписанные под хохлому, были вещами повседневными, а хохломскими ложками мы с бабушкой годами размешивали клубничное варенье, чтобы оно не пригорало в тазу, этот народный промысел никогда не был интересен настолько, чтобы ехать специально за тридевять земель изучать, каким же образом липовые чурбаки превращаются в вещи, не имеющие абсолютно никакого прикладного назначения, но стоящие, как небольшой самолёт. Город Семёнов я как-то проезжала мимо ранним утром: крохотный, с совершенно отвратительными дорогами, поэтому особого интереса к этой точке на карте тоже не испытывала, но буквально позавчера судьба распорядилась по-своему - болтовня с друзьями в Фейсбуке закончилась внезапными сборами целой шайки, которая по субботнему утреннему холодку и выдвинулась в кировском направлении на празднование столетия со дня образования предприятия ЗАО "Хохломская роспись".
Поскольку я вчера явно перегрелась на солнце, то под катом 45 фотографий. А ведь могла бы просто напиться на радостях, как нормальные люди. Мучайтесь, короче...
Торжественные мероприятия начинались после 9-30 утра, а мы въехали в город в половине девятого. Совершив три почётных круга по центру, мы шапочно познакомились со всеми работниками ГИБДД, перекрывшими дороги, после чего правдами и неправдами нашли способ припарковаться как можно ближе к фабрике.
Хорошая хозяйка всегда начинает свой приём с угощения. Хорошие гости быстро покупают пакет пирожков и молотят их со страшной скоростью, словно в Нижнем Новгороде ввели мораторий на пирожки. Весёлые симпатичные девчонки продают - как не купить?
На территории вовсю шумел праздник: оркестр наигрывал замечательные русские народные песни, тётенька пела про ложки, а народ увлечённо ждал приезда высокопоставленных гостей.
Трогательные бабушки, греющиеся на солнце. В парадных платочках, аккуратные и воодушевлённые.
Ну да, не по Саньке шапка. Но как же не отметиться? Все побежали и я побежала.
Конечно, ехали мы не за тем, чтобы с перекошенной физиономией заинстаграммиться, ждали мы экскурсию. Попасть на саму фабрику в общем-то большого труда не составляет, благо люди здесь открытые и всегда рады гостям, но проблема в том, что экскурсии проводятся исключительно в будние дни, когда работают цеха, а в будни и мы работаем, поэтому упускать шанс побывать на производстве было бы большой глупостью.
В десять утра группу (помимо нашей шайки приехали люди солидные и приличные, так что нас стало человек десять-двенадцать) ждала прекрасная экскурсовод Ольга, оказавшаяся в итоге не экскурсоводом, а менеджером, но в честь праздника взявшая на себя и эту нелёгкую миссию. С одной стороны Ольги шумели оркестранты и подоспевшие высокопоставленные гости, с другой бубнили экскурсанты, бедная девушка не обладала голосом прапорщика Шматко, поэтому приходилось ей тяжело.
Начали мы с цеха деревообработки, настоящего мужского царства. Огромные штабеля болванок, чурок, колодок. Вокруг потрясающий запах свежей древесины и машинного масла, жужжание станков.
Несмотря на горы опилок, почему-то ощущение чистоты и опрятности.
Маленький закуток, портреты Путина и Медведева на шкафчике, у окна столик с чайником и зачем-то пара противогазов в углу. Всё серьёзно, без баловства.
Токарь, удивительно похожий на Георгия Жжёнова, прямо при нас сотворил деревянную плошку. Видеть, как из под резца серпантином взвивается деревянная стружка - невероятное удовольствие. Опилки на фабрике тоже не пропадают - из них делают прессованные изделия.
Дискриминация, граждане! Куда смотрит европейский суд по правам человека? Почему М курить нельзя, а Ж очень даже можно? Подать сюда Москалькову!
Цех ручной работы. Работники ножа и топора, романтики... Работа, конечно, невероятно сложная: мало того, что дерево - материал капризный, неловко уронишь изделие - и всё насмарку, так ещё и шастают тут всякие, лапами норовят схватить. Но если отбросить шутки, то не представляю, как можно, сидя на жёстком стуле, целый день вытачивать из куска дерева ковши в форме невиданных птиц.
Эти матрёшки кажутся совершенно простыми, ординарными, но в музее можно увидеть настоящие шедевры с портретами, авторской росписью, сделанные по спецзаказам. Кстати, матрёшки на заглавной фотографии побывали на Олимпиаде-2014, на них стоят подписи спортсменов.
Цех росписи. Невероятное женское царство. Мне хочется отдельно поблагодарить этих потрясающих мастериц, которые мало того, что специально вышли в выходной день на работу, так ещё и мужественно (простите за каламбур) терпели, как им в лица суют фото- и видеокамеры, норовят всё потрогать, задают глупые вопросы и того гляди снесут половину банок с краской на столе.
Любите современную живопись? Тащитесь от абстракционизма? Готовы отдать любые деньги за уникальную картину? Просто принесите холст в цех росписи и оставьте его на рабочем столе на неделю. Через неделю забирайте свою абстракцию и врите, что это неизвестный Джексон Поллок, попивая Veuve Clicquot на террасе своей виллы в Монако.
"Какие замечательные ориентальные орнаменты!" - воскликнет ценитель. А мастерица возьмёт кусочек обычного трикотажа, свернёт его в трубочку, как папироску, обмакнёт кончик в краску: ну идите сюда, горемычные, сейчас мы вам покажем, как шедевры родятся...
Столы мастериц - это отдельная история, у каждой своя. Под стеклом фотографии родных, памятные открытки, записки-напоминалки. Потому что здесь проходит огромная часть жизни. Зато в праздник есть повод нарядиться - и бусы, и серьги, и платье.
Невероятной точности движения, каждый взмах кисти совершенен.
Делать монотонную работу пять дней в неделю и улыбаться - это потрясающе!
Вход людей с ревматизмом в краскоприготовительную воспрещён!
So hot! Ладно, смеюсь. Дамы хоть и длинноногие, но сидят с голыми коленками не для того, чтобы поразить заезжих принцев. В цехах действительно очень жарко. А вчера, когда градусник зашкаливал за тридцать, работать им было реально тяжело.
Гори-гори, моя звезда!
Очень много зелени: самые разные виды домашних растений, от кактусов до разлапистых фикусов. В обычные дни цех работает с закрытыми окнами, чтобы кислорода было побольше и стараются развести оранжерею. Кстати, запах не очень сильный, но так показалось нам, молнией промелькнувшим по цехам, а вот сидеть по восемь часов в помещении, где все пропахло красками, вредно.
Большинство мастеров в специальных рабочих халатах, но даже они по-домашнему милые.
Фруктовый чай, жидкость для снятия лака, крем для лица и зеркало со стразами, розовый будильник и крошечная фотография в рамке. Чем-то напоминает дамский туалетный столик, только на столике вдобавок сушатся расписные бусины.
Очень многие в очках, что не удивительно.
Стулья для работы самые обычные, деревянные. Нам, офисному планктону, это кажется параллельной реальностью.
Выпьем, добрая подружка. А вы знаете, что золотая хохлома на самом деле... серебряная? Золотой она становится после обработки лаком и закалки в печи.
Очень модная ныне "зелёная" хохлома. Она действительно смотрится по-новому, непривычно. Вы бы только видели, как эта женщина красит донышки! Одним движением кисти делает ободок и вторым завершает само дно. Фантастика.
В дальнем зале ждали в гости детей на класс росписи чего-то.
Нас же провели в музей, где от хохломы рябило в глазах. Суровая социалистическая хохлома.
Привет-привет! Простите, не удержалась. Зеркальная хохлома.
Крепкоалкогольная хохлома.
Девичья авторская. Кажется, что и не хохлома вовсе.
Ключ находится у мастеров. Но каким почерком написано!
Очень игривые Щелкунчики;)
Конечно, по цехам можно было бы ходить бесконечно, мы так и не дошли до цеха иконописи, экспериментального и многих других. Оставим это на следующий раз.
Напоследок зашли в дом Семёна-ложкаря - музей народного быта, реконструкция крестьянской избы.
Отважная вторая Ольга, тоже не экскурсовод по должности, показала и рассказала нам про самые интересные экспонаты. К этому моменту народу прибыло устрашающее количество, поэтому, пожелав напоследок Ольге пережить эти выходные, мы откланялись.
На улице было настоящее пекло. Дойдя до центральной площади, мы разделились (часть шайки упала в тень, часть продолжала с трудом держаться на ногах).
Главным экспонатом этого года было панно. К прошлым празднованиям делали и гигантский стул, и огромный сундук, и ложку великана. К панно было не протолкнуться, буквально в очередь стояли желающие сфотографироваться. Девушка с перьями на кофточке и в красных штанах практически замаскировалась на фоне. Наверное специально одежду подбирала:)
Народу было действительно очень много: праздничные, надевшие всё лучшее сразу, с укладками и на каблуках. Когда ещё такой повод выдастся? И плевать на жару. Алкоголь, к слову, не продавали во всём городе. Не думаю, что это помешало кому-то отметить юбилей, заранее подготовившись, но ни одного пьяного мы на улице не видели.
- Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Потрясающая новость! Кобзон бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры!
Да-да, Иосиф Давыдович тоже присутствовал. И Шанцев Валерий Павлинович. И Кадырова Гульназ Маннуровна. И ещё какие-то незнакомые мне личности. Надо отдать должное, народу не особо мешали любоваться власть предержащими и даже особо не гоняли.
Проводив Кобзона сотоварищи, народ медленно разбредался по делам. Мы подкрепились в кафе "Хохлома": давали солянку, пюре с гуляшом, салат и компот с пирожками. Почему-то вспоминался пионерский лагерь, было вкусно.
Дожидаться вечера, концерта и салюта мы были уже не в силах. Нас манил кондиционер в машине и перспектива принять холодный душ дома. Обратная дорога была недолгой, весёлой и расслабленной.
Напоследок я хочу ещё раз восхититься замечательной "Хохломской росписью". Это интереснейшее производство, открытое всем любопытствующим. Замечательные мастера, творящие голыми руками сказку. Не ряженые, приглашенные для фотогеничности и красоты картинки, а совершенно земные живые люди с невероятными талантами и навыками. Очень доброжелательны были все без исключения, хотя чисто по-человечески мне было понятно, как им тяжело вынести это туристическое цунами. Спасибо. Это было очень круто.