Выступление представителя США в ОБСЕ о поправках к закону РФ о государственной измене01 ноября 2012 года
Представительство Соединенных Штатов при ОБСЕ
Выступление временного поверенного в делах Гэри Роббинса
на заседании Постоянного совета в Вене
1 ноября 2012 года
Заявление о поправках к закону Российской Федерации о государственной измене
Благодарю вас, г-н председатель.
Соединенные Штаты выражают озабоченность в связи с поправками к закону о государственной измене и государственной тайне, принятыми Государственной Думой России 23 октября. Мы призываем президента Владимира Путина не утверждать этот закон. Принятие этих поправок к закону о государственной измене вызывает серьезные вопросы о сфере их действия и предполагаемом применении. Они вызывают особую тревогу в свете других новых законов, принятых этим летом, которые ограничивают открытые собрания, устанавливают обременительные требования для НПО по регистрации в качестве «иностранных агентов», вновь вводят уголовную ответственность за клевету и налагают новые ограничения на интернет-контент. Представляется, что эти меры направлены на подавление инакомыслия и создание препятствий гражданам России в осуществлении их прав и основных свобод на объединения и мирные собрания.
Поэтому мы хотим адресовать следующие вопросы уважаемым представителям Российской Федерации. Мы понимаем, что поправки к закону о государственной измене расширяют определение государственной измены, включая в него «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации… направленной против безопасности Российской Федерации». Где проходит предполагаемая черта, определяющая «направленность против безопасности Российской Федерации»? Нет ли вероятности, что в контексте других недавних ограничений прав человека этот закон окажет сковывающий эффект на законный обмен информацией и сотрудничество между российскими организациями гражданского общества, иностранными НПО, СМИ, иностранными правительствами и международными организациями, включая саму ОБСЕ?
Помимо этого, мы отмечаем, что закон предусматривает уголовную ответственность за передачу иностранным и международным организациям информации, полученной из открытых источников, если организация, получающая эту информацию, планирует направить ее против интересов национальной безопасности Российской Федерации. Опять же, что значит «направить против безопасности Российской Федерации»? В свете других событий в России, не оправданы ли опасения государств-участников, что эти поправки противоречат обязательствам Российской Федерации как государства-участника ОБСЕ и определениям Копенгагенского документа: «Разрешать членам неправительственных групп и организаций иметь беспрепятственный доступ и поддерживать связь с подобными органами в своих странах и за их пределами и с международными организациями, обмениваться мнениями, поддерживать контакты и сотрудничать с такими группами и организациями и испрашивать, получать и использовать с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод добровольные финансовые взносы из национальных и международных источников, как это предусматривается законом»? Будет ли обмен информацией о нарушениях прав человека в России, или выражение несогласия с политикой российского правительства, или взаимодействие с иностранной общественностью, правительствами других стран или международными организациями считаться «направленным против безопасности Российской Федерации»?
К сожалению, г-н председатель, новые поправки к закону о государственной измене, а также другие события, к которым мы неоднократно привлекали внимание этой организации, такие как недавний инцидент с Развозжаевым и новые уголовные обвинения, выдвигаемые против членов российской оппозиции, представляют собой тревожную картину усиления ограничений гражданского общества и снижения уважения к правам человека в России.
Благодарю вас, г-н председатель.
Read more:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2012/11/20121105138263.html#ixzz2BRQUby7N