Салман Рафи Шейх: Джо Байден милитаризирует политику США на Ближнем Востоке
Избранный президент США Джо Байден одержал победу на выборах, пообещав
пересмотреть внешнюю политику США."Важным направлением внешней политики США всегда был Ближний Восток как по геополитическим, так и по геоэкономическим причинам. При администрации Трампа США вышли из СВПД, ввели санкции против Ирана и даже ввязались в ограниченный военный конфликт. Он преследовал ближневосточный мирный план, который в конечном итоге привел к нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, Бахрейном и Суданом. Отношения США с Саудовской Аравией оставались прочными, поскольку администрация Трампа продолжала поддерживать саудовцев по сложному международному сценарию, который развился после убийства Джамаля Хашогги в саудовском консульстве в Турции. За этим последовал также частичный вывод войск США из Сирии и перенос командного центра на Ближнем Востоке из Катара в Южную Каролину, что свидетельствует о возможном сокращении военных расходов. Этот процесс мог бы продолжаться, если бы Трамп выиграл выборы.
Джо Байден, однако, во время своей предвыборной кампании неоднократно клялся изменить ход событий. Изменение курса дел, однако, не означает радикального сдвига в ближневосточной политике США, предполагающего абсолютную нормализацию отношений с Ираном и расчетную дистанцию от Израиля. Администрация Байдена внесет лишь некоторые важные коррективы, которые позволят США оставаться вовлеченными в ближневосточный конфликт.
Хотя Джо Байден также заявил, что вернется в СВПД, он также поддерживает продолжающийся процесс нормализации на Ближнем Востоке, а это означает, что Израиль по-прежнему будет центром ближневосточной политики США. И хотя Байден ранее поклялся объявить Саудовскую Аравию “
изгоем"отношения США и Саудовской Аравии слишком глубоко институционализированы и слишком стары, чтобы позволить себе такое предприятие. Напротив, поскольку Саудовская Аравия сейчас уже находится в очереди на нормализацию отношений с Израилем, администрации Байдена будет трудно поддерживать "дружественные" отношения с саудовцами и не допустить срыва процесса из-за "жесткой" политики в отношении саудовцев.
Несмотря на предвыборную риторику Байдена, остается фактом, что администрация Обамы-Байдена продала Саудовской Аравии больше оружия, более чем на 100 миллиардов долларов, чем любой из его предшественников, и эта администрация также поддерживала Саудовскую войну в Йемене дипломатической поддержкой и военной помощью. Это означает, что Джо Байден на самом деле не является антисаудийским лидером. Если бы Байдена не волновали тысячи йеменцев, погибших от рук саудовцев, он вряд ли перевел бы свой очевидный гнев по поводу убийства журналиста в радикальный политический сдвиг.
Однако причина, по которой характер отношений США и Саудовской Аравии может измениться, заключается не в том, что делали или делают саудовцы, а в том, что делают ОАЭ с точки зрения замены саудовцев в качестве лидера суннитского мусульманского мира. ОАЭ предпринимают шаги, чтобы
позиционировать себя в этом качестве .
Политика США при администрации Байдена будет больше соответствовать политике администрации Обамы. Он будет более милитаризованным и более сосредоточенным на укреплении США. Это будет руководствоваться основной целью восстановления влияния США.
Потенциальные министры кабинета Байдена говорят, Чего ожидать
Это видно по потенциальным министрам кабинета, которых Байден выбрал на посты министра обороны и госсекретаря.
Например, Мишель Флурной, которая
, как сообщается, является главным кандидатом на пост министра обороны США, является решительным сторонником использования военной силы для обеспечения интересов США. Она также считает, что восстановление влияния США является как необходимой, так и долгосрочной задачей.
Будучи помощником министра обороны по стратегии при президенте Билле Клинтоне, Флурной был главным автором майского 1997
года четырехлетнего обзора обороны (QDR), который заложил идеологическую основу для бесконечных войн, последовавших за этим. В соответствии с “оборонной стратегией” QDR фактически объявил, что США больше не будут связаны запрещением Устава ООН на угрозу или применение военной силы. В нем говорилось, что " когда речь идет о жизненно важных интересах ...мы должны делать все возможное для их защиты, включая, когда это необходимо, одностороннее использование военной силы.”
Она также является одним из авторов доклада под названием
“расширение американской власти”. Этот доклад категорически призывает к американскому укреплению. Процитировать его:
Лучший способ обеспечить долговечность основанной на правилах международной системы, благоприятной для интересов США, - это не отступать за два океана, не снижать американские стандарты и не повышать уровень терпимости к риску. Правильный курс заключается в расширении американской мощи и американского лидерства в Азии, Европе и на Большом Ближнем Востоке - регионах, где угрозы международному порядку наиболее велики и где либо новые подходы, либо более последовательное применение освященных временем подходов наиболее срочно необходимы.
Что касается Ирана, то в докладе содержится призыв к “жесткому” соблюдению СВПД и “более решительным усилиям по противодействию дестабилизирующей деятельности Ирана во всем регионе, начиная с его поддержки террористических группировок, таких как "Хезболла", и заканчивая его усилиями посеять нестабильность в суннитских арабских государствах".”
Еще одним важным потенциальным членом кабинета на посту госсекретаря является Сьюзан Райс, бывший посол США в ООН и советник по национальной безопасности в администрации Барака Обамы. Она была ярой сторонницей вторжения США в Ирак и считала, что режим Саддама обладает оружием массового поражения. Она, как и Мишель Флурной, является ярым сторонником применения военной силы для достижения внешнеполитических целей.
С учетом того, что сторонники активного развертывания американской военной силы для достижения внешнеполитических интересов США, скорее всего, найдут себе место в кабинете Байдена, все более вероятно, что США увеличат свое военное присутствие на Ближнем Востоке в целом и в Сирии и Ираке в частности.
Нет никаких сомнений в том, что нефть остается важным аспектом ближневосточной политики США. Поскольку администрация Трампа уже выделила военную силу для “
обеспечения безопасности” сирийской нефти, администрация Байдена, скорее всего, последует ее примеру. Это усугубляется тем, что Сьюзан Райс настроена особенно антироссийски и увидит в присутствии американской военной силы в Сирии средство сорвать планы России по объединению Сирии.
Таким образом, политика США на Ближнем Востоке при администрации Байдена будет в большей степени ориентирована на восстановление американского влияния. Единственный надежный способ для администрации Байдена сделать это-через военные окопы. Присутствие Сюзан и Флурной в кабинете министров в значительной степени облегчит эту задачу.
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, специально для интернет-журнала
"Новое Восточное Обозрение".