Зверства ливийских союзников революционных сил НАТО

Apr 04, 2011 01:43



 Восстание раскололось: призрак мести нависает над восточной частью Ливии


Грэм Смит

Дарна, Ливия - субботняя «Globe and Mail»

Опубликовано: пятница, 1 апреля 2011. 7:47 вечера

Последнее обновление: суббота, 2 апреля 2011, 10:22 вечера


Ливийская повстанцы повесили по меньшей мере двух предполагаемых боевиков-каддафистов в хаотические первые дни восстания, говорят свидетели, впервые приоткрыв ожесточенную борьба внутри восстания о том, как сдержать высвобожденный гнев после десятилетий угнетения.

Полная картина убийств мести в восточной части Ливии неизвестна. Рядом с прибрежным городом Дарна, местные жители говорят, что они обнаружили кучу тел в пустынной местности к югу от города, где по крайней мере дюжина мужчин, по-видимому, была застрелена выстрелами в голову. Но обстоятельства этих смертей остаются неясными.

Врачи в четырех контролируемых повстанцами медицинских учреждениях говорят, что они изо всех сил предотвращали случаи убийства пациентов, обвиняемых в лояльности к полковнику Муаммару Каддафи, что не удалось, по крайней мере, в одном случае.

Споры о судьбе подозреваемых заключенных-каддафисов, будь то в палатах интенсивной терапии «Аль-Байды» или среди кричащих толп в Дарне, иллюстрируют напряженность между образованными лидерами и горячими молодыми людьми, которая возникла, как определяющая черта восстания.

«The New York Times», цитируя на этой неделе анонимных чиновников США, говорящих, что те предупредили не допускать нанесения вреда гражданским лицам, даже предположили, что воздушные удары могут быть нацелены и против анти-каддафистов, если они не соблюдают законов войны.

Действия тех, кто отчаянно пытались спасти жизнь заключенных-каддафистов не были мотивированы лишь тем фактом, что такие убийства мести ослабят международную поддержку мятежников. Что еще более важно, люди чувствовали себя борцами за души революции.

Абдул Карим Бен Тахер, 60-летний преподаватель английского языка, стоит в тени ржавого пешеходного моста в Дарна, где он видел 23 февраля революционеров, вешающих человека, и вспомнил, как он пытался остановить убийство, умоляя толпу, чтобы она не уподоблялась головорезам полковника Каддафи.

«Если мы сделаем то же самое, что сделал он, в чем разница между ними и нами?» - сказал Абдул Карим.

В конечном счете, умеренные, такие как г-н Бен Тахер, похоже, одержали верх после первоначального всплеска насилия в городах, расположенных вдоль восточного побережья Ливии, при этом большинство историй мести ограничивается первой недели революции.

Однако те, кто захвачен повстанцами, остаются в серьезной опасности. Больницы, укрывающие раненых бойцов-каддафистов, должны держать их скрытно и охранять. В одном из медицинском учреждений, на тихом этаже, лист с рукописной надписью на арабском языке: «Закрыто на ремонт», - указывает тайную дверь, ведущую к заключенным.

Охранник с двумя автоматами Калашникова стал колотить в дверь, и другие боевики внутри, прежде чем снимать металлический стержень и позволить посетителям зайти внутрь, убедились в идентичности охранника. За запретной дверью - ряд заблокированных номеров, содержащих, поправляющихся от ран, подозреваемых бойцов-каддафистов.

Теперь в руках повстанцев, по всей видимости, уважающих права человека, быть безопаснее; пациенты заявили, что их хорошо кормят и в настоящее время сердечно относятся. Один из них сидел в инвалидном кресле и, казалось, не мог выдавить из себя ничего, кроме тихого журчания путанных фрагментов речи. Повстанческий боевик поцеловал его в лоб, демонстрируя любовь.

«Революционеры пытались повесить его», - сказал молодой белый дежурный врач в пальто: «Веревка оборвалась. Они думали, что он был мертв, поэтому они засунули его в морозильник. Он все еще жив, но его мозг не работает».

Медицинские документы подтвердили, что мужчина прибыл в больницу без сознания, с признаками удушения, но и другие подробности его истории были неизвестны. На следующий день после первого его контакта с журналистами, мятежники перевели его в другое место.

Петр Букерт, директор «Human Rights Watch» по чрезвычайным ситуациям сказал, что он знаком с делом этого человека. «Это довольно чувствительно», - сказал он: «Он является свидетелем массовых расстрелов».

С начала революции произошли и другие подобные инциденты, сказал г-н Букерт.

«Были довольно много случаев их сокрытия», - сказал он. «Многие недисциплинированные вооруженные элементы задерживали людей по собственной инициативе, без надлежащего контроля».

Два самых публичных казни, с сотнями свидетелей, якобы произошли в ночь на 18 февраля в городе Аль-Байда, и вечером 23 февраля в городе Дарна. В обоих случаях, говорят свидетели, толпы линчевали темнокожих солдат подозреваемых как африканские наемники.

Паранойя о наемниках остается весьма сильной среди повстанцев, несмотря на заверения групп в области прав человека, что большинство бойцов среди сил-каддафистов - ливийские граждане. Повстанцы часто относятся к темнокожим заключенным более жестко, чем мужчинам арабского происхождения.

Это различие стало трагически очевидным для врачей в отделении интенсивной терапии главной больницы Аль Байда 17 февраля, когда они приняли двух человек - одного черного, а другого - с местной оливковой кожей лица, обвиняемых в борьбе с повстанцами. Собравшаяся за пределами больницы толпа, жаждала крови. Некоторые вооруженные мятежники прорывались в палату.

«У них было оружие и ножи», - сказал 27-летний Махмуд Анасс, переживающий события той ночи. «Это было действительно страшно. Они хотели убить черного солдата».

Врачи старались сдержать разгневанную молодежь, даже через несколько часов после полуночи, когда повстанцы вытащили двух пациентов на улицу.

«Старик пытался остановить их», - рассказывает доктор Фарадж Халифа: «Он сказал, что наша религия не разрешает убийства безоружных людей. Но молодые люди были очень, очень злы. Они повесили негра перед больницей».

Пациент с более светлой кожей был избит, ранен выстрелом, но вернулся в отделение неотложной помощи, сказал доктор Халифа.

Распространенное позже среди жителей видео с мобильного телефона показывало татуировку христианского креста на черном человеке. Местные жители приводили это, как доказательство того, что повешенный мужчина, которого они называли «Джон», был чуждым немусульманином.

Не все согласны, что Джон был линчеван. Женщина-врач утверждала, что этот человек умер от ран, прежде чем был повешен, хотя она признала, что сама не видела инцидента.

Чиновники мятежников отрицают эту историю, или остаются в неведении о ней. «Мы ничего не скрываем», - сказал 32-летний Усман Сулейман, который называет себя начальником службы безопасности повстанцев, сидя в комнате, заставленной военными трофеями, оружием и боеприпасами: «Нет, нет, нет, все это слухи».

Главный представитель повстанческой совета Аль Бейды Мухаммад Мабрук сказал, что он видел Джона в отделении интенсивной терапии в больнице, но не знает, что с ним произошло.

Военные-повстанцы говорят, что не убили ни одного заключенного. «Я не знаю о каких-либо казнях», - сказал Ахмад Зин аль-Абедайн, главный военный прокурор, в то же время предупреждая, что он может с уверенностью говорить лишь о действиях повстанцев в Бенгази, а не дальше по побережью в Эль-Байде или Дарне. «Возможно, это просто слухи», - сказал он.

В ходе визита в понедельник в основную тюрьму повстанцев в Бенгази, охранники заявили, что они содержали около 76 заключенных подозреваемых в причастности к силам каддафистов, более того, заключённые прибывают все время продолжающихся боевых действий.

Главный прокурор обещал, что после падения режима Каддафи все пленные получат справедливое судебное разбирательство с адвокатами.

Однако, такие формальные системы не существовали в бурные первые дни восстания, когда правосудие устанавливалось теми, кто выигрывал спор с боевиками на улице. Это приводило к абсолютно различным результатам для различных групп каддафистов, захваченных повстанцами. Более 160 из тех солдат, которые сопротивлялись восстанию в течение нескольких дней кровавого противостояния были освобождены в аэропорту к югу от Дарна после прекращения огня и переговоров при посредничестве уважаемых старейшин.

Однако, группе из 22 солдат, которые прорвались через баррикады повстанцев до прекращения огня недалеко от аэропорта 23 февраля, похоже, повезло меньше. Жители говорят, что солдаты заскочили на три пикапа и помчались по шоссе, что сходит к скалам к Дарну, пробивая дорогу через повстанческие лагеря на своём пути. Два революционеры были убиты.

Оставшиеся в живых повстанцы сообщили по инстанции, предупредив город о грядущей атаке. Местные жители говорят, что командира повстанцев по имени Абдул Хаким аль-Хасиди организовал засады вблизи окраин, так этот 45-летний человек быстро стал заметной фигурой среди повстанцев ещё и из-за его опыта в партизанской войне, который он получил в тренировочных лагерях в Афганистане с 1999 по 2002 год. (В одном из предыдущих интервью «The Globe и Mail», г-н аль-Хасиди отказался сказать, кто работал в его тренировочном лагере; в тот же период Аль-Каида размещала лагеря в той же части Афганистана)

Повстанцы поймали всех 22-х солдат и начали их транспортировку на пикапах обратно в Дарн, хотя семь из них и выскочил из задней части грузовиков, но были пойманы на следующее утро в соседней деревне. Остальных 15 привезли к центральной мечети в Дарна, где собрались большое количество прихожан, призвающих к их казни.

«Мы кричали: «Пожалуйста, не делайте этого», - сказал 48-летний ветеринарный врач Джамаль Аль-Магри, который сейчас является членом Дарнского повстанческого совета: «Моя двоюродная сестра была убита в аэропорту, но я мусульманин, и я должен уважать военнопленных».

Г-н Эль-Магри сказал, что группы образованных людей пытались укрыть заключенных внутри мечети и планировала развести их с семьёй в безопасные дома в городе. Большинство из них были в транспортных средствах связаны и держались подальше от толпы, сказал он, но кричащие мужчины схватили одного из них из задней части пикапа. Он видел, как они повесили пленного на веревке с зеленого пешеходного моста рядом с мечетью.

Семьи, защищавшие заключенных в ту ночь, продолжают боятся говорить об этом в СМИ, опасаясь возмездия. Абдель Гадир, 29- лет говорит, что один из его друзей взял группу заключенных, и вскоре не смог спасти их.

«В его двери тревожно позвонили в середине ночи»,- сказал г-н Гадир: «На дороге стояли люди с оружием и закрытыми лицами» . Они сказали ему: «Дайте нам этих преступников».

Люди в масках забрали заключенных. На следующий день, сказал г-н Гадир, он вернулся вечером домой в свою деревню около Макхтуба, в 20 км к востоку от Дарна, и обнаружили, что его соседи расстроены. На близлежащем перекрестке, известном как Хиша, они обнаружили груду тел, по-видимому, расстреляных.

«Мой друг сказал: «Наша революция взял неправильный поворот», - сказал г-н Гадир: «Каждое из тел было с пулей в голове».

Местный мулла организовал команду мужчин и экскаватор, чтобы похоронить трупы, сказал он. Никто из них не готов говорить об этом пятничном инциденте, хотя свежая куча земли шапкой возвышается на перекрестке в бесплодном лесном районе.

Нацарапанное на стене рядом указателем места, как место отдыха для солдат, граффити «убиты Каддафи» - объяснение, повторяемое некоторыми людьми в Дарне. Они утверждают, казненные были убиты своих должностными лицами за невыполнение приказов.

Однако вполне очевидно, что в этом месте к моменту убийства не было какой либо организованной единицы реальных сил каддафистов, что подтверждает мнение г-н Гадира о том, что они были казнены повстанцами.

Независимо от истины, остающейся погребенной под пыльной землёй, местные жители говорят, что сообщество с ужасом отреагировало на эксцессы первых дней революции. Во время пятничной молитвы после повешения, священнослужители выступили против внесудебных казней. Лидеры города недавно попросил г-на аль-Хасиди, чтобы специалисты партизанской борьбы, имеющие опыт Афганистана, играли менее заметную роль в местной обороне.

«Теперь у нас есть свобода», - сказал г-н Гадир: «Мы не хотим, чтобы те же ошибки повторялись снова».

Из статьи «Восточная Ливия: Страна линча, вендетты и джихада»


03.04 11:17 MIGnews.com

...По сообщению южноафриканской газеты Star, с начала восстания в Восточной Ливии пропали без вести более 400 человек. Мятежники утверждают, что пропавшие "замучены в застенках Каддафи".

Убийства лоялистов Каддафи - действительных или мнимых - в обстановке племенной и расовой вражды, царящяй в этой части мира, неизбежно ведет к распространению кровной мести и межплеменной войне, уже не зависящей от первоначальных причин "восстания". Все это происходит в области, давшей миру наибольшее количество джихадистов и боевиков "Аль-Каиды". Сами мятежники признают свои связи с "Аль-Каидой". Начальником "обороны Дерны" назначен ветеран войны "Аль-Каиды" в Афганистане, Абдул Хаким эль-Хасади.

Интервенция в Ливию

Previous post Next post
Up