"Вести.Экономика". "Франция 2019 года. Нельзя отрицать, что в ней происходит важное и опасное преобразование. Время Франции как особой страны или по крайней мере западной, иудейско-христианской нации подходит к концу", ─ отметил основатель и президент Института Жана-Жака Руссо Мишель Гурфинкель.
Французское общество утрачивает свое культурное ядро: старый образ жизни исчезает и заменяется своеобразной балканизацией различных анклавов, не общающихся друг с другом. Для страны, пострадавшей от исламского фундаментализма и терроризма, это не самый лучший вариант.
Согласно анализу французской газеты Le Monde Франция теперь напоминает "гетто для богатых" и "гетто для бедных" с большим количеством мигрантов. Между небольшими городками, пригородами, сельскими районами и мегаполисом "буржуазной богемы" настоящая пропасть. Чем больше французские элиты будут объединяться в своих анклавах, тем меньше вероятность того, что они поймут последствия неудачной массовой иммиграции и мультикультурализма.
Лидер партии "Национальное объединение" Ле Пен и президент страны Эммануэль Макрон поддерживают совершенно разные социологические лагеря. В пригороде Парижа крайне правая партия "Национальное объединение" Ле Пен переживает бум. Однако в городах отстает: партия оказалась пятой в Париже, третьей в Лилле, четвертой в Лионе.
По одну сторону социального разрыва Франции находятся такие города, как Дрё, который Валер Актюэль назвал "городом, определяющим Францию завтрашнего дня": "С одной стороны, королевский город с огромной историей, считающий, что все меняется, с другой стороны ─ города, наводненные незаконным оборотом наркотиков и представителями ислама. Буржуа крупных городов голосуют за Макрона, население маленьких городков - за Ле Пен".
По другую сторону - Париж. "Все мегаполисы мира постигнет одна и та же судьба. Именно здесь ярче всего проявляется союз между "победителями глобализации" и их "слугами", иммигрантами, которые пришли служить новым хозяевам мира. Париж - это мегаполис, а не французский город", ─ отмечает известный комментатор Эрик Земмур из Le Figaro.
По словам одного из наиболее уважаемых авторов Франции Кристофа Гийюи, глобализированные, "буржуазные высшие классы" наполняют "новые цитадели" и массово голосуют за Макрона. У них "единый способ говорить и думать, который позволяет доминирующим классам подменять реальность нации, подверженной сильному стрессу, рассказывая басни о добром и доброжелательном обществе".
Отличным символом раскола французского общества является недавнее движение "Желтых жилетов", чьи демонстранты в течение нескольких месяцев протестовали каждую субботу в Париже против реформ президента Макрона.
По словам Гийюя, это был "социальный и культурный шок". По мнению французского философа Алена Финкелькраута, он состоит в "безобразии периферии Франции и ее влиянии на настроения тех представителей рабочих классов, которые лишились привычного уровня жизни и культурных особенностей".
Партия Ле Пен победила в депрессивных и деиндустриализированных районах Северной, Юго-центральной и Восточной Франции, в которых и зародилось движение "Желтых жилетов".
"После переезда во Францию в 2002 г. я стал свидетелем культурной революции во Франции. Католицизм почти вымер. Сейчас лишь 6% французов посещают мессы. Небелое население продолжало расти", ─ отметил британский автор Саймон Купер в Financial Times. Он считает, что Макрон стал символом "нового индивидуализированного, глобализированного, нерелигиозного общества".
Отход Франции от католицизма настолько очевиден, что в новой книге Жерома Фурке "L'archipel français: Naissance d'une nation multiple et divisée" культурный крах французского общества назван "постхристианской эрой". Фурке заявляет, что страна проходит через дехристианизацию. И заменитель здесь может быть только один. Согласно новому научному исследованию во Франции столько же мусульман, сколько и католиков. Мусульмане составляют 13% населения в крупных городах Франции, более чем вдвое превышая средний показатель по стране.
Иногда мусульмане из чувства солидарности создают собственные "гетто шариата". В отчете Института Монтеня подробно рассказано о радикализации французского мусульманского общества. Вместо интеграции, ассимиляции и европеизации мусульманские экстремисты во Франции преследуют идеи мультикультурализма, разделения. Анклавы иммигрантов на окраинах французских городов делают все, чтобы спровоцировать "разрыв ценностей с французским обществом…": "У четырех из десяти мальчиков в Сен-Сен-Дени арабско-мусульманские имена". Также согласно опросу Жерома Фурке "у 18% новорожденных во Франции арабо-мусульманские имена".
Словом, Франция претерпевает резкие изменения. Как отмечает философ Ален Финкелькраут: "Пожар в Соборе Парижской богоматери - это не атака и не случайность. Это попытка самоубийства".
Источник