Гигант сосредотачивается

Jul 02, 2015 17:09

Оригинал взят у spydell в Гигант сосредотачивается
Мир на пороге грандиозных трансформаций, которые могут иметь последствия такого же фундаментального характера, как в свое время смена глобального лидера от Европы к США в период с 1925 по 1945 года.

О феноменальных экономических успехах Китая можно говорить долго, но есть цифры, которые действительно впечатляют. В 1985 году объем производства электроэнергии в Китае был в два раза ниже, чем в России (РСФСР на тот момент), а в 1993 году сравнялись. На конец 2014 объем производства электроэнергии в Китае в 5.7 раза больше, чем в России (5700 ТераВатт-час в год). Здесь интересно сравнение с другими странами и зонами. По выработке электроэнергии Китай обогнал страны Еврозоны в 2004 году, спустя 3 года обогнал ЕС, в 2010 оставил позади США.



С 2004 года Китай удвоил долю в мировом производстве электроэнергии (с 12% до 24%). Две трети от всего роста мирового производства электричества с 2008 приходится на Китай. К 2017 году объем электрогенерации в Китае будет в ДВА раза больше, чем в 27 странах ЕС.

По отношению к 1990 году (до развала СССР) России удалось восстановить потери развала, но изменение нулевое, в США +35%, в ЕС +22%, а в Китае рост более, чем в 9 раз (на 2014 год). Кстати на графике видны последствия развала для стран СССР.

Если до краха системы объем выработки электроэнергии в СССР был сопоставим с ведущими 13 странами Еврозоны, то теперь (страны в границах СССР) лишь 67% от Еврозоны. Хотя напрямую сравнивать экономический рост и производство энергии нельзя в виду двух важнейших обстоятельств:
  • Отраслевая трансформация экономики. Т.е. трансформация от промышленной специализации в сторону сферы услуг будет отражаться, как падение электропотребления. Также имеет значение виды пром.производства (одно дело металлургическое, а другое дело, например, фармацевтика)
  • Повышение энергоэффективности.
Тем не менее, относительные сдвиги и тренды весьма красноречивы. Судя по данным, ЕС скатывается на уровень 2000, что кстати соотносится с объемом промпроизводства и в целом повторяет тенденции в экономической деградации ЕС.

Есть еще некоторые удивительные данные. Объем строительства транспортной инфраструктуры (авто и железные дороги, мосты, аэропорты) в Китае за 2014 в 2.5 раза выше, чем в ЕС за последние 25 лет. Хотя эта информация требует более тщательной проверки, чтобы сопоставить методологию в расчете статистических показателей. Но сам по себе факт экономического могущества Китая неоспорим.

По первичной энергии (нефть, газ, уголь + возобновляемые источники энергии) Китай вырывается значительно вперед. Тенденции и тренды сопоставимы с объемом производства электроэнергии и не требуют дополнительных комментариев.

Однако уровни несколько иные. Если по электричеству страны ЕС на уровне 2000, то по первичной энергии на уровне начала 80-х, США на уровне 1997, Россия и страны СССР на дне. Китай? Далеко впереди. С 2000 года Китай утроился по показателям потребления первичной энергии. Учитывая высокую базу прирост сам по себе феноменальный. До четверти всей первичной энергии мира потребляется в Китае.


К чему все это? По мере роста экономического могущества смещаются экономические и геополитические приоритеты. Если концепт развития Китая с 1992 по 2010 носил преимущество экспортно-ориентированный тип несуверенного производства, т.е производства товаров под контролем западных и японских корпораций, использую капитал и технологии Запада. Например, европейская компания по производству одежды за свои деньги размещает производство в Китае, но это продукция европейской компании, произведенная в Китае, хотя в статистике это отображается, как китайский экспорт, но денежный поток и технологии контролируются европейской компанией.

Но с 2010 года просматриваются несколько иные приоритеты. По мере роста благосостояния китайцев привлекательность Китая, как глобальной производственной площадки падает, что отражается на темпах прямых иностранных инвестиций в Китай, которые как раз стали замедляться с 2010. С другой стороны существуют практически безграничные внутренние источники роста за счет насыщения внутреннего потребительского спроса, что более чем активно развертывается в Китае. Емкость внутреннего рынка огромна - в 5 раз больше, чем в США и в 2.7 раза больше, чем в ЕС.

Относительно низкая закредитованность населения, исключительно низкий удельный вес концентрации товаров и услуг на душу населения привели к достаточно мощному рывку в потребительской активности. В 2000 году в Китае было 6.8 легковых авто на 1000 человек, спустя 15 лет показатель вырос в 10 раз, достигая 70 авто на 1000 жителей, но это значительно ниже, чем в США (в среднем 430-450 авто на 1000 жителей), во Франции, Германии около 480-510

Рост благосостояния населения и концепт глобальной промышленной площадки абсолютно несовместимы. Глобальная промышленная территория, переданная на аутсорсинг транснациональными корпорациями возможна только в бедных странах с рабской формой эксплуатации труда населения.

Насыщение внутреннего спроса по европейским стандартам невозможно без смены ориентации на суверенное производство и экспорт продукции, а для этого необходим захват рынков сбыта. Для захвата рынков сбыта необходимы:

Конкурентное собственное производство, что требует определенного уровня менеджерской квалификации и наличия технологий. Но Китая многому научился у западных компаний, а вложения в науку и технологии в Китае бьют рекорды. Это требует времени, однако преимущество Китая в том, что сейчас время играет на стороне Китая, т.к. опыт и технологии только прирастают.

Мощная диверсифицированная экономика производства всех технологических уровней, т.е. начиная от низкого передела, как сельхохпродукция или добыча руды до сложной наукоемкой продукции в области хайтека и фармацевтики.

Лобби и контроль над политической системой в странах мира. Пока еще рано говорить о том, что Китай начнет внешнюю экспансию. На протяжении всей своей истории Китай отличался повышенным уровнем миролюбия и подавленным экспансивным настроем. Но наступит момент, когда гиганту станет тесно в своих границах и необходимо будет силой завоевывать свое место.

Как видно, только третьего атрибута не хватает Китаю.
Битва за ресурсы и передел сферы влияния продолжится. США это понимают, т.к. Китай представляет для американцев фундаментальную угрозу в виду того, что единственный, кто сможет поколебать стратегическое превосходство США в контроле над финансовой системой, технологиями и глобальными торговыми и экономическими связями.

Других претендентов нет и не предвидится в ближайшие пол века. Можно считать, что Китай сосредотачивается. Пассивная внешняя политика, миролюбивая тональность, предельно сдержанный экспансивный настрой - это временно.

По всей видимости, до 2020 Китай особо рыпаться не будет. Идет стратегическое накопление сил во всех ключевых сферах экономической и финансовой деятельности Китая. Если раньше Китай не имел ни одной крупной компании на мировых рынках, то теперь китайские бренды постепенно захватывают долю рынка. Много вы видите в магазине китайских брендов? Пока нет. Имеются в виду не продукция, произведенная в Китае, а китайские бренды. Посмотрите на агрессивность и напор недавно (в 2010) созданной Xiaomi, но которая приобрела огромное влияние не только в Китае, но и в мире. Есть еще Huawei Technologies, Lenovo, ZTE. Это только те бренды, которые известны россиянам.

Внешнеполитическую пассивность Китая и не вмешательство в мировые процессы не стоит воспринимать, как долгосрочную доктрину. Недооценка агрессивности Китая может иметь негативные последствия. Китайцы сами по себе неагрессивны и не такие кровожадные, как американцы, но чтобы поддержать уровень жизни на высоком уровне Китай вынужден будет расширяться (прежде всего, политически). Пока (в настоящий момент ) Китаю достаточно огромного внутреннего рынка, но многое может измениться уже скоро.

Шанхай, Пекин, Чунцин, Гуанчжоу - это города, которые по уровню инфраструктурного и технологического развития не уступают, но во многих областях превосходят современный Токио, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин. Они создавались буквально «на днях», поэтому исключительно прогрессивны и современны. Что продолжить или даже поддерживать текущий уровень развития Китаю необходимо будет менять модель развития не только по насыщению внутреннего потребления, но и в сторону глобальной экспансии. Это значит, что иностранные компании будут постепенно выдавливаться из Китая, а следовательно структура экспорта Китай претерпит фундаментальные изменения. Если сейчас экспорт Китая высокого уровня передела на 90% прямо или косвенно замыкается на иностранный капитал и участие, то спустя 10-15 лет доля неизбежно снизится.

Сверхвысокие темпы роста провоцируют массу дисбалансов. В Китае надуваются промышленные, строительные, банковские пузыри. Бесконечные производственные мощности, многотриллионные долги. Но я бы воспринимал это, как некие «детские» болезни сверхмощного триггера роста, которые свойственны почти всем, кто развивался похожими темпами.

Текущий коллапс фондового рынка в Китае абсолютно закономерен. Раньше про него говорил. По мере роста благосостояния населения образуется избыточный кэш, если на это накладываются благоприятные экономические и финансовые условия на фоне образования поколения «непуганых идиотов», то зарождение пузыря практически гарантированный процесс. Зарождение и коллапс пузыря везде и во все времена происходит одинаково. Кровь, боль, слезы, разрушенные судьбы. Обращать пристальное внимание не стоит в виду того, что процессы не столь уникальны. Происходит типичный процесс стерилизации избыточного кэша.

Более важен процесс разрыва кредитного, банковского пузыря, негативные процессы в промышленном и строительном секторе. Об этом в другой раз. Но все это я бы отнес к «детским» болезная по мере взросления организма. Структура Китая отличается от структуры США. Если США закончили свое экстенсивное развитие, то Китай только начинает.

Китай будет еще трясти, причем очень сильно и даже так, что эхо будет отражаться по всех точках Земного шара. Но после выправления дисбалансов Китай продолжит рост, а США и ЕС нет. Это значит, что вскоре наступит момент, что Китай станет слишком огромным и начнет диктовать повестку дня. Вот это самое интересно, но тема другого разговора.

Как говорится, пристегните ремни. Все самое интересное начинается. Процесс смены лидера, по всей видимости, начался. Не многие это не осознали. Этот процесс не быстрый, но крайне болезненный, глобальная война весьма вероятна. Однако гигант сосредотачивается. Последнее слово за ним.

КНР

Previous post Next post
Up