Лев Иванович Москалев. Гидробиолог, океанолог. Старший научный сотрудник Института океанологии РАН. В конце 1950-х работал в Дальних Зеленцах. Участник 30 морских глубоководных экспедиций. 200 часов провел в глубоководных обитаемых аппаратах. Максимальная глубина погружения 5460 м. Кандидат биологических наук. Когда я спросила у него какую-то глупость про его научные звания и должности, Лев Иванович ответил примерно так: "Вот у нас в институте есть всякие начальники и академики. Так они еще когда на горшке сидели, уже мечтали быть начальниками. А я, еще когда на горшке сидел, уже мечтал плавать"
Л.И. Москалев на СП-22. Фото из Альбома лаборатории донной фауны ИО РАН
Когда мы разговаривали с Львом Ивановичем, ему было 70. Боялась я его поначалу ужасно. Два метра росту, бородище, бас, напор и отчасти даже наезд. Потом поняла, что это он меня на вшивость проверяет. И хоть проверку прошла успешно, все равно было страшновато. Ну, вот если лев в полуметре от вас зарычит, страшно ведь? В общем, вы почитайте. Мне кажется, этот рык даже в письменном тексте слышен. А сам Лев Иванович совершенно прекрасный.
"Я не хотел оттуда /из Зеленцов/ уезжать. У меня тогда был роман с одной дамой. Она ко мне приехала туда. А она учительница была. Я говорю: «Давай я останусь тут, защищусь, лабораторию получу, а ты учительницей будешь». Она как увидела этих бичевых детей… Вот например девочка приходит в первый класс в школу - она голая, а на ней просто солдатская гимнастерка, подвязанная веревкой. Вот у меня с такими детьми фотография есть. Вот такие сбившиеся с круга семьи из бараков. Пьяни такой до черта. Спившихся людей было много. Хотя были и прекрасные люди".
Полный текст воспоминаний Л.И. Москалева>>