(no subject)

Feb 05, 2013 12:44

НАУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Недавно во второй раз посмотрел фильм «Лебедев против Лебедева». Впервые я видел его 45 лет назад. Глядя на нерешительного, избегающего острых ситуаций героя, вспомнил себя. Пронзила мысль, что прожил почти всю жизнь, ничего не сделав к тому, чтобы измениться. Пользовался тем, что есть. Лишь за последние 10 лет начал какие-то движения.
А могло ли быть иначе? Ведь если нет осознания того, что жизнь - это школа, то все будет течь само, под действием имеющихся у каждого психологических механизмов. Ситуации будут сменять одна другую (иногда весьма существенно), но сами механизмы останутся неизменными. Пока человек не почувствует себя учеником, он не сможет учиться. Он просто не будет ставить себе такой задачи, а учиться неосознанно, автоматически невозможно.
Предвижу возражение - а как же учатся младенцы? Они учатся ходить, говорить, не совать руки в пламя. А когда подрастают, усваивают нормы общения, принятые в их окружении. Разве все это они делают осознанно?
Безусловно, все это происходит само, то есть неосознанно. Такое усвоение навыков представляет собой социальное развитие индивида. Оно с разной интенсивностью протекает всю жизнь. Для каждого возраста можно указать определенные характерные этапы развития. Но социальное развитие не следует путать с изменением духовного состояния, с пересмотром главных руководящих принципов, наиболее существенных ценностей, жизненных установок и нравственных ориентиров. Обычно социальное развитие почти не меняет таких глубинных свойств, заложенных в природе нашей души, нашего духа. По мере взросления эти свойства просто получают новые возможности для своего выражения, проявляются в новых сферах и новых формах, оставаясь, по большому счету, неизменными.
На этом месте опять могут возникнуть возражения. Ну как же так! Порой мы попадаем в острые ситуации, жизнь бьет нас по голове, и на подобных событиях мы учимся, приобретаем опыт, меняемся. Разве это не духовное взросление?
Увы, как правило, нет. Острые ситуации действительно могут способствовать приобретению опыта, то есть мы можем извлечь из них уроки. Но что же нас при этом в первую очередь интересует? Мы склонны усматривать прежде всего внешние причины и движущие силы событий: происки противников и недоброжелателей, неудачное стечение обстоятельств, ошибки партнеров. И мы инстинктивно пытаемся обезопасить себя от действия этих внешних сил, например, держаться подальше от недоброжелателей или устранить их со сцены, пытаться предусмотреть какие-то страховочные мероприятия на случай возможного обвала, сменить партнера и т.п. Фактически, таким способом мы учимся обороняться от неблагоприятных обстоятельств, то есть обходить их. Это важный социальный опыт, но он не меняет наших глубинных принципов, предрасположений, установок. Они сохраняются, потому что мы их, как правило, не осознаем. Мы ими пользуемся автоматически как, например, пользуемся ногами при ходьбе. Естественно, мы не можем целенаправленно менять то, что остается за полем нашего внимания. Более того, надо учесть еще одно важное обстоятельство. Наша психика обладает многочисленными механизмами защиты, затрудняющими изменение действующих установок. Эти механизмы блокируют или искажают информацию, которая угрожает существующим установкам и моделям поведения. Так что, в итоге, у нас не возникает намерения что-либо в себе менять и совершенствовать.
Надо сказать, что технологическая направленность нашей цивилизации, ярко проявившаяся в 20 веке, не оставила в стороне и внутреннее психологическое пространство человека. Появились многочисленные технологии психологического развития, направленные на решение актуальных жизненных проблем или саморазвитие с целью более успешной самореализации. К помощи подобных тренингов прибегают люди, имеющие осознанное намерение к гармонизации своих отношений с окружением и партнерами. Здесь, казалось бы и открываются серьезные возможности для духовного роста. Однако их следует оценивать с определенной осторожностью. Большинство предлагаемых тренингов имеют вполне прагматическую ориентацию - решение конкретных жизненных проблем пациента, то есть обеспечение комфортного социокультурного существования. Такое обучение направлено в большей степени на адаптацию пациента к социуму, чем на его развитие.
В общем, нет ничего удивительного в том, что люди проживают всю жизнь с одним и тем же духовным багажом. Скорее удивительно обратное: как некоторым, вопреки всем перечисленным препятствиям, удается в какой-то мере понять, что же на самом деле движет их побуждениями и поступками, и вполне сознательно попытаться в чем-то изменить мотивацию своих действий? Но это не происходит спонтанно. Для того, чтобы выйти за рамки действия рутинных психологических механизмов, необходима прежде всего проявленная воля. Однако этого не достаточно. Необходима также и некоторая вынесенная за пределы внутреннего пространства точка отсчета, точка наблюдения. Пребывая в себе, разглядеть внутри себя ничего не удается - нужно определенное отстранение, ориентир, точка опоры, иначе можно уподобится барону Мюнхаузену тянущему себя из болота за волосы.
Роль такого ориентира может сыграть значимый авторитет, обладающий собственным опытом самопознания и духовного подъема. Но, по большому счету, он сам как и все другие тоже не может обходиться без ориентира и точки опоры, то есть в качестве ориентира он является лишь промежуточным звеном в цепи. Если идти по этой цепи до истока, то как бы мы ни называли его, мы приходим к Богу (Абсолюту, Высшему Разуму). Именно от Него исходит этика, которая может служить в самопознании точкой отсчета. Любое духовное движение требует соотнесения себя с Ним. Такое соотнесение придает направление, внутренним устремлениям, и становятся возможными рост и развитие. Фактически все мы являемся учениками Его школы. Если глядеть с такой точки отсчета, то какой бы деятельностью мы ни занимались, мы всегда, в конечном итоге, решаем нравственные задачи, в которых нам приходится преодолевать себя, ломать внутренние барьеры, делать неожиданные открытия. Важно понимать, насколько не случайно возникают перед каждым из нас эти задачи, не пытаться уйти от их решения. И тогда каждое выстраданное нами решение окажется шагом в нашем духовном взрослении.

Вот на такие нетривиальные размышления натолкнул старый советский фильм.
Previous post Next post
Up