Неожиданно Хибины

Aug 15, 2021 13:36

Не было счастья, да несчастье помогло - как раз про эту поездку. В августе я всегда ездила в Кузомень. Нет, не "ездила в Кузомень", а ждала Кузомени весь год, потому что сидение в кузоменских песках... нет, словами его не передать, поэтому утрем сопли и начнем заново. В этом году что-то сломалось в мироздании, отчего поездка в Кузомень стала невозможна. К чёрту подробности, невозможна, точка.
К моменту предполагаемого, но несостоявшегося отъезда в Кузомень я уже месяц сидела на голодной диете "Кандалакша-дача-Кандалакша", безо всяких путешествий и приключений, что не знаю, кому как, а меня приводит в полное неистовство. Потому я уже готова была на всё, чтобы вырваться из дачно-кандалакшского круга. Не знаю, чем бы кончилось это "всё", но мне повезло. Спасение пришло в виде питерских друзей, ехавших на машинах в большое путешествие по Кольскому с ночевкой у меня в Кандалакше. Первым из запланированных у них маршрутов был бросок на 3 дня в Хибины, и они снизошли к моему жалостливому "хоть чучелком, хоть тушкой".
Меня не остановило даже то, что путешествие происходило с 3(тремя) детьми и включало 3 ночи в одной маленькой палатке с семьей из 4 человек, что в нормальной ситуации послужило бы непреодолимой преградой. О степени героизма друзей могу только догадываться, я не самый легкий и приятный спутник. Поэтому с них, героев-спасителей, и начну.




Спасителями моими руководило, вероятно, исключительно милосердие, ибо других причин брать меня в компанию не вижу. Для меня же дополнительным стимулом послужило то, что за 7 лет жизни на Кольском я умудрилась в знаменитых Хибинах ни разу не побывать, если не считать одной краткой снегоходной экскурсии, подаренной себе 100 лет назад на 8 марта.

Между прочим, оказалось, что не все мои родственники знают, где вообще находятся Хибины. Видите коричневые какашечки пятна в центре Кольского полуострова? Это как раз они. Маленькие на карте, но очень большие в реальности.




По дороге я думала: а почему же, собственно, до сих пор не побывала в Хибинах? Скорее всего, потому, что между горами и морем мой выбор однозначно в пользу моря, а морских мест на Кольском предостаточно. Так что я всегда целилась в их сторону, не ощущая ни малейшего порыва пойти в горы, потому что они горы. Плюс к тому было представление о их труднодоступности, ну и, вроде, чего ради ломаться.

Всё оказалось до смешного просто. Два часа на машине от Кандалакши до Кировска приводят не то, что близко к Хибинам, а прямо-таки уже непосредственно в горный массив, на стоянку у озера Малый Вудъявр.





Дороги идут и дальше, вокруг озера, и выше, в горы, но это уже специфические дороги, которые преодолевают лишь отдельные машины, к большому счастью.

Озеро прекрасно за счет окружающих гор, но величие картины сильно подпорчено звуковым оформлением, происходящим из бессчетного количества стоящих по берегам компаний, живущих в разных режимах и с разными представлениями о необходимости музыкального сопровождения и допустимой громкости звука.
















Густонаселенность берегов озера - прекрасный стимул уйти выше в горы, где с каждыми 100 метрами набора высоты людей и звуков от них становится все меньше. Путь к началу подъема лежит через березовое криволесье. Это не ехидная обзывалка, а вполне себе научный термин. Так называется один из типов горно-лесного пояса, переходная зона между таежной и зоной тундр.










Потом начинаются собственно горы с разнообразными речками и ручьями. Никаких подвигов мы не совершали, ходили довольно пологими тропами, учитывая троих детей, младшему из которых 5 лет и старую старушку в лице меня.







От ручьёв и речек было сыро, но в целом проходимо. Кроме одного места, где пришлось разуваться и идти, натурально, вброд.




В качестве компенсации - вид от брода:




Дальше уже виды не от брода))













Максимальная высота, на которую забирались, была около 600 м над уровнем моря и 300 - над уровнем озера (место стоянки). Озеро Малый Вудъявр, вид сверху.




Ещё по дороге были всякие специальные хибинские цветочки.

Мак лапландский - по мнению одинх систематиков живет только на Кольском и в Северной Норвегии, по мнению других - также и в Коми, на Таймыре, Тюменской и Магаданской обл., на Аляске, северных территориях Канады и на острове Врангеля. Всё упирается в то, считать ли мелкие различия признаками отдельного вида.


 


А это камнеломка жестколистная (Saxifraga aizoides). Растёт в сырых местах - по ручьям, в углублениях скал. Там и встретилась - прямо в ручье. Красотка. Камнеломок разных у нас полно, но такую эффектную увидела впервые.





В общем, спасибо друзьяи и Хибинам, это было хорошо и помогло жить дальше. Особенно одно место, даже попросила меня там сфотографировать, на нем единственном. Очень уж от него повеяло всякими ассоциациями моего юношеского Крыма и всего хорошего, что там было.




Но глобальное резюме все-таки осталось прежним - я не горный человек, а морской.
Navigare necesse est, vivere non est necesse (закончила она не по теме).

путешествия, Хибины

Previous post Next post
Up