Заполярная Африканда

Apr 17, 2017 09:28

У всякого, кто хоть сколько-то чувствителен к словам, название "Африканда" на карте Кольского полуострова вызывает когнитивный диссонанс. Потому что, ясное дело, ассоциация одна - с Африкой, а какая нафиг Африка в Заполярье?!
Вот и я несколько лет дивилась такой странности, а потом наконец собралась и доехала.




Доезжать всегда полезно. И не только потому, что лучше один раз увидеть. Но и потому, что когда собираешься ехать, то начинаешь вникать в пердмет. Я, во всяком случае, вникаю. И хорошо, что вникла заранее, а то бы вообще ничего не поняла.
Для начала, Африканд оказалось две. А на самом деле даже и больше.




Но сначала скажу про название, потому что все равно происхождение названия всех интересует намного больше количества и качества всех Африканд вместе взятых.

По поводу названия гуляет в народе такая версия, что кто-то из основателей поселка - то ли геологи, то ли путейцы, то ли строители - работали в жару, и один сказал: «Африка!», а другой подтвердил: «Н-да…».
Эту байку явно запустил некто, напрочь не знакомый с местными названиями. Топоним "Канда" на Кольском встречается часто, и его присутствие в слове сразу наводит на мысль о переделке какого-то исконно местного названия. И впрямь. Губа на озере Имандра, рядом с нынешней Африкандой называется Охта-Канда.
А теперь смотрим, что пишет А.Е. Ферсман в книге "Воспоминание о камне", 1958 г.

"Геохимики нашли около самого разъезда № 68 замечательное месторождение. Они говорят, что здесь открыты мировые руды титана, сотни миллионов тонн на одной маленькой горушке. Ну, значит, будут строить завод, фабрику, поселок.
Даже неловко: мировые руды, а разъезд просто номер 68. Так думает старый железнодорожник. "Надо переименовать. Да опять эти минералоги будут смеяться, назовешь их словом, а они тебя этим словом! Не знаю. Да и жарко сегодня, не до крестин. Пойти бы выкупаться в Имандре, а то невмоготу, тут еще пристал диспетчер: поезжай в Охтоканду, принимай какой-то барак, кляузное дело, и в такую жару! Ну, просто Африка, Африканда какая-то!"
Разъезд был назван Африкандой...
Ей-богу, я верно все рассказал о рождении слова.
Правда, немного приукрасил, но, как говорят, ориентировочно все правильно".

Так что сначала была все-таки Охта-Канда. После переиначенная в Африканду, то ли впрямь от жары, то ли от известного обыкновения топографов сводить незнакомые и непонятные слова к привычным.

С 1925 г. тут была железнодорожная станция, при которой начал нарастать поселок. Вот она станция.




Ни снаружи, ни внутри ни единой живой души не обнаружено.




Дальше Африканда раздваивается на Африканду-1, военного происхождения, и Африканду-2, происхождения промышленного.

Африканда-1 выросла на почве военного аэродрома, его территория видна на карте, там своя богатая история.
Пишут, что пока аэродром был жив, Африканда-1 процветала. Базировавшийся там полк был элитным, строилось жилье, были богатые военторговские магазины и прочая инфраструктура, жизнь кипела. Кипела она до 2001 г., когда авиаполк был расформирован и переведен под Мурманск, а все нажитое, как водится у нас, брошено.

Нынче дорога на аэродром на замке, замок легко обходится сбоку, но пешком на аэродром мы не поперлись. Перед воротами колоритная и с виду почти свежая солдатская баня.







Некогда процветавший поселок имеет вид не просто нежилой, но устрашающе нежилой. Хотя из трубы котельной идет дым, в паре-тройке домов признаки жизни видны и рядом стоят вполне приличные машины.













Даже гаражи около ж/д станции выглядят более жизнеутверждающе.




Гражданская история Африканды началась в 1949 г. со строительства завода по обогащению титан-содержащих руд, Завод работал до 1991 г. Пишут, что сейчас часть завода используется под производство щебенки и на территории присутствует охрана. Мы увидели только титанические руины, величие которых усугубляется расположением в красивом месте на берегу Имандры.
Эту штуку видно с дороги, она находится между Африкандой-1 и Африкандой-2.




Африканда-2 строилась как поселок для рабочих обогатительной фабрики и имеет также местное название Промстрой или просто Пром. В 1991 г., когда закрыли фабрику, работы для жителей поселка не стало. Население, естественно начало сокращаться.

Численность населения

1959[3]

1970[4]

1979[5]

1989[6]

2002[7]

2010[1]

3412
↘2908
↘2803
↗3469
↘1908
↘1644

(данные по обеим Африкандам из Вики)

Но, как ни странно, Африканда-2, в отличие от Африканды-1 вовсе не производит впечатления мертвого поселка. Наоборот, она выглядит не только живой, но очень даже симпатичной.







Пишут, что в прежние времена гражданская Африканда (№2) завидовала военной (№1), где и магазины были лучше, и движухи больше. Сейчас в это трудно поверить. Африканда-2 выглядит практически как город моей мечты - очаровательные двухэтажные домики с балконами и эркерами, вольно расположенные между сосен. Очень правильно её когда-то построили.










Там даже обнаружилась, совсем уж неожиданно, Детская школа искусств.




А около Дома культуры разворачивалось большое народное гулянье в честь - не пасхи, не угадали, а проводов зимы - с детскими аттракционами и шашлыками.




И шашлык, кстати, был очень вкусный.




Не знаю, как в другое время, а в Светлое Христово Воскресенье Африканда-2 выглядела исключительно привлекательно.
Если не задаваться вопросом, где работают живущие там люди, потому что работать-то им явно негде.
И если не смотреть на те из очаровательных домиков, которые уже стоят пустые и брошенные. И не думать о том, что таких домов в Африканде будет неизбежно становиться все больше и больше...







P.S. Жители Африканды-2 поддерживают африканский колорит.



путешествия, Африканда, развалины

Previous post Next post
Up