Набиуллина нашла слабое место в экономике России
Глава Центробанка
Эльвира Набиуллина на расширенном заседании коллегии Министерства финансов обозначила слабое место российской экономики*. По её словам, серьёзной проблемой остаётся отсутствие внутренних источников «длинных денег».
Набиуллина отметила, что, хотя за последнее время удалось значительно снизить зависимость курса рубля от цен на нефть, на российскую валюту по-прежнему значительное влияние оказывает поведение иностранных инвесторов, которое зачастую зависит от геополитической ситуации.
Чтобы исправить эту проблему, глава Центробанка считает необходимым сформировать собственную инвесторскую базу,
пишет РИА Новости.
Ранее она
рассказала об условии, которое должно быть выполнено, чтобы ипотечные ставки снизились до уровня 8 процентов и даже ниже.
СП *
Э.Набиуллина: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Антон Германович! Уважаемые коллеги!
Благодарю за приглашение выступить на коллегии. Центральный банк очень активно взаимодействует с Министерством финансов, прежде всего по темам макроэкономической стабильности и развития финансового рынка. И конечно, надо признать, у нас есть определённый прогресс в создании макроэкономической стабильности, и это основа для экономического роста. Стабильность не заменяет собой рост, но это важная основа для обеспечения роста.
На наш взгляд, здесь важную роль играет бюджетное правило. Именно благодаря бюджетному правилу все реально почувствовали снижение зависимости от цены на нефть. Хотя в прошлом году бюджетное правило с разных сторон подвергалось проверке на прочность. В момент роста цен активизировались дискуссии, надо ли нам поменять цену отсечки, для того чтобы профинансировать дополнительные расходы. Минфин занял консервативную позицию - мы активно поддерживаем здесь Министерство финансов, потому что именно следование бюджетному правилу способно стабилизировать рынок. А если участники рынка будут ожидать, что при росте цен у нас цена отсечки растёт, при снижении цен - падает, то, конечно, это не будет способствовать стабилизации.
Мы в прошлом году были вынуждены приостанавливать покупки валюты в рамках бюджетного правила. Дважды сталкивались с ситуацией резко возросшей волатильности на рынке из-за внешних событий и как агент Минфина приостанавливали покупки. При этом правило продолжало выполняться. Фонды Минфина пополнялись, но временно это происходило за счёт резервов Центрального банка. И мы видели, что, с одной стороны, ситуация на рынке в результате таких действий стабилизировалась, эмоциональная реакция сходила на нет. С другой стороны, сама суть бюджетного правила, сдерживающее действие бюджетного правила сохранилось. Я бы хотела отдельно подчеркнуть (этот вопрос ещё остаётся иногда у участников рынка), что мы не использовали и не планируем использовать операции по бюджетному правилу как инструмент управления номинальным курсом рубля. В случае повышенной волатильности на валютном рынке мы будем полностью приостанавливать покупки, а не частично. И делать это исключительно, чтобы не оказывалось давление на рынок, а не добиваться каких-то изменений курса.
Бюджетное правило в совокупности с мерами денежно-кредитной политики, действительно, довольно устойчиво защищает финансовую стабильность. Но было бы неправильно, если бы я не упомянула слабое место, которое у нас ещё остаётся: отсутствие внутренних источников длинных денег. Да, мы добились снижения зависимости валютного курса от цены на нефть, но сейчас в колебаниях курса существенно выросла роль поведения нерезидентов. Эта зависимость небезобидна. На поведение краткосрочных внешних инвесторов могут повлиять - и мы неоднократно это видели - и общая оценка привлекательности развивающихся рынков, и геополитические факторы.
Собственная инвесторская база, наличие мощных институциональных инвесторов делает финансовые рынки страны более стабильными. И важно, чтобы это были инвесторы с долгосрочными стратегиями. Поэтому для того, чтобы обеспечить и улучшить финансовую стабильность, мы должны думать о внутренних инвесторах. Надеюсь, что нам с Минфином и другими ведомствами совместными усилиями удастся сформировать такой институт. Антон Германович говорил уже об индивидуальном пенсионном капитале, о двух важнейших задачах индивидуального пенсионного капитала - повысить уровень пенсий и дать стране длинные источники. Но это важно и с точки зрения финансовой стабильности. Нам нужны такие собственные длинные источники. Мы здесь готовы совместно с Минфином работать.
У нас с Минфином очень широкое поле взаимодействия по развитию финансового рынка, совершенствованию регулирования. Мы понимаем, что финансовый рынок - это важный элемент реализации национальных проектов. Потому что национальные проекты в значительной степени опираются (и должны опираться) на частные инвестиции и без развитого финансового рынка это может быть проблематичным.
Мы двигаемся по разным направлениям. Антон Германович упомянул тему, по которой было много дискуссий, но мы достигли согласия, это важно, по валютному контролю и по реализации 115-го закона. Действительно, мы с вами одинаково понимаем задачи. Мы хотели бы снизить нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Но при этом иметь надёжные барьеры против тех, кто незаконно выводит эти средства. Одномоментно демонтировать сложившуюся, существующую если не годами, то десятилетиями систему валютного контроля достаточно сложно. Мы бы получили ряд проблем. Поэтому мы нашли понимание, как, какими этапами мы двигаемся, и прежде всего по несырьевым экспортёрам, с рублёвой валютной экспортной выручкой. Но и по сырьевым экспортёрам также. И одновременно будем создавать, я надеюсь здесь на взаимодействие, механизм действенного контроля против незаконных операций. И надеемся, что снижение здесь издержек добросовестный бизнес почувствует уже в ближайшее время.
Ещё одна тема, которая беспокоит финансовый рынок и банковское сообщество, - тема конкуренции. Прежде всего - размещение средств бюджета и госкомпаний в банках. Отбор банков для предоставления госгарантий и некоторых других сервисов и услуг. Сейчас существует по меньшей мере 22 разных перечня критериев, которые устанавливаются для банков, по участию в разного рода программах. По 14 из них уже критерием стали рейтинги. Мы специально рейтинговую индустрию для этого реализовывали, но по остальным этого, к сожалению, не произошло. По шести до сих пор в качестве критерия существует прямой или косвенный контроль государства над банком. По трём - это прямые требования к размеру капитала. И почти по всем капитал учитывается как один из критериев. И нам, конечно, кажется, что это надо менять.
Алексей Леонидович говорил о доле государства в экономике. У нас большая доля в финансовых средствах именно средств бюджета, госкомпаний, госкорпораций. И когда Правительство принимает решение о том, что к определённым финансовым ресурсам имеют доступ только государственные банки, это, конечно, потом транслируется на уровень субъектов Российской Федерации, муниципалитетов. И когда мы отсекаем небольшие частные банки от этого рода ресурсов, прежде всего страдает финансирование малого бизнеса, с которым эти банки работают. Мы здесь бы хотели, мы давно обсуждаем эту тему, продвинуться, для того чтобы создать равные условия конкуренции. И при использовании рейтингов сильно не завышать их, а для банков с более низким рейтингом смотреть на ограничение объёмов предоставляемых ресурсов.
Эта схема была бы очень важна и в подходах к проектному финансированию, эскроу-счетам, мы тоже об этом говорили.
Я хочу поблагодарить всех сотрудников Министерства финансов за конструктивную работу. Мы всегда видим, что даже в сложных вопросах вы стараетесь вместе с нами найти общий язык, найти, как решить задачу, не «замотать» её и добиться результатов. И за это очень благодарны и надеемся на такое же сотрудничество в будущем.
http://government.ru/dep_news/36175/