Bloomberg: Владимир Путин ставит свое политическое наследие на налогового гения

Mar 02, 2020 15:40




Политическое наследие Владимира Путина может зависеть от технократических навыков малоизвестного налогового гения, который революционизировал сбор доходов в России и теперь стремится привнести такую же эффективность в амбициозные планы расходов Кремля.



С парламентскими выборами через год и Путиным, готовящим общественность к конституционным изменениям, которые позволили бы ему сохранить некоторую власть после окончания своего срока, президент России удивил страну, заменив в январе давно работающего премьер-министра Дмитрия Медведева главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным, карьерным бюрократом, который никогда не занимал политический пост.

За последние несколько лет, когда Медведев не смог реализовать масштабные инфраструктурные проекты, которые, по словам Путина, необходимы для возрождения умирающей экономики, Мишустин помог вернуть бюджет в профицит, удвоив доходы от налогов на добавленную стоимость до примерно пятой части всех государственных доходов, уступая только налогам на добычу и прибыль.


В спешке, чтобы получить результаты в своей новой работе, Мишустин, 53 года, не тратит времени на перестройку бюрократии по своему вкусу.

«Он хороший практик, который понимает, что нужно сделать, знает, как это сделать, и делает это ” , - сказал 67-летний Путин 20 февраля.

Порывая с традицией, Мишустин созывает свою первую будничную встречу с подчиненными ровно в 9 утра - практически на рассвете по московским меркам, а затем по субботам и воскресеньям встречается со своим личным составом, по словам двух человек, имеющих непосредственное представление об этом деле.

Взгляд на десятилетнее пребывание Мишустина на посту главного налогового чиновника страны может дать некоторые указания о том, как он намерен управлять. Его рационализация налогового режима получила высокую оценку со стороны международных органов, таких как Всемирный банк, который привел, как пример, эти улучшения, поскольку он постепенно поднял рейтинг России в своем ежегодном обзоре легкости ведения бизнеса со 120-го места в 2012 году до  28 в прошлом году.

Его фирменным достижением было наблюдение за общенациональной установкой более 3,5 миллионов кассовых аппаратов с подключением к интернету в торговых точках и ресторанах: все они концентрируются в двух гигантских серверных фермах, основной под Москвой, и идентичной резервной - под Нижним Новгородом. Система позволяет любому человеку с разрешением и ноутбуком просеивать миллионы транзакций в режиме реального времени.



Даниил Егоров

Фото: Андрей Рудаков/Bloomberg

«У нас даже есть данные по импорту-экспорту, поэтому мы можем просматривать всю экономику, чтобы отслеживать цепочку добавленной стоимости от происхождения до окончательной продажи»,-сказал преемник Мишустина и давний заместитель Даниил Егоров в интервью в штаб-квартире службы в центре Москвы.



Сидя за столом перед большим настенным монитором, Егоров всего несколькими щелчками мыши вывел на экран список всех последних сделок, совершенных в соседнем роскошном универмаге.

«Смотрите, кто-то только что купил пару джинсов за 67 000 рублей ( $1000)», - сказал он. - Это сумасшедшая цена за джинсы» ! Как и все квитанции в России, на этой было отметчено, что цена включала в себя 20% - ную надбавку за НДС, что привело к непредвиденному для правительства рублевому эквиваленту в $200.

44-летний Егоров вывел на свой гигантский экран карту России, наугад щелкнул по южному краю Краснодара и отметил одну из тысяч местных компаний, которые тут же высветились. Оттуда он мог найти все даты и суммы платежей НДС, произведенных этой компанией, а также всех ее поставщиков и даже подрядчиков этих поставщиков.

Еще одно новшество, введенное Мишустиным, - обязательная печать уникального QR-кода (quick response) на каждой квитанции. Это позволяет потребителям войти на портал налоговой службы, загрузить фотографию своего кода и проверить, что магазин или ресторан, в который они только что заплатили деньги, работает на законных основаниях. Это также помогает властям искоренить деятельность черного рынка.

«Мишустин создал общенациональную информационную службу, объединив все имеющиеся данные вместе, чтобы обеспечить анализ и управление», - сказал Егоров. «Его дата-ориентированная платформа заложила основу, и мы шаг за шагом работаем над созданием различных решений вокруг нее».

Алгоритмы системы теперь способны выявлять несоответствия и случаи потенциального мошенничества на каждом этапе производственного процесса. После обнаружения подозрительной транзакции генерируется автоматические оповещения, которое направляются как соответствующим компаниям, так и местным инспекторам, которые их контролируют.

Этот кладезь информации настолько ценен, что налоговая служба решила открыть свой интерфейс для третьих сторон, создав стимул как для компаний, так и для потребителей, чтобы помочь убедиться, что розничные торговые точки проводят каждую покупку через официальные реестры.

Около 150 компаний уже работают над тем, чтобы извлечь выгоду из этой информации. Они включают Edadeal, маркетинговую компанию, которая сотрудничает с такими производителями продуктов, как Coca-Cola предлагает вознаграждение за возврат наличных через специальное приложение, которое сканирует QR-коды и переводит деньги непосредственно на банковский счет потребителя.

Поскольку Мишустин сейчас занят управлением всем правительством, его протеже должен закончить работу, которую они начали, пытаясь завоевать последний рубеж в охоте за новыми налоговыми доходами: самозанятых.

По оценкам, 25 миллионов россиян, треть рабочей силы страны, имеют некоторые формы дохода, которые не облагаются налогом: от таксистов и разнорабочих до помещиков и учителей. Всегда помня о требовании Путина, что государство должно служить народу, а не наоборот, Егоров сказал, что он осторожно подходит к этим людям.

Налоговая служба начала пилотную программу в прошлом году, чтобы помочь людям легализовать свои «серые» доходы, заплатив единый налог 4% через специальное приложение для предпринимателей,  но не раньше, чем сможет оценить реакцию общественности.

По просьбе сервиса крупнейшие российские онлайн-платформы спросили своих самозанятых пользователей, сколько они готовы заплатить, и, к удивлению Егорова, 60% ответили, что от 2% до 5% будет справедливо.

«Я так и думал, что все скажут ноль», - сказал Егоров. «Я мог бы легко найти этих людей и убедить их заплатить, но такой подход в советском стиле был бы слишком жестким и непродуктивным»,-сказал он. «Перефразируя Адама Смита, налог должен взиматься таким образом, который наиболее удобен для плательщика».

Елена Писменная и Илья Хренников   при содействии Анны Андриановой

Bloomberg

Правительство России, Блумберг

Previous post Next post
Up