Католическим священникам разрешили благословлять однополые пары
Ватиканская Конгрегация доктрины веры
выпустила декларацию по доктринальным вопросам под названием Fiducia Supplicans (можно перевести как «просьба о доверии»), одобренную папой римским Франциском. В ней священникам разрешили благословлять пары, «не соответствующие нормам», в том числе однополые.
В декларации при этом подчеркивается, что доктрина церкви в отношении браков не изменяется и возможность давать благословение не означает одобрения церковью однополых браков. Далее говорится, что такое благословение не должно чем бы то ни было напоминать обряд венчания.
В Fiducia Supplicans сказано, что священник может благословить пришедшую к нему пару, которая попросила о таком благословении, даже если «их положение как пары не соответствует нормам», в том числе однополые пары.
Отмечается, что это сделано для того, чтобы церковь «имела возможность принять даже тех, кто не живет в соответствии с христианскими моральным нормами, но при этом смиренно просит о благословении». Также в декларации говорится, что церковь и в целом не требует от тех, кто просит благословения, достижения перед этим «морального совершенства».
Яна Рождественская
КоммерсантЪ НОВОСТИ ВАТИКАНА. Доктринальная декларация открывает возможность благословлять пары в нестандартных ситуациях
Штаб-квартира Дикастерии доктрины веры
С Декларацией “Fiducia supplicans”, выпущенной Дикастерией доктрины веры и одобренной Папой Франциском, можно будет благословлять однополые пары, но без каких-либо ритуализаций или создания впечатления брака. Доктрина, касающаяся брака, не меняется, и благословение не означает одобрения союза.
По материалам Новостей Ватикана
Когда два человека просят благословения, даже если их ситуация как пары “нестандартна”, рукоположенный служитель может дать согласие. Однако в этом жесте пастырской близости не должно быть никаких элементов, отдаленно напоминающих брачный обряд.
Именно об этом говорится в Декларации “Fiducia supplicans” о пастырском значении благословений, опубликованной Дикастерией доктрины веры и одобренной Папой Франциском.
Документ исследует тему благословений, проводя различие между ритуальными и литургическими благословениями, а также спонтанными, которые больше похожи на знаки народной преданности. Именно в рамках этой второй категории сейчас рассматривается возможность приветствовать даже тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит благословения. 23 года прошло с тех пор, как бывшая “Святая канцелярия” опубликовала Декларацию (последняя была в августе 2000 года с “Dominus Jesus”), документ такой доктринальной важности.
“Fiducia supplicans” начинается со вступления префекта, кардинала Виктора Фернандеса, который объясняет, что Декларация рассматривает “пастырское значение благословений”, позволяя “расширить и обогатить классическое понимание” посредством богословских размышлений, “основанных на пастырском видении папы Франциска”.
Это размышление, которое “подразумевает реальное развитие того, что было сказано о благословениях до сих пор, достижение понимания возможности “благословения пар в нестандартных ситуациях и однополых пар без официального подтверждения их статуса или какого-либо изменения вечного учения Церкви о браке
”После первых пунктов (1-3), которые напоминают о предыдущем заявлении от 2021 года, которое теперь доработано и заменено, в Декларации представлено благословение в таинстве брака (пункты 4-6), в котором говорится о недопустимости “обрядов и молитв, которые могут внести путаницу между тем, что составляет брак”, и “тем, что ему противоречит”, избегая любого намека на то, что “что-то, что не является браком, признается браком”. Повторяем, что в соответствии с “вечной католической доктриной” только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в контексте брака считаются законными.
Во второй обширной части Декларации (параграфы 7-30) анализируется значение различных благословений, получателями которых являются люди, объекты поклонения и места жизни. Напомним, что “со строго литургической точки зрения” благословение требует, чтобы то, что благословляется, “соответствовало Божьей воле, выраженной в учении Церкви”.
“Когда благословение призывается на определенные человеческие отношения” посредством специального литургического обряда, отмечается в Декларации, “необходимо, чтобы то, что благословляется, соответствовало Божьим замыслам, записанным в творении” (п. 11). Следовательно, Церковь не имеет права давать литургическое благословение нерегулярным или однополым парам. Также необходимо избегать риска сведения значения благословений только к этой точке зрения, ожидая от простого благословения “тех же моральных условий для простого благословения, которые требуются при принятии таинств” (п. 12).
После анализа благословений в Священных Писаниях Декларация предлагает богословско-пастырское понимание. Те, кто просит благословения, показывают, что “нуждаются в спасительном присутствии Бога” в своей жизни, выражая “прошение о Божьей помощи, мольбу жить лучше” (п. 21). Эта просьба должна быть принята и оценена “вне литургических рамок”, когда она находится “в сфере большей спонтанности и свободы” (п. 23).
Если рассматривать их с точки зрения народного благочестия, “благословения следует оценивать как акты преданности”. От тех, кто просит благословения, “не следует требовать предварительного морального совершенства” в качестве предварительного условия, отмечается в Декларации.
Исследуя это различие, основываясь на ответе Папы Франциска на dubia, опубликованном в октябре прошлого года, в котором содержится призыв различать “формы благословения, запрашиваемые одним или несколькими лицами, которые не передают ошибочную концепцию брака” (п. 26), Декларация подтверждает, что этот вид благословения “предлагается всем, ничего не требуя”, помогая людям почувствовать, что они по-прежнему благословлены, несмотря на свои ошибки, и что “их Небесный Отец продолжает желать им добра и надеяться, что они в конечном итоге откроются для добра” (п. 27).
Есть “несколько случаев, когда люди спонтанно просят благословения, будь то в паломничестве, у святынь или даже на улице, когда они встречают священника, и эти благословения “предназначены для всех; никто не должен быть исключен из них” (п. 28).
Хотя устанавливать “процедуры или ритуалы” для таких случаев неуместно, рукоположенный священник может присоединиться к молитве тех людей, которые, “хотя и состоят в союзе, который никоим образом нельзя сравнить с браком, желают вверить себя Господу и его милосердию, призвать его на помощь и быть направленными к большему пониманию его плана любви и истины” (п. 30).
Третья часть Декларации (пункты 31-41) раскрывает возможность получения этих благословений, которые представляют собой знак для тех, кто, “признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендуют на легитимацию своего собственного статуса, но просят, чтобы все истинное, доброе и по-человечески значимое в их жизни и их отношениях было обогащено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа” (п. 31).
Эти благословения не обязательно должны становиться нормой, отмечается в Заявлении, но должны предоставляться "практической проницательности в конкретных обстоятельствах” (п. 37).
Хотя благословляется пара, но не союз, в Декларации отмечается, что благословлены законные отношения между двумя людьми: в “краткой молитве, предшествующей этому спонтанному благословению, рукоположенный служитель может попросить, чтобы у людей были мир, здоровье, дух терпения, диалога и взаимопомощи, а также Божий свет и сила для полного исполнения его воли” (п. 38).
Также разъясняется, что во избежание “любой формы путаницы или скандала”, когда пара в нестандартной ситуации или однополые пары просят благословения, оно “никогда не должно передаваться одновременно с церемониями гражданского союза и даже в связи с ними". Это также не может быть выполнено с использованием какой-либо одежды, жестов или слов, которые подобают свадьбе” (п. 39). Этот вид благословения “вместо этого может найти свое место в других контекстах, таких как посещение святилища, встреча со священником, молитва, читаемая в группе, или во время паломничества” (п. 40).
В заключение, четвертая глава (параграфы 42-45) напоминает, что “даже когда отношения человека с Богом омрачены грехом, он всегда может попросить благословения, протянув руку к Богу”, а желание благословения "может быть возможным благом в некоторых ситуациях” (параграф 43).
Новости Ватикана С итальянского языка текст статьи перевёл Яндекс