Оригинал взят у
vamoisej в
Северный морской путь: Россия оставила США не у дел AwgustВо множестве статей относительно реализации российского проекта «Северный морской путь» авторы материалов невольно подводят читателей к неверному выводу: они указывают, что главной целью проекта якобы становится создание альтернативного маршрута формата «Китай - Европа», пролегающему через Суэцкий канал. Сведения о том, что мировой лидер грузоперевозок «Maersk» уже отправил в плавание через российскую Арктику контейнеровоз «Venta» лишь усиливает данное заблуждение.
На самом деле, Северный морской путь интересен не только в качестве «финансово обоснованной альтернативы» другим маршрутам, но и по многим другим причинам. И это - несмотря на период навигации по СМП только с июня по октябрь, малонаселённость арктической зоны РФ и отсутствие на маршруте крупных торговых портов.
Дело в том, что Северный морской путь позволяет компаниям-перевозчикам осуществлять транспортировку грузов, купируя целый спектр существенных проблем, присущих другим маршрутам. Во-первых, это минимизация участия в логистических процессах коррумпированных таможенников Юго-Восточной Азии и Африки, значительно удорожающих стоимость «проводки» транспортных судов. Во-вторых, это отсутствие пиратов южных морей, ставших реальной проблемой для множества транснациональных компаний. Ну и наконец, в-третьих - учёт интересов Российской Федерации и Китая, отношения которых планомерно развиваются.
КНР является инвестором множества российских проектов не только в сферах добычи и реализации нефти и газа, но и в арктической зоне РФ. В частности, только один проект «Ямал-СПГ» получил около 5 миллиардов долларов от китайских партнёров: танкеры «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль» уже доставили добытый сжиженный газ в китайский порт «Цзянсу Жудун» по СМП, затратив всего 19 дней вместо 35, если бы маршрут доставки проходил через Суэцкий канал.
Фактически, Северный морской путь является крайне выгодным для доставки СПГ из месторождений Ямала. При этом, он «двухсторонне эффективен»: как при транспортировке в Китай, так и в Европейский союз. Вполне резонно предположить, что системное расширение военной инфраструктуры в российской Арктике по одному из направлений связано с обеспечением плотного контроля над прохождением судов по СМП и обеспечению их максимальной безопасности.
На фоне этого можно сделать вывод об основном предназначении Северного морского пути - получение максимальной выгоды при реализации российского СПГ в обход американский инсинуаций, выражающихся в ведении торговой войны против РФ и КНР и реализации искусственных финансовых ограничений для стран-конкурентов. Вполне резонно предположить, что доступ к СМП будет открыт для судов других государств, которые за определённый прайс смогут сократить путь в Китай через российскую Арктику.