85 лет со дня создания заповедника «Семь островов»

May 24, 2023 06:50


В современном списке охраняемых природных территорий России заповедника с таким названием нет. А сам заповедник есть - сейчас он является частью Кандалакшского заповедника. Но, каков бы ни был официальный статус «Семи островов», фактически они были и остаются отдельным заповедником. Потому что никаким приказом нельзя объединить Белое и Баренцево моря, слишком многое тут разное: погода и нрав моря, ландшафты и фауна.
Если проводить аналогии с человеческой жизнью, то «Семь островов» и Кандалакшский похожи на братьев. И хотя формально старшим братом является Кандалакшский заповедник (1932 г.р.), но фактически в позиции старшего оказались более молодые «Семь островов» (1938 г.р.) - именно отсюда в Кандалакшский заповедник пришли первые научные сотрудники и первые научные темы.

Природа Семи островов описана многократно, как научным, так и самым поэтическим образом. «Крутоберегие неприступные острова в океане, в двух милях от матерой земли» (старая лоция). «Острова угрюмы и неприветливы. Высоки и отвесны их гранитные берега. Большие и малые расселины, точно морщины, избороздили каменные стены. Кругом - неспокойный, всегда изменчивый Северный Ледовитый океан» (Успенский, 1940). «Это особый мир птиц, суровых скал, тундровой растительности и безграничного морского простора. Десятки тысяч птиц гнездятся на скалах» (Кошкина, 1966).
.
История заповедника «Семь островов» тоже вроде бы описана. Правда, обычно это описание сводится к сухой констатации того факта, что заповедник был организован постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 мая 1938 г. и носил тогда название «Заповедник по гаге и птичьим базарам на островах Харлово». В качестве отдельной изюминки упоминается также, что архипелаг Семь островов был заповедным ещё в XVII в., хотя само понятие «заповедник» носило тогда заметно отличный от нынешнего смысл: царь Алексей Михайлович ценил это место из-за гнездования кречетов, которых вывозили с заполярных островов в качестве ловчих птиц для царской охоты. Факт, что и говорить, впечатляющий, однако он имеет мало отношения к современной истории Семиостровья.
.
Исследуя историю этого заповедника, я все время вспоминала ставшую нарицательной фразу из романа Бел Кауфман «Вверх по лестнице, идущей вниз»: «Пусть это вдохновит вас на подвиг!». Так в романе школьная администрация отвечала на любое сообщение учительницы о безвыходной рабочей ситуации.
.
Практически каждый год работы заповедника «Семь островов» проходил в условиях настолько тяжелых, что, казалось бы, работать в них просто невозможно по совершенно объективным причинам. Но, парадоксальным образом, из года в год заповедник все-таки работал, делая все больше и больше, как будто трудности действительно вдохновляли его на подвиг. На подвиг, который люди, работающие в заповеднике, таковым совсем не считали…

Моя новая статья о заповеднике "Семь островов" тут>>
.

работа, Баренцево море, память и памятники, заповедник

Previous post Next post
Up