Соловки 2011 Part 1

Dec 09, 2011 21:47

Бывает время, когда всё вокруг надоедает, раздражает, хочется убежать из этого повседневного однообразия. Уединиться. Уйти подальше от людей, современных технологий и прочего, окружающего нас.
В августе мы решили поехать на Соловецкие острова, в мир нетронутой природы. И вот, билеты куплены, рюкзаки собраны. В путь!
После одного дня езды на поезде мы оказываемся на станции Кемь. На часах только 2 00, автобус до причала ещё не скоро, и мы, в ожидании утра, располагаемся на жестких скамейках вокзала.
Каждое лето Соловки посещают очень большое количество туристов, походников и верующих. Это лето не исключение, на вокзале было много людей, которые или, так же как и мы, ждали автобуса, или поезда обратно домой.
Ну вот уже 5.30 , и мы выдвигаемся на автобусную остановку. При выходе из вокзала, к моему удивлению я встретил Федю, который возвращался с островов. Как не странно, но это не единственная неожиданная встреча за поездку.

И так, приехав на причал, мы первым делом купили билеты на “Василия Косякова”, и уже через несколько минут заняли свои места в тесном, битком заполненном людьми, трюме. 4 часа прошли незаметно, и вот вдалеке показались башни Соловецкого монастыря.

В первый же день, после того как расположились в лагере, мы пошли до Переговорного камня, расположенного на месте переговоров архимандрита Александра с парламентерами англо-французской эскадры, осаждавшей монастырь в 1855 г.

В первые два дня погода оказалась самая тёплая. И мы решили прогуляться по самой деревне и по монастырю.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше - в 1429 году. Основатели - Герман и Савватий. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота - от 8 до 11 метров, толщина - от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 гг. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров.

Изнутри часть стены и пару башен отреставрировали, для того чтобы водить экскурсии. Понаставили кучу решёток и объёмников, не понятно зачем.

В одной из башен сделали экспозицию из пушек.

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (СЛОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов.

В некоторых частях стены располагались тюремные камеры. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь.

И вот, пару отчаянных движений и я оказываюсь на крыше между Архангельской и Белой башнями. При спуске на меня смотрело несколько удивлённых лиц.

Спустившись, со стены мы направились в трапезную палату. Это огромный зал, где раньше проводились трапезы. Кстати в настоящее время на территории монастыря располагается хлебопекарня, которая снабжает весь остров хлебом и очень вкусной выпечкой.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Обзорная экскурсия закончена, и я пошёл гулять по закрытым от людских глаз местам. Залезть на часть стены, не доступную и не отреставрированную, оказалось не трудно. Пару физических усилий пришлось приложить, чтобы добраться до лестницы на башню. И вот, через несколько минут, я на самой верхушке Успенской башни. С неё открывается отличный вид на бухту Благополучия.

Гостиница “Преображенская”, в которой в 1992 году произошёл пожар. И монастырский причал, который сейчас активно реставрируется.

Казначейский, Наместнический корпуса и самая высокая из башен Соловецкого кремля - Корожная башня.

Успенская церковь, Колокольня, Спасо-Преображенский собор. Все они было отреставрированы несколько лет назад и щас продолжается реставрация колокольни.

Старый лодочный сарай и крест, установленный 19 января 2004 года.

На Соловки приезжают и художники.

В часы отлива, вода уходит от берега, осушая прибрежные камни.
На четвёртый день со дня приезда, мы решили пойти на северную часть острова. Рассчитываем количество еды на три дня, собираем все вещи и в путь.

Небольшую часть пути решили проплыть на лодке. На Соловецком архипелаге более 500 озёр, некоторые из них соединяются каналами. И вот придя на лодочную станцию, мы взяли лодку на прокат. Водный маршрут наш проходил по 5 озёрам: оз. Средний Перт, оз. Круглое Орлово, оз. Щучье, оз. Валдай и оз. Большое Красное.

В общей сложности мы проплыли более 8 километров за 3 часа. На территории острова, в озёрах, запрещается плавать на моторных лодках, ведь они загрязняют окружающую среду. Вода в озёрах настолько чистая, что в ясную погоду можно увидеть рыб, плавающих на глубине.

На Красном озере решили подплыть к одному островку в виде калача, размять ноги. В прошлые годы, когда я был здесь, мы часто ловили там рыбу, много рыбы))
Но в этом году с рыбалкой как-то не сложилось.

А постепенно небо хмурилось.. Мы доплыли до места ночёвки, поставили палатки, разожгли костёр и начали готовить ужин. И тут, всем назло, начался дождь. Поужинав, мы все промокшие пошли в палатку. Как не странно, но под шум дождя намного быстрей и приятней засыпать.

Весь следующий день дождь шёл не прекращаясь, то усиливаясь, то на некоторое время ослабевая. Пришлось весь день проваляться в палатке.
На следующее утро дождя уже не было и, позавтракав, мы решили прогуляться. Изучив карту, мы направились к “Исааковской пУстыни”. На её месте осталось всего лишь пару домов.

Далее мы пошли к горе Секирная, где находится одна из трёх в мире церковь-маяк, построенная ещё в далёком 1867 году. Она находится на самой высокой точке Большого Соловецкого острова.

По всему острову расставлены большие кресты.
Спустившись с Секирной горы, мы возвращаемся в лагерь через “Савватиевский скит”, где стояла недавно отреставрированная церковь.

На следующий день мы собрались и решили пойти на северо-западную точку острова - мыс “Переч-наволок”. Вышли только в обед, и через несколько часов дошли до губы “Сосновая”, где решили сделать привал. Как назло в это время начал моросить дождь, и нам пришлось ставить палатки и натягивать тент.

На следующее утро дождя уже не было, светило солнышко. Запас продуктов, взятых только на 3 дня, уже почти кончился. И мы, немножко позавтракав, отправились дальше. Почти весь путь до “Переч-наволока” мы шли по лесу, переходящему в болото. Тропинка давно позади и нам приходится скакать через поваленные деревья, овраги и заросли кустарника. Спешить нам некуда, и мы не спеша, продвигаемся к цели, по пути объедаясь ягодами черники, брусники и морошки. Остров очень богат всякими видами ягод, грибов.

И вот мы у цели! На мысу раньше добывали бурые водоросли, которые после сушки и переработки отправляли на большую землю. Сейчас же там остались несколько деревянных домов, сушилка для водорослей и пара сгнивших лодок. Немножко передохнув, мы отправились вдоль берега в сторону посёлка.

Как нам рассказывал местный житель, на мысу “Переч-наволок” всегда непредсказуемая погода, могут набежать серые тучи и хлынуть дождь, а через несколько минут будет голубое небо и солнце. Всё это связано с сильным ветром, обдувающим мыс.

Вдоль побережья стояли старые фарватерные знаки, доходя до одного, мы уже видели следующий.

На берегу росло много гороха, и иногда пробегали под ногами маленькие мышки.

В каком-то месте параллельно тропинки пошла каменная гряда, непонятно для чего сделанная.

Шли долго. Идём по узенькой тропинке, и вдруг, буквально в метре от меня, тропинку перебегает лиса(!) Первый раз увидел лису в лесу, а не в зоопарке.

Проходят часы, и вот перед нами губа “Белужья”. Раньше там тоже добывали водоросли. Отдохнув, мы идём дальше. И разбиваем лагерь не далеко от мыса “Белужий”. Его так назвали, потому что если в отлив пройти на этот мыс, то можно увидеть белух.

Время отлива. И мы идём на мыс.

На мысу стоит наблюдательная станция, с которой учёные наблюдают за белухами. Подойдя ближе, мы встретили учёных, красивших основание вышки. Они сказали, что белух пока невидно и есть большая вероятность того, что они приплывут только завтра утром. Ну что ж завтра, так завтра.

Закат в тот вечер был неописуем!

Полюбовавшись им, мы пошли ужинать и отсыпаться после длинного дня.

На следующее утро, проснувшись пораньше, мы пошли на мыс. Подходя к нему, мы увидели толпы людей идущих в том же направлении.
-“Ну значит точно приплыли.”
К мысу люди не только шли, но и ехали: на лодках и даже на вездеходной машине с большими колесами, которая заехал прям на мыс. Подойдя к вышке, мы всё же увидели белух. Их было много, они то выныривали, показывая свои белые спины, на несколько секунд, то погружались всё глубже и глубже.

Ну что ж, полюбовались, надо двигаться дальше, продуктов уже совсем не осталось!
Во время отлива оголяется большая часть суши и показываются камни. Выглядит красиво.

Часа за 4 мы дошли до посёлка. В этот вечер, в местном ДК, был фестиваль Бардовских песен. Было приятно послушать профессионалов исполняющих песни и музыку собственного сочинения. После него, я пошёл поснимал ночной кремль.

Кстати на купюре номиналом 500 рублей изображён Соловецкий монастырь.

На следующий день была ясная солнечная погода, и я пошёл бродить по закромам крепости.
Закрытая от посторонних часть стены.

Открыв старые ворота, я попадаю внутрь Никольской башни. Пол между ярусами разобран, и приходится пробираться вдоль стены к лестнице, ведущий на ярус выше.

На самом верху башни окошки заделаны прозрачными пластинами, пришлось снимать через них.

Дорога уходящая к аэродрому.

Два монастырских катера.

Кривые берёзки))

В эти дни, проведённые в посёлке, неожиданно для себя, я встретил ruchkin-lesha

Карта первой части нашего пути.

P.S. Продолжение следует!

соловецкие острова, roof., Поход, белое море, кремль