Джеймс О'Нил: Байден обнаружит, что мир изменился с тех пор, как он в последний раз был у ввласти

Dec 22, 2020 17:23




Новая администрация избранного президента США Джо Байдена посылает четкий сигнал всему миру. Несмотря на его риторику, его список назначений на ключевые посты сильно напоминает администрацию 2008-2016 годов. Поэтому первый урок, который следует извлечь из администрации Байдена, заключается в том, что было бы очень неразумно ожидать каких-либо радикальных изменений во внешней политике Соединенных Штатов.

Эта политика была четко сформулирована в администрации Обамы, и хотя Байден может коснуться ее по краям, центральная направленность останется прежней. Люди будут поражены тем, как мало изменилось во внешней политике Соединенных Штатов. Для этого есть целый ряд причин.

Первая причина заключается в том, что администрация на самом деле не определяет внешнюю политику. Это остается прерогативой того, что сегодня называется “глубоким состоянием”. И это тоже не должно быть сюрпризом. В своем прощальном обращении в январе 1961 года уходящий президент Дуайт Эйзенхауэр обратил внимание на то, что он называл военно-промышленным комплексом.

Его преемник на посту президента Джон Кеннеди совершил роковую ошибку, бросив вызов духу, который влекли за собой эти отношения. Он стремился к сближению с тогдашним советским лидером Никитой Хрущевым и имел планы вывода американских войск из Вьетнама после победы на выборах 1964 года. Оба этих шага были анафемой для глубинного государства, и Кеннеди был убит.

Это является отражением силы этой группы, что 57 лет спустя мифология Ли Харви Освальда как "одинокого сумасшедшего стрелка" все еще продается истеблишментом Вашингтона. Это несмотря на то, что опросы показывают, что более 70% населения Соединенных Штатов не верят в басню Освальда. То, что это говорит о четверти американцев, которые все еще верят в мифологию Освальда, на самом деле говорит довольно много о силе официальных средств массовой информации.

Преемник Кеннеди, Линдон Джонсон, быстро изменил политические намерения Кеннеди. Еще 12 лет вьетнамских страданий пришлось пережить, прежде чем американцы были вынуждены покинуть страну. Унизительная борьба за спасение была замаскирована в последние годы. Действительно, американцам так не хватает памяти, что они теперь ухаживают за Вьетнамом в рамках кампании по окружению Китая.

Готовность Байдена согласиться с этим и многими другими проявлениями попытки Соединенных Штатов "сдержать" Китай действительно еще больше раскрывает, как мало изменилось в последние десятилетия с точки зрения собственного взгляда Соединенных Штатов на себя на мировой арене. Возможно, “идти вместе " слишком великодушно для Байдена. На самом деле у него нет выбора


Подъем Китая в последние три десятилетия, в частности, представляет собой самую большую угрозу для амбиций Соединенных Штатов доминировать в мире. Китай представляет гораздо большую угрозу для господства Соединенных Штатов, чем когда-либо представлял собой старый СССР, основной заботой которого было поддержание безопасного кордона стран между собой и западным миром. С момента распада Советского Союза в 1991 году, вопреки обещаниям Соединенных Штатов, происходило неуклонное расширение НАТО вплоть до российских границ. Не может быть более ясного примера “наблюдайте за тем, что они делают”, а не “полагайтесь на то, что они говорят”.

Точно такая же уловка провоцируется против Китая, где буквально сотни военных баз Соединенных Штатов окружают страну и создают постоянную военную угрозу. Эта тактика подкрепляется постоянными американскими учениями "свобода судоходства" в водах, граничащих с Китаем. Дальнейшим примером может служить продолжающаяся оккупация Японии спустя 75 лет после окончания войны.

То, что изменилось с тех пор, как Байден в последний раз был у власти, - это сила возмездия Китая этим постоянным угрозам. Инициатива "Пояс и Путь “является одним из очевидных примеров, охватывающих в настоящее время более трех четвертей стран мира, но это далеко не единственное” оружие", имеющееся в распоряжении Китая. В последние годы Китай также вступил или создал ряд региональных азиатских организаций, последней из которых является Региональная всеобъемлющая экономическая программа-группа из 15 стран, в основном азиатских, но включающая Австралию и Новую Зеландию, которая недавно появилась после восьмилетнего периода переговоров.

Как долго Австралия продержится в этой группе-вопрос открытый. Их чернила на подписи еще не высохли, когда Китай объявил о ряде мер, серьезно ограничивающих австралийский экспорт в эту страну. Одна из любопытных особенностей австралийских средств массовой информации заключается в том, что последствия этого запрета почти не упоминаются. До этого года Китай не только занимал почти 40% от общего объема экспорта Австралии, но и был крупнейшим источником иностранных студентов и иностранных туристов.

То, что основные средства массовой информации фактически проигнорировали китайский запрет, поразительно. Если у австралийского правительства есть “план Б", чтобы найти альтернативные рынки, и в спешке, они были удивительно спокойны. Возможно, они знают что-то, чего не знаем мы, но это еще предстоит выяснить. Это любопытное молчание, если не считать в значительной степени бессмысленной жалобы во Всемирную Торговую Организацию по поводу опровержения Китаем одного из продуктов в их фактически запрещенном списке.

Соединенные Штаты при администрации Байдена вряд ли будут делать что-то иное, кроме как сочувственно шуметь о судьбе Австралии. Американские фермеры, в конце концов, являются одним из основных бенефициаров спроса Китая на импорт продовольствия, среди прочего, из которых теперь фактически запрещенные австралийские товары были лишь одним примером.

Точно так же воинственность Соединенных Штатов в отношении Китая не будет иметь заметного эффекта. Китай не только давно превзошел Соединенные Штаты, поскольку крупнейшая экономика мира, измеряемая в паритетных условиях покупательной способности, степень мирового экономического охвата Китая неуклонно растет. Не последнюю роль в экономическом проникновении Китая сыграли сами Соединенные Штаты, где он в настоящее время сохраняет большую ценность в торговых преимуществах.

Ни один из этих факторов, вероятно, не изменится при администрации Байдена. Что еще хуже с точки зрения Соединенных Штатов, так это то, что понимание того, что происходит в мировой экономике, остается неизменным в то время, когда Байден в последний раз был у власти четыре года назад. За это время мир существенно изменился, и среди этих факторов наиболее важными являются военное превосходство России и торговое доминирование Китая.

То ли Байден, то ли, что еще более важно, высшие элиты Соединенных Штатов, которые диктовали политику Соединенных Штатов, экономическую и военную, в течение последних нескольких десятилетий, осознают, насколько изменился и меняется мир. Откровенно говоря, эти признаки не обнадеживают, и выбор Байденом остатков эпохи Обамы-лишь одна из классических иллюстраций.

Реальный вопрос заключается в том, обладает ли Байден достаточной властью, чтобы адаптировать политику Соединенных Штатов к этому изменившемуся миру. Было бы неразумно слишком надеяться.

Джеймс О'Нил, австралийский бывший адвокат в области права, исключительно для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”.

Кризис развития, США

Previous post Next post
Up