Отчет правительства в Государственной Думе

Mar 23, 2023 22:21

image Click to view



Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. Текст

Константин Двинский: Отчёт государственника. Мишустин выступил в Госдуме

Сегодня Михаил Мишустин представил отчёт правительства о работе в 2022 году. Некоторые представители экспертного сообщества уже поспешили озаглавить данное мероприятие как "отчёт победителя".


Ведь именно под руководством Мишустина правительство не просто не позволило экономике рухнуть, но смогло выйти из тяжелейшего кризиса с минимальными потерями. Минус 2,1% за 2022 год никто не мог предсказать. Даже самые оптимистичные оценки предполагали падение минимум в 5%. Впрочем, здесь не могу не отметить, мои постоянные читатели знают, ещё в июле я писал, что экономика сократится не более, чем на 2-3%. Подобный вывод я сделал исходя из выбранного правительством курса на интенсивную поддержку реального сектора за счет роста бюджетных расходов.

Разбирать цифры, которые представил в ходе своего доклада Мишустин, я не вижу смысла. Они, действительно, являются убедительными. Кому интересно - можно посмотреть полное выступление главы правительства:

В данном материале хотелось бы затронуть иной аспект. Во-первых подчеркну, что Мишустин полностью владеет материалом и понимает, о чём говорит. Вне зависимости от того, какая это сфера: станкостроение или же сельское хозяйство. Премьер-министр сходу готов назвать и размер пошлин, и размер субсидий и т.д.

Однако самым важным моментом является тот факт, что уже четвертый год подряд Мишустин придерживается выбранного в 2020 году курса и, вне зависимости от обстоятельств, стратегически его не меняет. Конечно, определенные коррективы вносятся, но целеполагание одно и тоже.

Координирующая функция государства в управлении экономическими процессами - именно так можно охарактеризовать курс Мишустина. Государство в лице правительства принимает самое непосредственное участие в управлении экономикой, не полагаясь на "невидимую руку рынка".

Причем управление экономикой - не банальная национализация и огосударствление всех активов. Например, в IT-секторе это неэффективно и, даже, невозможно в принципе. Поэтому правительство использует разные механизмы. Начиная от субсидирования по льготным программам, заканчивая прямыми государственными инвестициями.

Разумеется, всё это требует повышенных расходов бюджета как главного инструмента, находящегося в руках правительства. Здесь мы видим рост расходов как непосредственно федерального бюджета, так и внебюджетных фондов. Например, ФНБ, из которого в прошлом году была выделена рекордная сумма, превышающая 1 трлн рублей (деньги пошли на прямые инвестиции).

Правительство Мишустина одинаково поддерживает как спрос, так и предложение, не допуская дисбаланса в каждом секторе экономики. Чтобы детально знать, что происходит, Мишустин с самого начала упростил бюрократические процедуры, внедряя в государственный аппарат цифровизацию. В результате правительство практически в режиме онлайн видит ситуацию в ряде сфер и, при необходимости, предпринимает соответствующие меры.

К слову, полноценный запуск цифрового рубля сделает работу правительства ещё более эффективной.

Теперь о проблемах, которые я вижу. Это ограниченность финансовых ресурсов бюджета. За прошедшие три года нередко возникал вопрос приоритетов. В результате из-за недостатка средств правительству приходилось выбирать, что профинансировать. Ярче всего это проявляется в дорогостоящих инфраструктурных проектах. Например, на очередную паузу поставлена реализация Северного широтного хода. По БАМу и Транссибу, несмотря на их стратегическую значимость, тоже имеются нерешенные вопросы:

Поэтому одной из главных целей Мишустина, которую ему предстоит решить - найти дополнительные источники роста доходов государственной казны. Причем здесь я имею в виду не только федеральный бюджет, но и, скажем, Фонд национального благосостояния, который наконец-то стал полноценным фондом развития экономики.

Где найти деньги - тоже, в целом, понятно. Их с лихвой находится в финансовом секторе. Например, уже около триллиона замороженных средств нерезидентов накопилось на счетах типа С. Однако они попадут под управление АСВ, которое контролирует Банк России:

В общем, правительству Мишустина нужно ещё больше финансовых ресурсов. За три года кабмин показал, что в состоянии распоряжаться ими эффективно и показывать результат. В "спокойный" 2021 год у нас и вовсе был рост в 5,6%. И не только за счет восстановительной динамики.

Уверен, что глава правительства понимает данный аспект и уже имеет соответствующие решения.

https://dzen.ru/a/ZByDUTCwtTT7nlI8

Экономический терроризм, Экономика России, Правительство России, Контрудар, Специальная операция

Previous post Next post
Up