Про то, что на острове Великий когда-то жил отшельник, я услышала впервые в 1980 г. Приехав юннатами работать в Кандалакшский заповедник, мы жили на том же острове, где, по слухам, когда-то стояла его келья. Мы жадно заглатывали любые, связанные с островом легенды, не задумываясь о степени их достоверности. Все было одинаково красиво - духи, девы, ангелы, черти, отшельник вот еще...
Но с кельей всё оказалось взаправду, только мы этого уже не застали. Но фотографии и описания сохранились в архиве заповедника.
фото из архива Кандалакшского заповедника
"Интересно отметить на острове Великом прежние скитские строения. Местные жители, тот же Вакулин В.В. другие помнят, как еще в детстве ходили на озеро Кумяжье М. к старцу Андрею на поклонение, келья которого находилась на красивом высоком берегу озера. Здесь служили молебны приезжие из Мурманска и Архангельска попы, освящая воду озера. Теплое чистое озеро являлось купелью и исцелителем всех духовных и телесных страданий. Оно и до сих пор у многих старых жителей зовется священным. Старец Андрей провел здесь всю свою старость. После смерти прах его был похоронен в той же келье. Позднее по большим праздникам съезжались богомольцы. Часовня лет сорок тому назад обновлялась и ныне это маленькое своеобразное убежище выглядит свежим и крепким. Оно примерно в 2,5 м ширины, 3,5 м длины, 2 м высоты, с маленьким отверстием вроде окна 10х15 см и низкой дверцей. Прах старца перенесен".
"Летопись природы" Кандалакшского заповедника. Кн. 1. 1939-1947 гг.
Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
Скит на Великом, 1951 г. Фото из архива М.Е. Виноградова
В.М. Модестов. Полевой дневник. Запись от 13 сентября 1939 г.
"Поздно вечером достигли Белой губы - живописного местечка, где стоит скит-часовня и старый, развалившийся поселок монахов... Часовня хорошо сохранилась: чисто, иконы и лампады целы, сохранились даже собранные деньги на них. Позади часовни. в лесу - городок. 6-8 домиков, старых, гнилых, развалившихся, топившихся прежде "по-черному". В них жили старцы - старики и старухи местных деревень. Последняя старуха умерла несколько лет назад, сидя в келье за столом: ей перестали приносить пищу и дрова приезжающие сюда крестьяне.
Эти брошенные кельи навевают какую-то особую грусть. Вечером даже жутко в этом городке..."
Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
В.М. Модестов. Полевой дневник. Запись от 17 сентября 1940 г.
"Утром пошли в лес, на озеро, к избушке отшельника. Избушка расположена на левом его берегу, сырая, черная. Около крест с надписью, кругом лес. Очень красивое место. /Все это же Лебединое озеро!/
Над низкой дверью - крест. Внутри, на полу - гроб, в котором лежит материя с вышитым крестом. Там ребята нашли маленькую иконку, пробку и... дамскую /?/ пуговицу. Говорят, что невдалеке есть дерево, где описана жизнь отшельника, жившего и умершего на Великом. Сюда до самых последних лет стекалось много богомольцев из Ковды, Умбы, Черной речки и других мест. Они приносили жертвования.
Вода в ручейке, вытекающем из под хижины, считалась святой.
Местный сторожил Ив. Семенович рассказал, что кусты кругом избушки были увешаны ручниками, одеждой, приносимыми в дар.
Используя это обстоятельство, священник Ковдского прихода выстроил в Белой губе часовню /1908 г/, куда и приезжали богомольцы с дарами. Было много пожертвований, но на них так ничего и не построили...
На полочке избушки стоит ряд икон, грубо очень выполненных, отсыревших, как и вся избушка. Свечи сохранились до сих пор, да и масло в лампадах горит. Избушка очень занятная. Невольно представляешь себе глубокого седого старца, стоящего на берегу этого чудесного озера около своей почерневшей кельи...
На часовне в Белой губе карандашом написано следующее: «Сiя часовня во имя пророка Илiи съ благословенiя Епископа Jоанникiя построена и освящена 30-го сентября 1908 года Благочиннымъ Священникомъ Ковдского Прихода Евлагiемъ Шангинымъ при участии Псаломщика Николая Трофимова и церковного старосты Ивана Никитича Прокопьева и богомольцев: Парасковьи Климентьевой, Ульянiи Никифоровой, Матроны Ильиной и Евфинiи Афанасьевой".
Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
Совсем небольшое упоминание старца есть в
воспоминаниях М.Е. Виноградова, впервые попавшего на остров Великий в 1948 г.: "А раньше на Великом отшельники жили. Была там келья отшельника. Внутри гроб с камнями, и он спал в гробу на камнях. А потом, когда там сделали концлагерь, то он как-то растворился… в контингенте".
В архиве М.Е. Виноградова сохранилась и
фотография местного жителя В.В. Вакулина, ходившего в детстве к старцу.
Август 1961 г. Автор фото - латышский орнитолог Янис Виксне (1936-2015). Фотография сделана во время экскурсии на Великий участников 7-го пленарного заседания Прибалтийской комиссии по изучению миграций птиц.
Июль 1967 г. Фото В.Д. Коханова. Из личного архива А.Л. Беляевой.
1969 г. Экскурсия на о.Великий студентов ББС МГУ.
Важно! Остров Великий входит в состав Кандалакшского гос.природного заповедника. Вход на территорию без согласования с администрацией запрещен.
К тому же сами все равно ничего не найдете, да и осталось ли еще что искать? А с медведем встретитесь запросто...