Влюбленностям свойственно с ужасающей скоростью таять по мере исчезновения эффекта новизны. Почему-то это правило не распространяется на мою влюбленность в
Терский берег. Он исправно очаровывает каждый год - и жилой своей частью, и нежилой. Причем, и жилой, и нежилой частям свойственны одни и те же качества (только оформляются они по разному): тишина, свобода, индивидуальность. Вот удивительно. Совсем небольшой участок берега, всего каких-то 150 км (говорю о том, что видела). На нем - меньше десятка деревень. Казалось бы, ну чем они могут различаться? Одинаковые должны быть деревни, живущие в одинаковых условиях. Но нет, они все разные. У каждой деревни Треского берега совершенно отчетливая собственная физиономия, и её ни с какой другой не перепутаешь.
Почему-то так вышло, что, познакомившись со всеми деревнями от Умбы до Варзуги, единственную мы все предыдущие годы миновали без остановок - Оленицу. В этом году наконец туда заехали, и я была в очередной раз потрясена и очарована очередным индивидуальным проявлением Терского берега.
Я совсем ничего не знала об Оленице, кроме того, что там находится месторождение
глендонитов. От трассы деревню не видно. Она находится на совсем небольшом удалении, всего 1 км, но может быть именно потому, что её не видно, мне раньше и не приходило в голову туда завернуть.
На этом первом и единственном километре отворотки к деревне сразу бросилось в глаза необычное
- огромные (по здешним меркам) покосы. А по деревне бродили коровы, и это тоже было совсем не характерно для деревни Терского берега.
Но не покосам и не коровам суждено было оказаться главным впечатлением от Оленицы. В главное впечатление мы буквально уткнулись, едва въехав в деревню. Любовно исполненный указатель, украшенный птичками и рыбками, информировал о ключевых пунктах деревни.
Такие указатели не ставят безликие "администрации", в нем явно чувствовалась рука человека, и рука этого самого человека по мере движения по деревне стала встречаться на каждом шагу, ввергая во всё большее изумление и детский восторг.
В некоторых деревнях случаются выдающиеся, особо искусно и любовно украшенные дома. Но никогда я раньше не видела, чтобы так искусно и любовно был украшен не отдельный дом, а вся деревня.
Ну ладно, не вся. Но очень существенная её часть, явно превосходящая владения одного дома. Жизнерадостные деревянные фигуры, каждая со своим лицом, именем и характером, встречались повсюду: и за частными заборами, и на общественном пространстве.
От хождения между всем этим воторг в конце-концов обуял меня настолько, что перевесил даже социофобию, и я бросилась к первому встречному жителю Оленицы с вопросом об авторе красоты. Автором оказался Сергей Яковлевич Ермолин, в прошлом школьный учитель физкультуры, ныне пенсионер, в котором внезапно проснулся такой вот талант. Сначала он устроил детскую площадку для внуков, а потом... само пошло. И каждый год что-нибудь новенькое добавляет, - сказал мой собеседник.
Самого Сергея Яковлевича дома не случилось, а то бы я, наверное, на волне восторга вперлась и к нему. Уже вернувшись в город, нашла
сюжет Мурманского ТВ о нем и увидела, какое у него дивное лицо - совершенно такое, какое должно быть у человека, превратившего свою дервеню в одну большую добрую сказку.
И еще нашла
статью в "Мурманском вестнике". И сюжет, и статья сделаны этим летом. Похоже, не только я, но и другие открыли для себя Оленицу совсем недавно. Статью можно прочесть по ссылке, но одну цитату я из неё все-таки дерну. Это рассказ Сергея Яковлевича:
"А с этими деревяшками была такая история связана, что на слезу меня пробила. Год назад семья здесь жила, родители выпивать любили. А их маленький Егорка, лет трех, оставался без присмотра. Один день возился я в огороде и услышал чей-то говор. Подошел к забору, вижу мальчишка стоит, с рыбаками разговаривает. Головки их крутит, ножки, ручки тоже. У меня куклы такие разборные. Удочки забирает, порыбачит и на место положит. Как с живыми, общения ребенку не хватало".
Наверное, больше ничего говорить и не надо. Но с картинками остановиться трудно. Мастерская волшебника.
Эта красава стоит на берегу, смотрит в море. Платочек у неё в руке настоящий, развевается на ветру...