На прошедшей неделе Владимир Путин провел в Ханты-Мансийске заседание президентского Совета по межнациональным отношениям. Обсуждались направления модернизации Стратегии государственной национальной политики, принятой еще шесть лет назад. Глава государства считает необходимой ее корректировку в увязке с программой пространственного развития страны, а также своих посланий и майского указа 2018 года. «Все социально-экономические планы мы должны строить и реализовывать с учетом культурных, исторических, национальных особенностей наших регионов и в открытом диалоге с гражданами», - заявил президент.
Напомним, что на предыдущем заседании совета в 2017 году в Йошкар-Оле глава государства высказался за реформу образования на национальных языках, чтобы этот процесс не мешал изучению государственного, то есть русского. Изменения законодательства сопровождались протестными выступлениями и попытками элит и общественности ряда республик в составе РФ дезавуировать решение федерального Центра. Но поправки, предполагающие добровольное изучение школьниками нацнаречий, были приняты. При этом было обещано создание госфонда сохранения и изучения родных языков народов России. На минувшей неделе Путин издал соответствующий указ, финансирование уже заложено в бюджете на 2019 год.
На прошлой неделе Госдума приняла бюджет в первом чтении. За это проголосовали 370 депутатов, причем не только из «Единой России», но и из ЛДПР. Эта партия долгое время не поддерживала финансовые планы кабинета министров, но в сейчас решила, что ситуация в мире требует дополнительной консолидации внутри страны. Коммунисты и эсэры традиционно высказались против бюджета.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин выступил с инициативой, которая направлена на сохранении участия оппозиции в бюджетном процессе. Нынешний спикер нижней палаты с самого начала ее седьмого созыва сделал многое, чтобы на Охотном Ряду был слышен голос не только партии власти, но и ее конкурентов, хотя принятие решений, конечно, все равно остается прерогативой большинства. Оппозиционерам это, понятное дело, не очень нравится. Они эти решения критикуют, однако все больше и больше вовлекаются в их обсуждение.
Володин опять предлагает усилить парламентский контроль за исполнением правительством закона о госбюджете, причем проводить его системно. Профильный комитет ГД, скажем, при рассмотрении разделов бюджета слушает не только правительство, ведомства, но и коллег из других комитетов, а также Счетную палату. Теперь же в регламенте появится норма, в соответствии с которой комитет ГД по контролю будет отвечать за оценку эффективности действий исполнительной власти при реализации бюджета, различных госпрограмм, а главное - нацпроектов. Оценки будут выставляться в ходе отчетов министров перед Госдумой.
Кстати, бюджет строится теперь по программному принципу, а эти программы прежде всего задаются Посланиями президента. Так что думскому комитету, заметил Володин, надо будет еще и оценивать ход реализации стратегических документов. В Госдуме полагают, что переход к программному контролю над правительством позволит получать больше информации не только депутатам, но и Минфину. Первый вице-премьер Антон Силуанов согласился с таким взаимодействием ветвей власти. Тем более что принять именно этот формат Путин в начале октября кабмину и рекомендовал.
Несистемная же оппозиция на прошедшей неделе подтвердила свою неспособность договариваться внутри себя хотя бы для того, чтобы представлять для власти какую-нибудь угрозу. В 2019 году предстоят выборы в Мосгордуму, а также муниципальных депутатов Петербурга. У демократов уже появились некие проекты по консолидации на них общих усилий, однако как только процесс перешел от умозрительной стадии к реальной работе, так тут же все и начало ломаться. Алексей Навальный, например, отрекся от сотрудничества с кем-либо и в Москве, и в Питере лишь потому, что не хочет иметь дело с Ксенией Собчак. Другие участники этих проектов принялись что-то объяснять, описывать их подробности, но негативный политический эффект уже был достигнут.
РГ