Продолжение темы:
Константин Двинский. Найдено решение миграционной проблемы
В начале июля в Калининграде при участии губернатора Антона Алиханова состоялся форум Всемирного русского народного собора (ВРНС), главной темой которого стало народосбережение и миграционная политика.
Безусловно, демография и миграция неразрывным образом связаны между собой. Даже если исходить из сугубо экономического обоснования, которым любят оперировать сторонники завоза мигрантов, в средне и долгосрочной перспективе однозначно выгоднее вкладывать в свое собственное население, чем привлекать мигрантов.
Впрочем сразу оговорюсь, что способ решения и демографических, и экономических проблем за счет внешней миграции, на мой взгляд, недопустим и подобное обоснование должно уйти из политического дискурса.
Когда говорят о способах решения миграционной проблемы, в основном, апеллируют к федеральным властям. Конечно, это является абсолютно обоснованным, поскольку на федеральном уровне можно принять ряд необходимых решений, результатом которых будет снижение миграционных потоков, отбор действительно квалифицированных специалистов и привлечение ограниченного количества мигрантов, без которых в моменте обойтись будет сложно.
Тем не менее, на уровне региональных властей также имеется значительное количество инструментов, способных хотя бы снизить уровень социального напряжения в субъектах.
В Калининграде на форуме ВРНС были обобщены подобные инструменты, которыми должны активно пользоваться главы субъектов.
Первое. Согласно ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" региональные власти имеют право вводить запрет на работу иностранных граждан в ряде отраслей экономики. Теоретически можно ввести полный запрет на трудоустройство мигрантов.
Например, данной мерой активно пользуется Калининградская область, где мигрантам запрещено работать в сфере пассажирских перевозок (как общественный транспорт, так и такси), в сфере гостиничного бизнеса, в сфере дошкольного, начального и общего образования, в сфере деятельности по трудоустройству и подбору персонала, в производстве детского питания и диетических пищевых продуктов, в производстве хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.
Аналогичные меры действуют в Калужской области. Там мигрантам запрещено работать в сфере пассажирских перевозок, в сфере торговли, в деятельности кадровых агентств и общественного питания.
Второе. Согласно тому же ФЗ регионы вправе самостоятельно принимать решение о выдаче или невыдаче патентов. Власти субъекта могут даже полностью запретить оформление мигрантов на своей территории.
Впрочем, данная мера при её точечном применении может внести дисбаланс в миграционных потоках, создав дополнительное давление в тех регионах, где выдача патентов никак не ограничивается.
Третье. Власти субъектов имеют возможность регулировать стоимость патентов, увеличив размер ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых мигрантами.
Подобное позволит отсечь совсем низкоквалифицированные кадры. Как правило, именно такие кадры вносят дисбаланс в местный рынок труда, снижая размер средней заработной платы на территории. Впрочем, сейчас тезис о низкооплачиваемом труде мигрантов уже не актуален. Их зарплата в значительной части субъектов соответствует средней по региону.
Четвертое. Регионы имеют возможность приостановить свое участие в программе по переселению соотечественников.
К сожалению, по данной программе в массе своей переезжают в Россию не русские и русскоязычные граждане, а те, кто плохо или совсем не адаптирован к нашей культуре, языку и традициям. Механизм их фильтрации на практике не работает, что приводит к достаточно простым условиям при получении гражданства выходцами из Средней Азии.
Таким образом, на региональном уровне власти имеют возможность существенным образом повлиять на решение миграционной проблемы, которая в ряде субъектов стоит особенно остро. Но, конечно, усилиями губернаторского корпуса полностью закрыть вопрос не получится. Необходимы меры федерального уровня.
https://dzen.ru/a/ZLutbd_0SXf264Gw