Юрий Борисов: Виртуальный меч России

Apr 03, 2023 22:12


Новая Концепция внешней политики России* снимает устаревшие политкорректные ограничители в отношениях с внешним миром



Новая редакция этого важнейшего документа, в частности, упраздняет (как иллюзорные на современном этапе) надежды на выстраивание конструктивных взаимовыгодных отношений с Западом. Согласно новой Концепции, Россия сосредоточивается на задачах собственного развития и предотвращения всего спектра возможных угроз. Это, безусловно, придает стройность системе внешнеполитических приоритетов РФ. С учётом очевидного нарастания внешних угроз самого разнообразного характера сегодня это крайне востребовано.

Российское руководство исходит из специфики современной военно-политической обстановки в мире, которая характеризуется сохраняющимся доминированием РФ в сфере ракетно-ядерных вооружений. Данное обстоятельство ограничивает возможности наших западных визави по прямому военному подавлению Российской Федерации.


Одной из самых перспективных для Запада альтернатив прямому военному столкновению с РФ является его мощный кибернетический потенциал, опирающийся на практически безраздельное (в настоящее время) западное доминирование в информационно-коммуникационных сетях. Запад контролирует практически всю базовую структуру мирового Интернета, который насыщен разного рода виртуальными платформами, обслуживающими его интересы. В том числе интересы военно-стратегического характера. С 2010 года функционирует отдельное Киберкомандование ВС США, в задачи которого входит, по сути, ведение мировой электронной войны:

«USCYBERCOM планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны; готовит и осуществляет полный спектр военных операций в киберпространстве, обеспечивает свободу действий США и их союзников в киберпространстве и препятствует аналогичным действиям противника».



Наши бывшие партнеры не привыкли бросать деньги не ветер, и новые войска уже давно обкатываются в ходе операций против РФ: 17.06.2019. «Согласно сообщению The New York Times, государственные органы США, ответственные за безопасность в сети, получили прямые указания о наращивании давления на Россию путем развертывания и использования кибер-инструментов. Представители администрации президента США отказались уточнить какие именно механизмы будут применены в отношении России. По мнению экспертов, спецслужбы будут заниматься размещением потенциально опасного вредоносного ПО и компьютерных вирусов внутри Российского сегмента Интернет, готовых к проведению кибератак в случае возникновения такой необходимости. Как один из возможных вариантов рассматривается вариант использования аналогов компьютерного червя Stuxnet, способного нанести физический вред инфраструктурам противника.Юридически американское правительство провело серьезную подготовку для наращивания давления на Россию в сети Интернет. В США действует секретный меморандум № 13, который позволяет Киберкомандованию США осуществлять любые мероприятия без согласования с президентом США».



Российская Федерация в качестве ответной меры на американскую киберагрессию приступила с 2014 года к созданию аналогичной структуры в составе своих вооруженных сил. «Войска информационных операций сформированы в Вооруженных силах России. Их главное предназначение - защита российских военных систем управления и связи от кибертерроризма и надежное закрытие проходящей по ним информации от вероятного противника, сообщил ИТАР-ТАСС источник в Минобороны РФ. "Предложение о создании такой структуры, предназначенной для кибернетического и информационного противоборства с вероятным противником, находилось в проработке не один год. Прошлогодние разоблачения экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом глобальной электронной слежки со стороны АНБ США только ускорили процесс принятия решения", - сказал собеседник. По его словам, в состав войск информационных операций войдут части и подразделения в военных округах и на флотах, укомплектованные высококвалифицированными специалистами: математиками, программистами, инженерами, криптографами, связистами, офицерами радиоэлектронной борьбы, переводчиками и другими. "Руководителем новой структуры назначен военачальник в генеральском звании", - добавил собеседник».

Противоборство в виртуальном пространстве продолжается не первый год. До недавнего времени проявляли известную сдержанность в этой области, соответствующую общему уровню их отношений. Однако в настоящее время деградация этих отношений зашла уже так далеко, что только угроза полного взаимного ядерного уничтожения сдерживает наших западных оппонентов от использования самых разрушительных видов военного противоборства. И перенос западной агрессии в кибернетическую сферу с приданием таким действиям совершенно иного масштаба приобретает для Запада особую актуальность.

Некоторые аналитики пишут о такой эскалации, как о совершившемся факте: «Страны НАТО рассчитывают, что Москва, сконцентрированная на боевых действиях на Украине, не будет симметрично отвечать на кибератаки. Для ведения кибервойны сформирована армия (про)украинских хакеров, которым переданы мощные боевые киберсредства, способные выводить из строя объекты критической инфраструктуры… Мобилизованы передовые IT-возможности, прежде всего стран Восточной Европы, Балтии и Финляндии. Непосредственно в боевых действиях задействованы Киберцентр в Таллине, Центр стратегических коммуникаций в Риге, Центр гибридной войны в Хельсинки. США и НАТО намеренно их задействуют, подставляя под ответный удар. В этом случае ответные кибератаки со стороны Москвы будут направлены на ЦВЕ и не нанесут существенного ущерба США и еврограндам, а чувствительная инфраструктура младоевропейцев, в т. ч. энергетические объекты, могут значительно пострадать, что спровоцирует социальную напряженность. РФ будет защищать свою критическую инфраструктуру, прежде всего энергетический сектор, а для подавления источников нападений способна провести мощные ответные кибератаки, чтобы остудить горячие головы в странах НАТО».

В целом мы вполне согласны с оценкой реальности данной угрозы. Однако с учётом глобального характера виртуальной войны, которая, по сути, уже давно не новость (меняется только её масштаб), странно было бы для России ограничивать свою киберактивность территориями стран-лимитрофов, притом что сетевые удары по критической инфраструктуре РФ могут быть нанесены с ведома и при участии США.

США и никто другой располагают самыми широкими возможностями воздействия на электронную аппаратуру, применемую в РФ практически во всех сферах жизнднедятельности. Одной из таких сфер является гражданский авиатранспорт, свыше тысячи авиалайнеров которого имеют иностранное прихождение. На каждом из этих самолётов теоретически могли быть установлены в ходе их производства или ремонта за рубежом вредоносные физические либо программные закладки, которые могут быть активизированы по сигналу из космоса. И это только одна из возможных угроз.

Ясно одно. С 31 марта с. г. Россия сняла с себя законодательные ограничения, свзанные с пресечением в том числе кибернетической агрессии Запада. Более того, в новой Концепции внешней политики РФ это прямо предписывается соответствующим государственным службам и органам:

…26. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер (санкций) политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем…

30. В целях обеспечения международной информационной безопасности, противодействия угрозам в ее отношении, укрепления российского суверенитета в глобальном информационном пространстве Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание:

1) укреплению и совершенствованию международно-правового режима предотвращения и разрешения межгосударственных конфликтов и регулирования деятельности в глобальном информационном пространстве;

2) формированию и совершенствованию международно-правовых основ противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях;

3) обеспечению безопасного и стабильного функционирования и развития информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основе равноправного участия государств в управлении данной сетью и недопущению установления иностранного контроля над ее национальными сегментами;

4) принятию политико-дипломатических и иных мер, направленных на противодействие политике недружественных государств по милитаризации глобального информационного пространства, по использованию информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств и в военных целях, а также по ограничению доступа других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям и усилению их технологической зависимости».



В настоящее время Российская Федерация обладает как организационно-структурными возможностями (войска информационных операций), так и правовыми основаниями не только для активных ответных действий на западную кибернетическую агрессию, в том числе на территории самого Запада, но и для упреждающих мероприятий с целью предотвращения такой агрессии.

Россия сделала надлежащие выводы из своей многотрудной истории. И отныне не намерена дожидаться, пока враг придет с мечом на нашу землю. Современные электронные технологии вполне позволяют удлинить русский меч до территории самих США.

ФСК

* Читать и знать! Президент России В.В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации

Пентагон, США, Концепция внешней политики России, Кибербезопасность, Киберкомандование, Кибервойна, Минобороны, Киберпреступность, НАТО, Российская Федерация, Третья Мировая война

Previous post Next post
Up