Foreign Affairs. Реальная российская ядерная угроза
Запад обеспокоен рисками неправильной эскалации
Автор: Питер Шредер 20 декабря 2023 г.
Демонстрация российских систем межконтинентальных баллистических ракет в Москве, май 2023 г. Shamil Zhumatov / Reuters
По словам официальных лиц США, существует небольшой риск того, что война на Украине приведет к ядерной эскалации. «У нас нет никаких указаний на то, что г-н Путин имеет какое-либо намерение применить оружие массового уничтожения, не говоря уже о ядерном оружии», - заявил в январе представитель Белого дома Джон Кирби. На слушаниях в Сенате в начале мая директор национальной разведки Аврил Хейнс заявила, что Россия «очень маловероятно» применит свой ядерный арсенал. Да, директор ЦРУ Уильям Бернс заявил в февральской речи, что Соединенные Штаты должны серьезно отнестись к бряцанию ядерным оружием Путина. Но целью такой риторики, продолжил Бернс, было «запугать нас, а также наших европейских союзников и Украину». Это не означало, что Россия действительно думает об использовании своего оружия.
Недоверчивость Вашингтона в какой-то степени понятна. Начало войны вызвало опасения прямого ядерного конфликта между Западом и Россией. Этот период несколько безумных спекуляций прошел. С тех пор война зашла в тяжелый, но обычный тупик. Безусловно, официальные лица США по-прежнему обеспокоены тем, что Россия может применить тактическое ядерное оружие на поле боя. «Я беспокоюсь о том, что Путин применит тактическое ядерное оружие», - заявил в июне президент США Джо Байден. Риск, продолжил он, «реален». Но официальные лица, похоже, не верят, что война на Украине может подтолкнуть Россию к использованию своего ядерного арсенала против государства НАТО, как бы она ни злилась на Запад за поддержку Украины.
Это ошибка. Официальные лица США понимают все наоборот. На самом деле довольно маловероятно, что президент России Владимир Путин применит ядерное оружие на поле боя в Украине, но очень возможно, что он предпримет шаги по его применению против НАТО. В отличие от Запада, Путин, возможно, не боится ядерного противостояния: он хорошо разбирается в ядерном арсенале России и принципах ядерного сдерживания и, возможно, считает себя уникальным специалистом по преодолению ядерного кризиса. Путин был удивительно последователен в том, что Россия готова применить ядерное оружие против НАТО для защиты своих интересов на Украине. Еще восемь лет назад, в телевизионном интервью, данном через год после вторжения России в Крым, Путин заявил, что был готов привести российские ядерные силы в боевую готовность, чтобы помешать западным силам вмешаться в захват полуострова Москвой.
Применение Россией ядерного оружия не является неизбежным. Но если Путин действительно обострит войну, например, атаковав НАТО обычным оружием, он, вероятно, будет действовать очень быстро, чтобы не дать Соединенным Штатам шанса маневрировать, избегая кризиса. Вашингтон будет изо всех сил сдерживать столь осмелевший Кремль. Украина занимает слишком центральное место в амбициях Кремля - и слишком второстепенное по отношению к Соединенным Штатам, - чтобы Путин поверил любым американским угрозам. В конечном счете, Путин будет ожидать, что Соединенные Штаты отступят, прежде чем начинать ядерный конфликт из-за земли так далеко от дома.
Чтобы избежать худшего, Соединенным Штатам необходимо найти новые способы помешать России использовать свой арсенал. Она должна убедить официальных лиц страны, в том числе в цепочке военного командования, ниспровергать решения, которые могут привести к ядерному нападению, и препятствовать им. Необходимо убедить российские элиты в том, что их страна может уступить на Украине, не потерпев катастрофического поражения. Это должно сплотить другие страны, особенно нейтральные, с целью делегитимизации применения ядерного оружия и убедить Путина в том, что он совершит ужасную ошибку, если обратится к своему ядерному арсеналу. И это должно быть сделано сейчас. Таким образом, Вашингтон сможет избежать необходимости принимать опасные решения позже, под сильным давлением ядерного противостояния.
ЗАБЛОКИРОВАНО И ЗАГРУЖЕНО
Россия не стеснялась своего ядерного арсенала. С того момента, как страна начала свое вторжение, Москва пыталась запугать мир, показывая на свое оружие. Незадолго до нападения на Украину Россия провела необычно своевременные учения своих систем запуска ядерных боеголовок. Год спустя, в феврале 2023 года, Россия приостановила участие в Новом договоре СНВ, который регулировал количество ядерного оружия, которым могли обладать Москва и Вашингтон. В марте Кремль объявил, что перебросит часть своего ядерного оружия в Беларусь. В октябре Путин предположил, что Россия может возобновить ядерные испытания. Все это время российские правительственные чиновники угрожали нанести ядерный удар, как это сделал бывший президент Дмитрий Медведев в июле, когда заявил, что Россия может «применить ядерное оружие», чтобы завершить войну за несколько дней.
Официальные лица США, конечно, обратили внимание на эти угрозы, но они их не убедили. Они воображают, что Москва может использовать небольшое так называемое тактическое ядерное оружие на поле боя, но не большое так называемое стратегическое оружие против стран НАТО. Согласно Politico, советник по национальной безопасности Джейк Салливан в феврале сказал американским экспертам, что нет особых опасений, что Россия применит стратегическое ядерное оружие на Украине или против Запада, но некоторые по-прежнему обеспокоены тем, что Россия может применить тактическое оружие. Путин, по их мнению, может использовать это оружие, чтобы помочь российским войскам остановить украинское наступление, которое, казалось, было на грани возвращения Крыма или нанесения значительного поражения, которое угрожало вытеснить российские войска с востока Украины.
Но растущее самодовольство среди официальных лиц США основано на непонимании риторики Путина и динамики, которая удерживает Москву от применения ядерного оружия. Когда Путин задействует свой арсенал, он не пытается предупредить, что Россия может применить тактическое ядерное оружие на Украине. Скорее, его риторика направлена на то, чтобы угрожать самому НАТО. Это мигающий красный огонек, предупреждающий американских лиц, принимающих решения, о том, что Москва готова к ядерной конфронтации с Вашингтоном, если это необходимо для победы на Украине.
Пока Путин сохраняет оптимизм в отношении шансов России, он вряд ли будет раскачивать лодку на Украине.
Чтобы понять почему, рассмотрим, во-первых, состояние поля боя. Тактическое ядерное оружие мало поможет России выйти из тупика. Украинские войска хорошо укрепились вдоль линии фронта, которая простирается примерно на 600 миль, и поэтому даже десятков единиц тактического оружия было бы недостаточно, чтобы позволить России прорваться. Даже если бы она и была, у России нет маневренных резервных сил, необходимых для использования любой лазейки, созданной этим оружием. Ядерная атака, конечно, была бы ужасающим событием для украинцев, но она все равно не сломила бы волю украинского народа и не вынудила бы Киев капитулировать. Украинцы с огромным мужеством боролись со всевозможными зверствами, и тактическая ядерная атака стала бы лишь еще одной записью в реестре жестокости России. Украинцы заявили об этом, отвечая на опросы общественного мнения. Согласно опросам Мюнхенской конференции по безопасности и украинских аналитических центров, общественность страны не желает сдаваться Москве и прекращать боевые действия даже перед лицом ядерной угрозы.
Во всяком случае, тактические ядерные удары нанесли бы ущерб военным усилиям России. Такие атаки, вероятно, усилили бы желание Запада помочь Украине, как раз когда оно начало ослабевать. (У западных политиков всех мастей есть сильный стимул гарантировать, что ядерное оружие никогда не будет использовано на войне.) Ядерный удар может также побудить Китай и Индию - двух важнейших международных партнеров Кремля - отказаться от России. И Пекин, и Нью-Дели уже сделали публичные заявления, призванные отговорить Москву от применения ядерного оружия. Они были бы недовольны, если бы Путин проигнорировал их.
Путин мало что выиграет от применения ядерного оружия на Украине и много потеряет. Фактически, прямо сейчас он считает, что от применения ядерного оружия где бы то ни было мало что выиграет. Путин считает, что Россия может победить в Украине обычными средствами. «Почти по всей линии фронта наши вооруженные силы, скажем скромно, улучшают свои позиции», - сказал он на пресс-конференции 14 декабря. Он также отметил, что поддержка Киева Западом, похоже, идет на убыль, заявив, что вскоре «халява», предоставляемая Украине, «иссякнет». Пока Путин сохраняет оптимизм в отношении шансов России, он вряд ли будет раскачивать лодку, участвуя в эскалации.
Но Путин, возможно, не всегда так думает. Если Запад вновь возьмет на себя твердое обязательство поддерживать Киев в его попытках вернуть все оккупированные территории и предоставит Украине долгосрочную финансовую поддержку и усиленную оборонную промышленность, Путин может решить, что ему, возможно, не удастся раздавить Украину войной на истощение. Если, вдобавок, западные экономические санкции, наконец, начнут существенно подрывать российскую экономику, Путин может прийти к выводу, что время не на его стороне. Президент России может решить удвоить усилия вместо того, чтобы ждать выхода Украины. Тогда начнутся реальные риски эскалации.
ОТ НУЛЯ ДО ШЕСТИДЕСЯТИ
Для Соединенных Штатов и их союзников первый набор эскалационных рисков может показаться очередным бахвальством. Кремль, например, мог бы начать с перемещения своих крупных носителей ядерного оружия большой дальности на развернутые и рассредоточенные позиции за пределами своих обычных баз, которые уязвимы для атак США. Она могла бы, например, вывести большую часть своих подводных лодок с баллистическими ракетами в море, перебросить большое количество своих ракетных войск стратегического назначения в обширные российские леса и загрузить ядерное оружие на стратегические бомбардировщики. Такие действия значительно далеки от фактического применения ядерных бомб, но они все равно вызвали бы глубокую тревогу. Они, несомненно, привлекли бы внимание Вашингтона, резко усилили бы напряженность и немедленно вынудили бы западных лидеров учитывать риск ядерной войны в своих расчетах.
Исходя из этого, Москва может фактически начать применять силу против НАТО. Она может сбить самолет НАТО над союзной страной или международным воздушным пространством. Она может атаковать корабль НАТО в Черном море. Или она могла бы атаковать то, что, по ее утверждению, было конвоями с оружием, направлявшимися в Украину, когда они двигались через страну на восточном фланге НАТО. Такие шаги быстро расширили бы масштабы конфликта, втянув в борьбу НАТО. Москва может усилить этот шаг, взорвав ядерное оружие в открытом океане в ходе так называемого демонстрационного удара.
Наконец, в наихудшем сценарии - таком, при котором Кремль стремился шокировать мир, чтобы заставить его быстро и на условиях Путина прекратить войну на Украине, - Россия действительно могла бы запустить ядерное оружие непосредственно по территории НАТО. Хотя Путин, казалось, обдал эту идею холодной водой на ежегодном форуме в октябре, заявив, что России не нужно снижать порог применения ядерного оружия, это могло бы выглядеть необходимым, если бы война явно разворачивалась против России. Восемьдесят процентов военной помощи Украине поступает через одну авиабазу в восточной Польше, и поэтому эта база, вероятно, была бы главной целью. Тогда Соединенные Штаты могут нанести ответный ядерный удар своими силами, поставив мир на грань уничтожения.
С момента начала эскалации Путину может не потребоваться много времени, чтобы перейти от резких ядерных сигналов и обычных атак к приказу нанести ядерный удар. Если Путин будет эскалировать медленно, нанося меньшие удары и наблюдая за реакцией НАТО, он рискует спровоцировать обычный конфликт - возможно, с вмешательством сил НАТО непосредственно в Украину и, возможно, в саму Россию, - в котором у Запада есть явное преимущество. Обычные вооруженные силы НАТО превосходят российские, и поэтому Путин не захочет давать Вашингтону время и пространство для реакции, позволяя ему задействовать свой потенциал. Поэтому он захочет достичь ядерного уровня, на котором Россия будет равна Соединенным Штатам, как можно быстрее.
Вашингтон не может удержать Путина от эскалации.
Официальные лица США, конечно, не хотят, чтобы Москва прибегала к ядерному оружию, даже если они, похоже, не убеждены в том, что она это сделает. В результате они попытались отпугнуть Россию от эскалации, угрожая «катастрофическими последствиями», как выразился Белый дом в сентябре 2022 года, если Путин воспользуется своим арсеналом. Но такие предупреждения вряд ли остановят президента России. Путин воспримет эту угрозу как блеф; он знает, что, в конечном счете, Вашингтон не хочет рисковать ядерным конфликтом из-за Украины. Он также глубоко привержен победе на Украине, вплоть до того, что может решиться на быструю эскалацию, даже если будет думать, что Соединенные Штаты серьезно настроены ответить силой. Он, вероятно, усомнился бы в серьезности любой угрозы со стороны США и рассчитал бы, что, в конце концов, Вашингтон предпочтет пойти на компромисс, а не наносить ядерные удары по самой России, что могло бы повлечь за собой ядерный ответ против родины США.
Печальная правда заключается в том, что Вашингтон не может удержать Путина от эскалации до такой степени, чтобы он применил ядерное оружие из-за войны на Украине. Хотя он не стал бы легкомысленно относиться к такой эскалации или отмахиваться от серьезных рисков для России, Путин ожидал бы, что сможет выиграть войну воли в условиях ядерного кризиса. Поэтому, если Вашингтон хочет избежать ядерного противостояния, он должен избрать другой курс. американские политики должны вместо этого проводить политику, направленную на подрыв процесса принятия решений в России, чтобы, если Путин прикажет предпринять эскалационные шаги, он столкнулся с внутренним противодействием. Это означает, что им нужно попытаться наделить полномочиями российских чиновников, которые хотят воспрепятствовать любым попыткам Путина перейти к ядерному оружию. Сделать это будет нелегко, учитывая, что американо-российские отношения настолько плохи, насколько это вообще возможно. Но Вашингтон может начать с более активного взаимодействия с Москвой, каким бы одиозным это ни казалось. Единственный способ для официальных лиц США, в том числе в разведывательном сообществе, культивировать инакомыслие среди российских чиновников - наладить более прямые контакты.
Соединенные Штаты также должны убедить российских официальных лиц в том, что из Украины есть пути, которые не заканчиваются ни победой, ни унизительным поражением. Вашингтон мог бы, например, предположить, что только самые высокопоставленные должностные лица могут быть наказаны за развязывание войны, что любые репарации Украине будут ограничены и что есть путь для отмены санкций против России и разрешения государству вернуться в сообщество наций. Но что именно повлечет за собой такой исход, нет необходимости объяснять явно. Высшие российские официальные лица просто должны знать, что их выбор не между капитуляцией и ядерной эскалацией.
Тем не менее, Соединенные Штаты не могут рассчитывать на то, что российские официальные лица остановят Путина от применения ядерного оружия. Они должны одновременно объединить нейтральные государства, чтобы оказать давление на Москву, удерживая Ее от эскалации. Им необходимо подтолкнуть эти государства к тому, чтобы в своих беседах с российскими официальными лицами они четко давали понять, что любое применение ядерного оружия незаконно и что это приведет к прекращению ими всякой прямой и молчаливой поддержки военных усилий России. Публичные предупреждения Китая и Индии о ядерных ударах были позитивными знаками, но они и другие страны, такие как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, которые помогают удерживать российскую экономику на плаву, могут сделать больше.
И они должны. Балансирование на грани ядерного оружия - опасная игра, особенно с таким авторитарным лидером, как Путин. Сейчас не время для самоуспокоенности. Чтобы мир смог предотвратить ядерную войну, странам придется убедить Москву в том, что победа на Украине просто не стоит затрат на подведение мира к пропасти - или над ней.
Foreign Affairs Статью с английского языка перевёл Яндекс
Продолжение темы:
Люк Коффи, институт Хадсона, США: Подготовка к окончательному распаду Советского Союза ПЛАНИРУЕМОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОТАЛЬНОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОБЕДЫ НАД АРМИЕЙ РОССИИ ИЛИ ЗАХВАТА ВЛАСТИ В МОСКВЕ ДЕБИЛАМИ ИЗ "ПЯТОЙ КОЛОННЫ" И РАЗВАЛА СТРАНЫ СЕПАРАТИСТАМИ: см.СТАТЬИ
https://www.fondsk.ru/news/2022/06/28/bolotnye-tvari-i-chto-oni-zamyshljajut-56543.htmlhttps://www.fondsk.ru/news/2022/06/27/v-amerike-reshajut-kak-raschlenit-rossiju-56534.html Германские промышленники Народу России: За 2-3 года мы превратим вас в обычную африканскую страну