Грузооборот РЖД за январь 2018-го увеличился по сравнению с январём 2017 года на 5,6%

Feb 16, 2018 13:38


Обзор грузовых железнодорожных перевозок в январе 2018 года. Оценки экспертов




В январе 2018 года по­груз­ка на сети ОАО "РЖД" вы­рос­ла на 3,5% и со­ста­ви­ла 103,5 млн т. За ана­ло­гич­ный период про­шло­го года по­груз­ка на сети ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные дороги" со­ста­ви­ла немно­гим более 100 млн т. Гру­зо­обо­рот за январь 2018-го уве­ли­чил­ся по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом про­шло­го года на 5,6% и со­ста­вил 214,8 млрд та­риф­ных т-км. Гру­зо­обо­рот с учетом про­бе­га ва­го­нов в по­рож­нем со­сто­я­нии за это же время вырос на 4,4% и со­ста­вил 273,8 млрд т-км.

Уголь при­тор­мо­зи­ли морозы и празд­ни­ки



Январь оста­ет­ся не самым ак­тив­ным вре­ме­нем года, что в оче­ред­ной раз под­твер­ди­лось при транс­пор­ти­ров­ке наи­бо­лее мас­со­вой но­мен­кла­ту­ры - угля. В первый месяц года же­лез­ны­ми до­ро­га­ми было по­гру­же­но 31 млн т ка­мен­но­го угля. Это на 1,1% меньше, чем за тот же период ми­нув­ше­го года, и на 5% меньше де­каб­ря 2017-го, когда по­груз­ка уста­но­ви­ла оче­ред­ной рекорд и со­ста­ви­ла 32,6 млн т. Стоит от­ме­тить, что по­след­ний раз от­ри­ца­тель­ная ди­на­ми­ка по­груз­ки угля на­блю­да­лась лишь в ок­тяб­ре 2016-го. Однако ны­неш­нее сни­же­ние по­ка­за­те­лей обу­слов­ле­но в том числе и рядом объ­ек­тив­ных причин. Помимо тра­ди­ци­он­но вы­со­кой за­ад­ре­сов­ки в празд­нич­ный период, сни­же­ние по­груз­ки угля пред­опре­де­ли­ли слож­ные ме­тео­усло­вия. Наи­бо­лее ощу­ти­мо они от­ра­зи­лись на работе ЗСЖД, где по неко­то­рым данным об­ра­зо­ва­лась пробка из 30-32 тыс. по­рож­них ва­го­нов. В итоге на ряде пред­при­я­тий Крас­но­яр­ско­го края, Ке­ме­ров­ской об­ла­сти, Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти и неко­то­рых других ре­ги­о­нов был вы­яв­лен недо­груз в адрес пред­при­я­тий ЖКХ. По данным РЖД на 26 января, из-за от­сут­ствия по­движ­но­го со­ста­ва недо­груз только в Крас­но­яр­ском крае со­ста­вил 2141 ва­го­нов угля.

Впро­чем, как счи­та­ет ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор союза опе­ра­то­ров же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та Алек­сей Дру­жи­нин, ссылки ис­клю­чи­тель­но на ано­маль­но низкие тем­пе­ра­ту­ры не ис­чер­пы­ва­ют про­бле­му, по­сколь­ку она воз­ни­ка­ет зимой еже­год­но в те­че­ние уже многих лет. Чаще всего ее вы­зы­ва­ют две ос­нов­ные при­чи­ны: плохие ме­тео­усло­вия, бло­ки­ру­ю­щие работу портов, и про­бле­ма с по­груз­кой угля из-за его смер­за­ния по при­чине низких тем­пе­ра­тур в Куз­бас­се. В этом же году, по словам экс­пер­та, до­ба­ви­лись фак­то­ры нерав­но­мер­ной от­груз­ки угля в те­че­ние года и хо­ро­шей конъ­юнк­ту­ры уголь­но­го рынка за ру­бе­жом. Однако к се­ре­дине фев­ра­ля, со­глас­но еже­год­ной прак­ти­ке, про­бле­ма уже будет уре­гу­ли­ро­ва­на, счи­та­ют в СОЖТ.

Впро­чем, фев­раль может внести и свои кор­рек­ти­вы в планы пе­ре­воз­чи­ков. Так, в свете воз­рос­ших тре­бо­ва­ний к эко­ло­гич­но­сти Вла­ди­во­сток­ский мор­ской рыбный порт должен пре­кра­тить пе­ре­вал­ку угля на при­ча­ле № 50 до конца те­ку­ще­го года, на при­ча­ле № 46 - в по­сле­ду­ю­щие 2 года. А до конца фев­ра­ля 2018-го будет со­кра­ще­на на 50% пе­ре­вал­ка угля на мощ­но­стях ОАО "Тер­ми­нал Аста­фье­ва" в На­ход­ке. Со­глас­но офи­ци­аль­но­му за­яв­ле­нию ад­ми­ни­стра­ции При­мор­ско­го края, при­ня­тое ре­ше­ние также свя­за­но с тре­бо­ва­ни­я­ми эко­ло­гич­но­сти и уси­ле­ни­ем ветра в зимний период, что не спо­соб­ству­ет пе­ре­вал­ке сы­пу­чих грузов. Как счи­та­ет глав­ный ана­ли­тик ПАО "НПК ОВК" Лей­са­на Ко­ро­бей­ни­ко­ва, даль­ней­ший рост экс­пор­та рос­сий­ско­го угля огра­ни­чен пор­то­вы­ми мощ­но­стя­ми, по­это­му работа по их уве­ли­че­нию ве­дет­ся уже сейчас. Так, на­при­мер, с января 2018 года Мор­ской тор­го­вый порт Усть-Луга от­ка­зал­ся от работы с гру­за­ми ро-ро и начал пе­ре­ва­ли­вать уголь на тер­ми­на­ле "Юг-2". В планах МТП зна­чит­ся от­груз­ка 4 млн т угля в те­ку­щем году и стро­и­тель­ство уголь­но­го тер­ми­на­ла до 15 млн т в пер­спек­ти­ве. В то же время "Во­сто­ку­голь" до­го­во­рил­ся с груп­пой "ОТЭКО" о со­зда­нии хаба в порту Тамань по экс­пор­ту пы­ле­уголь­но­го топ­ли­ва. Угли будут по­став­лять­ся с раз­ре­зов "Во­сточ­ный" и "Кий­зас­ский". По­став­ки пла­ни­ру­ет­ся начать уже ны­неш­ним летом.

В то же время на фоне общих про­блем ряд опе­ра­то­ров, на­о­бо­рот, про­де­мон­стри­ро­вал рост по­ка­за­те­лей в данном сег­мен­те. Так, на­при­мер, в январе 2018 года же­лез­но­до­рож­ный опе­ра­тор "Во­сто­к1520" (входит в состав Первой тя­же­ло­вес­ной ком­па­нии) уве­ли­чил долю внут­ри­рос­сий­ских от­пра­вок в струк­ту­ре пе­ре­во­зок до 23,4% (рост на 5,3 пп. по срав­не­нию с де­кабрем 2017 г.).

"Ком­па­ния про­дол­жи­ла обес­пе­чи­вать гру­зо­от­пра­ви­те­лей по­движ­ным со­ста­вом для от­прав­ки угля на пред­при­я­тия энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са и ЖКХ. Сроки до­став­ки топ­ли­ва по сети РЖД под­дер­жи­ва­ют­ся за счет улуч­шен­ных тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик парка нового по­ко­ле­ния - сни­же­ния числа осмот­ров в пути сле­до­ва­ния и от­це­пок в ремонт",

- со­об­ща­ет­ся в ма­те­ри­а­лах ком­па­нии.

Со стан­ций За­пад­но-Си­бир­ской же­лез­ной дороги в ва­го­нах по­вы­шен­ной гру­зо­подъ­ем­но­сти "Во­сто­к1520" от­прав­ле­но 345 тыс. т угля. Рост к де­каб­рю 2017 года со­ста­вил 54%. Ос­нов­ны­ми гру­зо­по­лу­ча­те­ля­ми вы­сту­пи­ли СИБЭКО, Ха­ба­ров­ская ге­не­ра­ция, Ново-Ке­ме­ров­ская ТЭЦ, Тро­иц­кая ГРЭС и др. Со стан­ций Крас­но­яр­ской же­лез­ной дороги от­прав­ле­но 153 тыс. т. топ­ли­ва, что на 51% выше уровня де­каб­ря 2017-го. Среди по­лу­ча­те­лей угля - Аба­кан­ская ТЭЦ, Крас­но­яр­ская ТЭЦ-1 и Крас­но­яр­ская ТЭЦ-2.

Нефть не может опре­де­лить­ся

В январе 2018 года сни­же­ние уже в сег­мен­те вы­со­ко­до­ход­ных грузов про­де­мон­стри­ро­ва­ла пе­ре­воз­ка нефти и неф­те­про­дук­тов. Если в январе 2017-го было пе­ре­ве­зе­но 21,2 млн т нефти и неф­те­про­дук­тов с ростом на 1,9% к январю 2016-го, то за январь 2018-го этот по­ка­за­тель со­ста­вил 20,7 млн т. Это на 2,5% ниже, чем в январе 2017-го, и на 3% ниже по­ка­за­те­лей де­каб­ря 2017-го, когда по­груз­ка нефти и неф­те­про­дук­тов сни­зи­лась к преды­ду­ще­му году на 0,9%, со­ста­вив 21,3 млн т.

Со­глас­но данным ГВЦ РЖД, же­лез­но­до­рож­ные пе­ре­воз­ки нефти и неф­те­про­дук­тов в экс­порт­ном и им­порт­ном на­прав­ле­ни­ях в и из портов РФ по итогам января 2018 года со­кра­ти­лись на 8,1% по срав­не­нию с по­ка­за­те­лем ана­ло­гич­но­го пе­ри­о­да 2017-го и со­ста­ви­ли 7,13 млн т. В том числе экс­порт­ные пе­ре­воз­ки со­ста­ви­ли 7,12 млн т (-8%), им­порт­ные - 2,05 тыс. т (-84,1%). На­блю­да­ет­ся и опре­де­лен­ное из­ме­не­ние в струк­ту­ре грузов: при со­кра­ще­нии пе­ре­воз­ки мазута уве­ли­че­ние по­ка­зы­ва­ют пе­ре­воз­ки ди­стил­ля­тов га­зо­во­го кон­ден­са­та. Как от­ме­ча­ет ве­ду­щий экс­перт-ана­ли­тик отдела ис­сле­до­ва­ний гру­зо­вых пе­ре­во­зок ИПЕМ Илья Ко­ло­дяж­ный, по­груз­ка неф­тя­ных грузов на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те со­кра­ща­ет­ся уже не первый год, что свя­за­но с раз­ви­ти­ем аль­тер­на­тив­ных видов транс­пор­та. При этом ос­нов­ным кон­ку­рен­том же­лез­но­до­рож­но­го яв­ля­ет­ся тру­бо­про­вод­ный транс­порт.

С неиз­беж­но­стью пе­ре­клю­че­ния неф­тя­ных грузов на аль­тер­на­тив­ные виды транс­пор­та со­гла­ша­ют­ся и сами же­лез­но­до­рож­ни­ки. Так со­глас­но дол­го­сроч­ной про­грам­ме раз­ви­тия ОАО "РЖД" до 2025 года потери неф­те­гру­зов могут со­ста­вить около 15 млн т еже­год­но. В то же время, как счи­та­ет И. Ко­ло­дяж­ный, рост гру­зо­вой базы на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те может быть вызван вводом новых мощ­но­стей по про­из­вод­ству неф­тя­ной и неф­те­хи­ми­че­ской про­дук­ции, раз­ра­бот­кой новых ме­сто­рож­де­ний, вы­стра­и­ва­ни­ем си­стем­ной работы по вза­и­мо­дей­ствию с ПАО "Транс­нефть", а также при­ме­не­ни­ем ме­ха­низ­ма та­риф­но­го ко­ри­до­ра. На­при­мер, при­ме­не­ние в про­шлом году скидки на пе­ре­воз­ки неф­тя­ных грузов поз­во­ли­ло ОАО "РЖД" при­влечь с внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та около 1 млн т. В ны­неш­нем январе ОАО "РЖД" уже ввело скидку на пе­ре­воз­ку мазута и ди­зель­но­го топ­ли­ва в северо-за­пад­ные порты. По­ни­жа­ю­щий ко­эф­фи­ци­ент, ко­то­рый вводит пе­ре­воз­чик, со­став­ля­ет 0,630 к при­ме­ня­е­мым та­ри­фа­ми и будет дей­ство­вать в те­че­ние всего 2018 года.

Черные ме­тал­лы про­сят­ся в рост

Начало года оправ­ды­ва­ет ожи­да­ния пе­ре­воз­чи­ков, свя­зан­ные с ростом по­груз­ки черных ме­тал­лов. В январе по­груз­ка этой но­мен­кла­ту­ры на сети РЖД со­ста­ви­ла 6,6 млн т. Это на 10,5% больше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля про­шло­го года. В де­каб­ре 2017-г., на­пом­ним, по­груз­ка черных ме­тал­лов до­стиг­ла 7,2 млн т, по­ка­зав до­ста­точ­но ди­на­мич­ный рост на 14% к данным 2016-го. На по­ка­за­те­лях работы Но­во­си­бир­ско­го фи­ли­а­ла ПГК можно про­сле­дить фак­то­ры роста в данном сег­мен­те. Так, по итогам 2017 года здесь пе­ре­вез­ли 510 тыс. т. черных ме­тал­лов, что в 2,5 раза выше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля 2016-го. Как от­ме­тил ди­рек­тор Но­во­си­бир­ско­го фи­ли­а­ла Ев­ге­ний Дол­жен­ко, рост по­ка­за­те­лей связан с по­вы­ше­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти ва­го­нов: со­кра­ще­ни­ем по­рож­не­го про­бе­га и вре­ме­ни про­стоя, а также уве­ли­че­ни­ем доли сдво­ен­ных гру­зо­вых опе­ра­ций на стан­ци­ях в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти. Кроме того, здесь за­фик­си­ро­ван трех­крат­ный рост пе­ре­во­зок в по­лу­ва­го­нах, до 450 тыс. т. По­став­ки си­бир­ской ме­тал­ло­про­дук­ции в ва­го­нах ПГК осу­ществ­ля­лись в 24 страны.

Клю­че­вы­ми по­тре­би­те­ля­ми вы­сту­пи­ли Россия, Тай­вань и Ка­зах­стан - 95% от всего объема пе­ре­во­зок. В част­но­сти, объем от­пра­вок в Тай­вань уве­ли­чил­ся в 2,7 раза, до 295 тыс. т., Ка­зах­стан - в 10 раз, до 27 тыс. т. По экс­перт­ным оцен­кам спе­ци­а­ли­стов ком­па­нии "Се­вер­сталь", ми­ро­вые цены на ме­тал­ло­про­дук­цию, в част­но­сти сталь, про­дол­жат свой рост и в I квар­та­ле 2018 года. Это про­изой­дет пре­иму­ще­ствен­но за счет сни­же­ния экс­пор­та Китаем и уве­ли­че­ния спроса на внут­рен­нем рынке на 3−4%. В целом, как счи­та­ет Л. Ко­ро­бей­ни­ко­ва, рост внут­рен­не­го спроса, а также вы­со­кие экс­порт­ные цены будут сти­му­ли­ро­вать уме­рен­ный рост пе­ре­во­зок черных ме­тал­лов в 2018 году.

Ав­тор­ство:

Копия чужих ма­те­ри­а­лов

Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:

http://​www.​rzd-​partner.​ru/​zhd-​transport/​reviews/​obzor-​gruzovykh-​zhe​lezn​odor​ozhn​ykh-​perevozok-​v-​yanva
Источник

РЖД

Previous post Next post
Up