"Никогда не знаешь, кто на каком брюхе и откуда приполз"

Dec 07, 2015 09:44

История названия моего сайта "Литторины на литорали", посвященного истории северных биостанций.

История эта описана на самом сайте, но немногие замечают крохотную ссылочку в правом верхнем углу главной страницы. Так что расскажу еще раз.

Я долго мучилась с названием. Называть в лоб - История биологических стационаров Белого и Баренцева моря - получалось очень длинно и не элегантно. Сейчас это лобовое название вынесено в подзаголовок. Параллельно словосочетание "литторины на литорали" крутилось в голове и завораживало своим звучанием.
Чем больше я в него вслушивалась, тем больше понимала, что оно как раз по делу. Литторины (Littorina) - маленькие брюхоногие моллюски (1-4,5 см), распространенные в прибрежной зоне северных морей. Совсем как работающие на этих морях биологи, они усеивают прибрежные камни и водоросли и ведут там свою кипучюю литторинью жизнь, совершенно незаметную случайному прохожему. Если не присмотреться.



Фото Л.А. Москвичевой

И все-таки я еще сомневалась, можно ли назвать так сайт. Сомневалась, пока не услышала рассказ сотрудницы Беломорской биологической станции МГУ Т.А. Бек. Вот после ее рассказа все окончательно встало на свои места:

«Я приехала на станцию Пояконда. Лед стоял в кутовой части залива. Я взяла рюкзак и пошла по трассе. Пришла на станцию гордая собой: я преодолела 14 километров, я царь природы…. Потом мне этого не хватило для самосознания. На станции никого не было, никто не видел моих подвигов. Я решила, что сама себя утешу, и пошла еще на Киндо-мыс. Чтобы дальше природу преодолевать, брать пробы... Я пришла на Киндо-мыс. Стояли глыбы льда. А знаете, весной, когда там водоросли - зеленые, желтые, голубые, необыкновенно красиво... И вот я стою, вся эта красота, и я тоже сама собой хороша, я все это преодолела…. И вдруг опускаю глаза долу и вижу: у моей ноги стоит маленькая литторина, вытаращив свои глазки, и тоже смотрит на пейзаж. И за ней такая длинная - длинная-длинная дорога. И она, ребята, совершенно не гордится! А ведь брюхоногая, на животе проползла все это!
Знаете, больше никогда - никогда в жизни! - у меня не возникало желания попереть природу или еще кого-нибудь, в том числе и человека, своей ногой. Никогда не знаешь, кто на каком брюхе и откуда приполз».

биостанции, Белое море, Баренцево море, память и памятники

Previous post Next post
Up