На
Конкурсе им. Штильмарка почетной грамоты удостоилась книга "С Любовью, Нинбург" - сборник воспоминаний о
Евгении Александровиче Нинбурге (ред. А. Горяшко, В. Хайтов).
Вот эта книга (почитать ее можно здесь
www.littorina.info/kandalaksha/LEMB/pervoist/ninburg_with_love.htm) и вот эта грамота:
А вот примерный текст, произнесенный мною после вручения грамоты.
"Спасибо жюри, отметившему эту книгу. Это важно не только для авторского коллектива, но и еще для многих десятков людей.
Эта книга посвящена великому, не побоюсь этого слова, человеку - Евгению Александровичу Нинбургу, который создал, вероятно, самую мощную и долгоживущую в России юношескую научную биологическую школу, уже более 50 лет работающую на базе Кандалакшского заповедника, из них 40 лет - под его руководством.
Полагаю, большинству присутствующих не надо объяснять, какова роль юннатской школы, роль экспедиций в воспитании будущих биологов и, в очень большой степени, будущих сотрудников заповедников. И я, и мой соавтор начинали работу в заповеднике школьниками, в составе юннатских экспедиций. Тот же путь прошли в разное время не менее 80% научных сотрудников Кандалакшского заповедника.
Сотрудничество школьников с ООПТ - редкостно эффективная ситуация, где обе стороны получают массу пользы. Участвуя в полевой работе в заповеднике школьник, при грамотном научном руководстве, имеет возможность пройти становление от лаборанта до соавтора, и даже автора самостоятельного научного исследования. В свою очередь, заповедник получает фактически целый штат лаборантов, при помощи которых выполняются работы, которые часто просто невозможно выполнить иным путем. В случае Кандалакшского заповедника это: учеты гнездящихся птиц, учеты обилия гидробионтов, картирование растительности и многие другие работы.
И вот при таких несомненных достоинствах работы школьников в заповеднике нынешние реалии сделали её фактически невозможной.
За последние 20 лет количество нормативных актов, регулирующих работу юннатских экспедиций в ООПТ, выросло примерно в 15 раз и, по сути, парализовало саму возможность такой работы. Полностью изменилась парадигма. 35 лет назад школьники могли попасть в заповедник единственным способом - если они там работали, и больше никак. Сегодня школьники легко могут попасть в заповедник для того, чтобы там отдыхать, но возможность для школьников работать в заповеднике на наших глазах сходит на нет. С нашей точки зрения, это трагическая ситуация и с точки зрения биологического образования, и с точки зрения перспектив появления достойных заповедных кадров. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, то в самое ближайшее время будет окончательно уничтожен огромный пласт уникального педагогического и человеческого опыта, созданию которого посвятил всю жизнь и герой нашей книги, и многие другие замечательные педагоги. Как этому противостоять, я не знаю".
Эта печальная речь не была исключительно плодом моей самодеятельности, перед поездкой на конкурс я советовалась со своим со-редактором, Вадимом Хайтовым, что мы хотим сказать. И получилось, что мы оба хотим сказать именно это, только у Вадима к тому гораздо больше оснований, потому что именно он сменил Е.А. Нинбурга на посту руководителя Лаборатории, именно он продолжает каждый год возить школьников в заповедник, и именно он непосредственно имеет дело с обстоятельствами, убивающими работу юннатов в заповеднике.
В предыдущем посте я показывала
доклад А.Б. Ручина "Заповедная наука сегодня: взгляд директора". В этом докладе, в разделе предложений по улучшению ситуации с заповедными кадрами, предлагалось (первым пунктом и совершенно справедливо!) "увеличение количества постоянно действующих ежегодных экологических экспедиций школьников, практик юннатов и студентов на базе ООПТ".
Но! Перед вами слайд из презентации к докладу Вадима Хайтова на Всероссийском съезде учителей биологии в 2011 году.
Можно ли на этом фоне выполнить рекомендации предыдущего докладчика? Вопрос риторический.
И хуже того, даже для тех экспедиций, которые все-таки добираются до заповедника, возможности работы все более ограничены.
Интересующимся темой очень рекомендую послушать этот доклад Вадима Хайтова целиком. С изумлением обнаружила, что его запись существует и выложена в сеть
тут. Речь об опасениях начинается примерно с 4-й минуты, о фигне с документами в финале, на 10-й минуте.
Кстати, отличная форма представления доклада, когда в двух параллельных окошках показывают и самого докладчика, и кадры его презентации.
Тут хочется сказать "приятного просмотра", но приятность состоит только в умном и умелом докладчике, а никак не в содержании его доклада.