Трампу не нужна «хорошая Россия»
СМИ рассказали, как истеблишмент мешает президенту США в отношениях с Кремлем
Мария Безчастная
Американские СМИ продолжают искать «связь» президента США Дональда Трампа и его команды с Россией. На сей раз журналисты написали, что Трамп якобы собирался отменить санкции против Москвы и урегулировать дипломатические отношения в первые же недели после вступления в должность в конце января.
Экс-куратора по вопросам санкционной политики американского Госдепартамента Дэн Фрид рассказал Yahoo News, что Трамп даже распорядился разработать соответствующую стратегию. Но реализации этих планов помешали политические силы из администрации прошлого президента Барака Обамы.
«Белый дом серьезно обдумывал отмену санкций в одностороннем порядке», - заявил Фрид. Он добавил, что после вступления Трампа в должность начал получать многочисленные звонки с просьбами помешать новой администрации отменить санкции, поэтому попросил Конгресс принять законопроект, который осложнил бы эту процедуру для президента.
Необходимый документ был представлен сенаторами Беном Кардином и Линдси Грэмом уже 7 февраля. Он предусматривал, что для снятия или ослабления санкций президент США должен предоставить конгрессменам письменное обоснование такого шага. В частности, подтверждение того, что «правительство России прекратило действия на Украине, а также кибератаки против американцев». В течение 120 дней конгрессмены должны решить, соглашаться ли им с президентом.
Также документ предполагал, что указы экс-президента Обамы о введении санкций против РФ приобретают статус законов, а, значит, для их снятия также требуется согласие Конгресса. Впрочем, в итоге принимать указанный законопроект не пришлось, потому что в США начался скандал из-за предположительных связей советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна с Россией.
Ассистент Обамы Том Малиновски в интервью тому же изданию заявил, что Трамп планировал не только отменить санкции, но и встретиться с Владимиром Путиным, но и этому помешали бдительные демократы. А после истории с Флинном администрации стало ясно, что любое сближение с Россией «вызовет политическую бурю».
Неназванный источник в администрации Трампа подтвердил, что президент действительно хотел отменить санкции, но не только против России. Этот шаг был бы частью более широкого пересмотра политического курса. Президент хотел улучшить отношения с Россией, чтобы получить в ее лице союзника в борьбе с террористами в Сирии.
Тем временем, в реальности санкции против России могут еще больше ужесточиться. Агентство Bloomberg сообщает, что председатели банковского комитета сената США выдвинули план по ужесточению санкций против России из-за «вмешательства» в американские выборы, а также из-за событий в Сирии и на Украине.
В сопроводительной записке необходимость введения дополнительных санкций объясняется тем, что «Россия является враждебной, непокорной державой, применяющей свои вооруженные силы, ресурсы кибернетического информационного шпионажа и экономические рычаги для нанесения вреда Соединенным Штатам, а также для внесения раскола между США и союзниками». Предложенные ограничения затронут разные сферы экономики России, в том числе горную промышленность, металлургию, железнодорожный транспорт.
Замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков заявил, что новая инициатива - это очередной пример захлестнувшей Вашингтон русофобии.
«Это достаточно примитивные, если не сказать первобытные инстинкты и приемы. Мы не хотим углубляться во внутриполитическую материю - она достаточно сложна и запутана в США на сегодня - но лично я не вижу никаких других логических и разумных объяснений происходящего, кроме стремления этих горе-политиков пиариться и зарабатывать политические очки на захлестнувшей Вашингтон русофобии», - заявил дипломат.
Политолог, американист, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук Сергей Судаков считает, что все это нагнетание вокруг России имеет вполне конкретное объяснение.
- Трамп получил достаточно тяжелое наследие от Барака Обамы - всю команду, которая формировалась восемь лет и жила единым коллективом. Это касается спецслужб, финансовых институтов, практически всех учреждений, которые так или иначе связаны с работой правительства и федеральных служб. По большому счету, реформы Трампа не коснулись этих ведомств, и все чиновники Обамы остались на своих местах. И эти чиновники поняли простую вещь - если Трампа ежедневно и очень жестко обвинять в том, что он связан с русскими, это рано или поздно даст свои результаты.
Мы видим, что некоторые члены команды Трампа находятся под пристальным вниманием Сената. Сенатская комиссия на днях потребовала, чтобы ближайшие соратники президента отчитались, каким образом они связаны с Россией и знали ли они, что Москва вмешивалась в выборы. Хотя по большому счету, если бы спецслужбы обладали стопроцентной информацией о том, что Россия вмешивается в выборы, они бы использовали это, как решающий аргумент в предвыборной борьбе, и Трампу вряд ли удалось бы победить*.
Рано или поздно произойдет встреча Трампа с Владимиром Путиным. Невозможно, чтобы отношения между Россией и Америкой всегда сохранялись на предвоенном уровне, а конфронтация - на точке кипения. Рано или поздно происходит развязка. Такой развязкой и должна стать встреча президентов.
Так вот все силы, которые направлены против Дональда Трампа, накануне этой встречи пытаются показать, что он слаб и не может принимать самостоятельные решения. Все решения за него принимают в Кремле. Отсюда возникают такого рода публикации, которые говорят о том, что все его действия контролируются российскими спецслужбами.
Делается это для того, чтобы когда Трамп начнет жестко зачищать неугодных ему министров, генералов и СМИ, они могли кричать о том, что это «русские ему приказали». К сожалению, даже российские СМИ не всегда понимают эту стратегию и пишут, как здорово, что Трамп все же хочет наладить с нами отношения, но ему мешают.
«СП»: - То есть на самом деле он не хочет наладить отношения?
- Ситуация с Россией для Трампа характеризуется принципом «чем хуже, тем лучше». Чем хуже будут отношения, тем более выгодной будет переговорная позиция Трампа, который остается бизнесменом. Говорить о том, что он уже сейчас готов сгладить ситуацию, снять санкции, ослабить давление, не стоит. Трампу это просто не выгодно.
Как писал Марк Твен, если кому-то что-то нужно, это что-то должно достаться ему максимально дорого. Трамп действует по тому же принципу. Именно поэтому мы не говорим с Трампом о снятии санкций, о статусе Крыма, мы вообще находимся в выжидательной позиции. Нам нужно, чтобы сначала он разобрался со своей администрацией и внутренними делами, а уже после этого готовы договариваться и выходить на нормальные партнерские отношения.
«СП»: - Но получится ли у него разобраться?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, как работает политическая система в США. В последнее время она начала давать трещину. И сама победа Трампа - это, по большому счету, системный сбой. Если бы система сработала, то президентом, без сомнения, стала бы Хиллари Клинтон и ее политический клан. Но система меняется, происходит разочарование в ней. И говорить о том, что она монолитна и может перемолоть, кого угодно, уже не стоит.
Очень близоруко утверждать, что Трамп со стопроцентной вероятностью будет перемолот этой системой. У него достаточно сильные позиции как среди промышленных, так и среди финансовых элит. Он никогда не был простаком и обычным человеком. Он умеет договариваться и проводить жесткие решения. Думаю, в течение полутора лет он все расставит по своим местам. Те, кто сегодня смеются по поводу Трампа, очень об этом пожалеют.
Я читал много книг самого Трампа и могу сказать, что это человек крайне жесткий, очень прагматичный и злопамятный. Он не прощает малейшие обиды. Рано или поздно он начнет шаг за шагом выбивать тех, кто выступал против него. Посмотрите, к чему привела недавняя проказа комика, которая на фотосессии держала в руках окровавленную «голову Трампа». Ее не просто уволили с CNN, ей грозит реальный уголовный срок, и ей уже не смешно. Когда против конкретных редакторов и журналистов начнут подавать иски, им тоже будет не смешно. Потому что вся их «крутость» может закончиться тюремной камерой.
Они понимают, что Трамп на это пойдет. Он получил от этой жизни все, чего хотел, и сейчас его финальный поклон. И Трамп хочет, чтобы он получится очень ярким.
Политолог-американист, профессор Высшей школы экономики Александр Домрин считает, что Трамп получит большую свободу действий после удачных выборов в Конгресс.
- С точки зрения права американский президент не всесилен, он не может делать все, что хочет. Я вполне допускаю, что у Трампа могли быть планы если не снять санкции, то их смягчить. Трамп - бизнесмен, и он понимал, что санкции, введенные его предшественником и оппонентом Обамой, при Хиллари Клинтон были бы усилены. Поэтому ему нужно было послать другой сигнал. Но, как я уже сказал, он политически далеко не всесилен.
С одной стороны, его первые инициативы блокировали назначенцы Обамы. С другой, если бы Трамп, которого обвиняют в том, что его к власти привел не американский народ, а мифические русские хакеры, сразу после выборов начал смягчать санкции, это дало бы дополнительную аргументацию его оппонентам.
Сейчас Трамп не принадлежит себе. Первый срок Владимира Путина ведь тоже в какой-то степени был третьим сроком Ельцина. Только после переизбрания Путин смог избавиться от его наследия и его назначенцев вроде Касьянова. Точно так же Трамп, которого избрал народ, остается заложником американского истеблишмента, как у нас говорят, «Вашингтонского обкома», который с самого начала выступал против него.
Сейчас Трампу главное дождаться новых выборов в Конгресс, когда, надеюсь, к власти в обеих палатах придут не просто республиканцы, а сторонники самого президента. До 2018 года Трампу главное не подставиться, чтобы его не сместили в порядке импичмента. А после выборов, если все сложится в его пользу, у него будет больше свободы действий, в том числе в отношениях с Россией.
http://svpressa.ru/politic/article/173717/ *Из "Интервью Владимира Путина французской газете Le Figaro":
...Вопрос: К разговору о США. Подозрения в том, что Россия вмешивалась в избирательную кампанию в США, вызвали настоящую политическую бурю в Вашингтоне. Во Франции аналогичные подозрения также прозвучали. Как Вы отреагируете, прежде всего, в свете того, что сейчас происходит в США?
В.Путин: Я уже много раз на этот счёт высказывался. Сегодня один из ваших коллег тоже на эту тему формулировал вопрос. Он сделал это очень аккуратно на пресс-конференции, сказал, что «говорят, что якобы российские хакеры». «Говорят» - кто говорит, на основании чего? «Якобы российские хакеры», а может быть, и не российские.
Сам господин Трамп когда-то говорил, и говорил совершенно, на мой взгляд, правильно: «А может быть, это из другой страны: может быть, кто-то, лёжа на кровати, что-то придумал, а, может, кто-то специально вставил какую-то флешку где-то с именем российского какого-то гражданина», - или ещё что-то такое. Ведь всё что угодно в этом виртуальном мире можно наворотить. Россия этим никогда не занимается, нам это и не нужно. Нам нет никакого смысла это делать. Какой смысл?
Я уже общался и с одним Президентом США, и с другим, и с третьим - президенты приходят и уходят, а политика не меняется. Знаете почему? Потому что очень сильна власть бюрократии. Человека избрали, он приходит с одними идеями, к нему приходят люди с кейсами, хорошо одетые и в тёмных, как у меня, костюмах, но только не с красным галстуком, а с чёрным или с тёмно-синим, и начинают объяснять, как нужно делать, - и всё сразу меняется. Это происходит от одной администрации к другой.
Что-то изменить - это достаточно сложное дело, это я говорю без всякой иронии. Это не потому, что кому-то не хочется, а потому, что это сложно. Вот Обама - продвинутый человек, человек либеральных взглядов, демократ, он же перед выборами своими обещал закрыть Гуантанамо. Сделал? Нет. А почему? Он что, не хотел? Очень хотел, я уверен, что хотел, но не получилось. Он искренне к этому стремился. Не получается, не так всё просто.
Но это не самый главный вопрос, хотя это важно, это трудно себе представить: люди в кандалах ходят там уже десятилетиями без суда и следствия. Вы представьте себе, Франция бы так сделала или Россия - с потрохами бы сожрали уже давно. Нет, в Соединённых Штатах это возможно и до сих пор продолжается - кстати, к вопросу о демократии.
Я сейчас не для этого пример этот привёл - я привёл потому, что не всё так просто. Но всё-таки у меня есть определённая доля сдержанного оптимизма, мне кажется, что мы по ключевым вопросам можем и должны договариваться.
Вопрос: На сегодняшний день Вы говорите, что такая политическая буря в Вашингтоне опирается на абсолютную фикцию.
В.Путин: Она опирается не на фикцию, она опирается на желание тех, кто проиграл выборы в Соединённых Штатах, хоть как-то поправить дела за счёт антироссийских выпадов, за счёт обвинения России во вмешательстве.
Людям, которые проиграли выборы, никак не хочется признать, что они их действительно проиграли, что тот, кто выиграл, оказался ближе к народу, он лучше понял, чего хотят люди, простые избиратели. Вот это признать никак не хочется.
Хочется себе объяснить и другим доказать, что они здесь не при чём, что их политика была правильная, они всё делали хорошо, но кто-то со стороны их обманул и объегорил. Но это не так, они просто проиграли и должны это признать.
Вот тогда, когда это произойдёт, я думаю, будет попроще нам работать. Но то, что это делается с помощью антироссийских инструментов, это очень плохо, это вносит диссонанс в международные дела.
Пускай бы между собой спорили, ругались и доказывали, кто круче, кто лучше, кто умнее, кто надёжнее и кто лучше формулирует политику для страны, - зачем сюда впутывать третьи страны? Это очень огорчает. Но и это пройдёт: всё проходит - и это пройдёт...
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/interviews/54638