Достоверно - ну, или почти достоверно - о нем известно только то, что он был. И что в его честь названа бухта Оскара в Дальних Зеленцах (северолюбы хорошо знают это место)
А вот когда она получила это имя, тоже не знаю. Но на фото 1936 г. подписана уже так
Вид на губу Оскара. Июнь 1936 г. Фото П.В.Ушакова
Вся остальная информация о пасторе по имени Оскар у меня от
Энгелины Абрамовны Зеликман, работавшей в Дальних Зеленцах в 1953-64 гг.
Откуда название «Бухта Оскара»? Вы не знаете? Вы что-нибудь знаете о русско-норвежских отношениях и заселении этого берега норвежцами? Еще в царское время норвежцы были очень заинтересованы в хозяйственной деятельности на этом берегу. И были соглашения официальные между норвежскими и царскими местными властями. Поэтому на Кольском полуострове было много норвежцев. Все эти норвежцы, в основном норвежцы, хотя там встречались шведы и финны, они несли, так сказать, цивилизаторскую функцию. Они были инженеры, судостроители, учителя. Обязательным условием разрешения на работу было знание русского языка. И они многое сделали для расширения судостроительного производства. Потом их всех выгнали в знак благодарности…
Так вот Оскар, от которого, к сожалению, осталось только имя, был врач и протестантский священник одновременно. И в бухте Оскара стоял его дом. И похоже на то, что человек он был замечательный. Он там всех крестил. Попа православного там не видали с 1917 года, и Оскара там приняли как человека отпевающего в смерть и, так как он был врач, он принимал роды, выдавал метрики, крестил.
Ведь никакого другого механизма крещения просто не было. Крестил он в протестантскую веру. А если хочешь, то в православную, это зависело от того, как ты ему скажешь. Книги крестильные у него были разные. Я все допытывалась, какова была литургия, но там не было достаточно грамотного человека, чтобы это описать. Одновременно он был учителем и дипломированным врачом. Был он чистокровный норвежец и имел разрешение служить в церкви и быть врачом от советского правительства тоже. Он же и крестил, то есть именовал людей. Поэтому у меня была уборщица по имени Венера, лаборантка по имени Муза, ее сестра, уборщица, Ида, а их младшего дядю звали не как-нибудь, а Геракл. И на побережье среди старшего поколения в массе были имена европейские. Жан, Грегори, еще что-то такое. Это те, кого крестил отец Оскар. Пользовался он непререкаемым моральным авторитетом. Его знало все побережье. Он был разъездной врач. Он принимал вообще все роды там. И писал метрики. Никто этих имен не стеснялся, у них уже были советские паспорта с этими именами. Потому что паспорта выдавали по метрике. Эти метрики признавали. Так, кстати, было на всем побережье Мурмана.
Фотографий его мне нигде ни у кого не удалось увидеть, я искала. Говорили о нем замечательно.
По-видимому, он был до 1938 года. Мне говорили, что в 1937-39 гг. лишили права хозяйствования и проживания всех иностранцев. И он попал под этот удар. А он работал лет 25 или 30 там.
Изгнала Оскара советская власть. Тогда же, когда она изгнала всех норвежцев и финнов с побережья. И вот тут я оставляю вам поле для исследования. Я не помню, когда это происходило, во всяком случае в 29-31 гг. это происходило точно. Тогда советская власть решила избавиться от иностранцев. А иностранцев там было много. И это были не какие-нибудь наймиты и случайные люди, это были крестьяне и рыбаки, издавна жившие там. Норвежские граждане, финские граждане, бывали и шведы, их было довольно много. Мне рассказывали, что там были школы или школа, где преподавали русский язык, семилетка. Что там, благодаря этим людям, был какой-то морской техникум… Не в Зеленцах, но на побережье. Отменили все местные названия… Я сама видела морские карты русского издания, где еще были норвежские названия. Было соглашение между Россией и может быть всеми тремя скандинавскими странами, а может быть, только с Норвегией, о праве рыболовства, поселения… Потом советские это одномоментно и односторонне разрушили и всех выгнали. То, что они при этом разрушают хозяйство и очень хорошо налаженный быт, транспорт и так далее, это их не беспокоило.
Вот про этого замечательного Оскара очень хочется найти информацию. Понимаю, что по хорошему надо ехать рыться в Мурманских архивах, но это сейчас никак. Потому пока отправляю вопрос в мировое пространство. Из которого, бывало, самые удивительные люди вдруг возникали и отвечали на самые странные мои вопросы.
Да, попытки искать в интернете ничего конкретного не принесли. Вот разве что статью
В. И. Мусаев. Институт истории РАН, Санкт-Петербург. Финская и норвежская колонизация Мурманского берега (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Там фигурируют несколько пасторов, но они не Оскары
Для исполнения духовных треб в финские колонии на Мурмане первое время приезжали пасторы из Финляндии, однако архангельские губернские власти с подозрением относились к этим приездам, опасаясь, что финские лютеранские священники будут заниматься не только духовным призрением своих соплеменников, но и пропагандой среди местных православных. В 1889 г. Министерство внутренних дел запретило проповедникам из Финляндии посещение Мурманского берега, а колонисты-лютеране в духовном отношении были подчинены ведению Архангельского лютеранского прихода15. Это решение, однако, вскоре было признано неудачным как Архангельским приходом, так и Евангелическо-Лютеранской генеральной консисторией. Последняя для временного решения проблемы организации богослужений считала необходимым командирование на Мурманский берег «одного из проповедников Ингерманландского округа, владеющего как русским, так и финским языками». В 1890 г. генеральная консистория возложила это поручение на члена С.-Петербургской лютеранской консистории пастора Отто Рокканена. В течение нескольких лет лютеран Мурманского берега для ведения среди них духовной работы посещал Рокканен, затем пастор прихода Колтуши Пааво Ватанен, а средства на их приезды отпускались из финляндской казны. Во второй половине 1890-х гг., однако, эти визиты прекратились вследствие приостановки их финансирования. Жители колонии Уура жаловались посетившему их журналисту из Оулу А. В. Эрвасти на то, что в духовном отношении они оказались совершенно заброшены и что ситуация может привести в конечном итоге к тому, что они обратятся в православие. Строительство часовни, начатое в колонии еще в 1873 г., так и не было закончено.
В 1899 и 1900 гг. архангельский губернатор ставил вопрос об образовании самостоятельного лютеранского прихода на Мурмане, однако возражения против этого высказывались со стороны архангельского епископа, который, не возражая в принципе против основания лютеранского прихода, считал, что одновременно с этим необходимо «усилить пастырский надзор за православными жителями Мурманского побережья», и не хотел давать разрешение на открытие лютеранского прихода до основания православных приходов в Печенге и Титовке18. В августе 1901 г. по предложению МВД было, наконец, разрешено образовать для колонистов-лютеран Мурманского берега особый приход со своим пастором. Ввиду отсутствия необходимых средств это решение, однако, было реализовано далеко не сразу. Лишь 9 (22) января 1903 г. последовало высочайшее императорское повеление Финляндскому Сенату «отпускать из финляндских казенных сумм, впредь до времени, считая с 1 января 1903 г., ежегодно по три тысячи марок в виде пособия на содержание евангелическо-лютеранского пастора, с тем, чтобы последний назначался С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской консисторией, постоянно проживал на Мурманском берегу и чтобы к обязанностям его относилось удовлетворение духовных нужд финляндских уроженцев, проживающих на Кольском полуострове, и исполнение для них духовных треб». Евангелическо-лютеранский приход на Мурмане был, наконец, образован, а на должность его проповедника, по ходатайству С.-Петербурской консистории, был назначен адъюнкт-пастор прихода Дудергоф-Хиетамяки в Царскосельском уезде Петербургской губернии Андерс Густав Вуотила.
Не упоминается Оскар и в
истории Мурманского лютеранского прихода Ничего более близкого по теме не попалось.
Буду благодарна за любую информацию и соображения.