Валерий Куликов: Зачем США инспектируют киргизско-таджикское приграничье

Nov 03, 2022 12:11

Зачем США инспектируют киргизско-таджикское приграничье или Когда аналогичные поездки представителей России и Китая произойдут в приграничье США?



Для США Центральная Азия (ЦА) не только остается важным регионом соперничества с крупнейшими геополитическими игроками, в первую очередь, Россией и Китаем, но и плацдармом развертывания активных действий по так называемому «второму фронту» для отвлечения сил Пекина и Москвы от их действий в отношении Тайваня и Украины. Уже не первый год США стремятся изолировать Россию и Китай путем отрыва от них ближайших соседей, особенно в Центральной Азии. Сегодня эти усилия активизировались после открытого признания Госдепартаментом в сентябре, что целью политики США является разъединение экономик России и Китая от Центральной Азии.

Для достижения указанных целей Вашингтон применяет разнообразные подходы к региону, являющиеся ничем иным, как «прощупыванием» территории и возможных реакций государств, как входящих в него, так и имеющих там интересы. Особая активность в этом плане началась после ухода США из Афганистана и потери ими возможностей влиять на ситуацию в Центральной Азии.

И конкретным подтверждением указанной тактики Вашингтона в Центральной Азии стало появление несколько дней назад информации о прибытии в Баткенскую область Киргизии военной делегации США в составе пяти человек во главе с директором по ресурсам и анализу Центрального командования США Робертом Унгером (Robert Unger). Указанный военный представитель занимает должность старшего советника командующего CENTCOM и ведает вопросами анализа боевых действий, поддержки принятия решений, бюджетом и ресурсами, науки и технологий. Работая старшим аналитиком в пентагоновском Afghanistan Security Forces Fund, занимающимся «помощью силам безопасности» страны победившего США в 2021 году «Талибана» (запрещен в РФ), он уже долгие годы специализируется на афганской, а также центральноазиатской проблематике.


Выбор Р.Унгером для поездки именно Баткенской области не случаен, так как она является очагом постоянных приграничных инцидентов, конфликтов и столкновений между Киргизией и соседним Таджикистаном. А отсюда становится понятным не только причина и цель появления здесь высокопоставленных американских военных стратегов, явно связанных с планированием Вашингтоном очередного пограничного конфликта в Центральной Азии. Заинтересовав местные власти якобы возможными перспективами «развития сотрудничества с США», члены американской делегации ознакомились с материально-технической базой МЧС Киргизии, поговорили со спасателями о гуманитарной помощи и планируемых действиях на случай очередного вооруженного конфликта на границе.

При этом примечательно, что еще в недавнем августе американские военнослужащие принимали активное участие в учениях на территории соседнего Таджикистана, которому передаются ударные вертолёты афганской армии бывшего режима Ашрафа Гани, оказывается иная материально-техническая поддержка со стороны США.

Визит указанной военной делегации США вызвал вполне оправданные вопросы в киргизском обществе. Особенно с учетом того, что никакого военного соглашения между Бишкеком и Вашингтоном нет, Киргизия является членом ОДКБ, с которой властям этой страны необходимо предварительно согласовывать подобные обсуждения «сотрудничества» с представителями других военных блоков, особенно НАТО.

Так, лидер партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров подчеркивает, что, в условиях нынешней и без того напряженной ситуации на киргизско-таджикской границе, «подобный визит американской военной делегации и ее действия в стране могут внести нежелательные изменения во внешнюю политику Киргизии, так как это, ведь, не простые туристы». Другой депутат Жогорку Кенеша - Исхак Масалиев прямо указал свое мнение в соцсетях, что подлинная цель визита Р.Унгера и его «делегации» - банальный шпионаж.

Поэтому вполне понятно, что визит американских военных в конфликтную зону означает только поиск путей дестабилизации нынешней ситуации, зондирование наиболее выгодных для Вашингтона путей возобновления здесь конфликта. Одновременно их действия явно направлены на то, чтобы дискредитировать ОДКБ, в которую входят и Киргизия, и Таджикистан, подорвать миротворческие усилия России по разрешению конфликтов в Центральной Азии.

В этой связи необходимо напомнить, что совсем недавно президент России В.Путин в Астане провел активные переговоры с лидерами Таджикистана и Киргизии, в результате которых было заключено соглашение о заморозке конфликта, возвращении покинувших район беженцев. И, самое главное, о поиске при участии РФ справедливой линии границы между двумя странами на основе архивных изысканий.

Вне всякого сомнения, по аналогии с ранее достигнутым при посредничестве России результатом по урегулированию на некоторых участках киргизско-узбекской границы, предпринимаемые Москвой шаги реально могут помочь и в разрешении конфликта в киргизско-таджикском приграничье, которое периодически возникает с 2015 года. Ведь и ранее на киргизско-узбекской границе тоже стояла бронетехника и был серьезно затруднен нормальный людской и товарный поток между двумя странами. Однако сейчас большинство участков границы с Узбекистаном успешно демаркировано.

С учетом указанных выше действий американских военных хотелось бы задастся вопросом: а что бы делали США, если бы, например, российские или китайские политики и представители военных, а также специальных служб зачастили в зону американского приграничья с подобными миссиями? Например, занявшись проблемой урегулирования потока и положения мигрантов на мексикано-американской границе? - Может быть российским представителям все же стоит уже перенять указанный «опыт США», а не ограничиваться только кабинетными ремарками? Разве на мексикано-американской границе все нормально, и СМИ обеих стран не публикуют регулярно кричащие статьи с призывом к международной общественности внести свою лепту в урегулирование там ситуации?

Как представляется, достаточно, например, прочитать регулярно публикуемые призывы мексиканского издания La Jornada о миграционном кризисе в Тихуане, где собираются тысячи мигрантов из Центральной Америки в надежде спастись от бедности и насилия, а многие временные убежища переполнены. При этом издание подчеркивает наличие сложившихся на американо-мексиканской границе  и в целом в регионе ксенофобских настроениях.

Или же призыв американского издания The Federalist о содержании администрацией Байдена детей-мигрантов в ужасных условиях при отсутствии возмущенных голосов как внутри, так и во вне Соединенных Штатов.

Разве подобные факты не являются основанием для поездок представителей России и Китая в американское приграничье с «ответным визитом»?

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Решение таджикско-киргизского конфликта и усиление ВС двух стран



Нестабильная ситуация в Афганистане, последствия от январских событий в Казахстане и вооружённые конфликты между Таджикистаном и Киргизией делают регион Центральной Азии подверженным рискам дестабилизации обстановки. И одними из самых уязвимых государств в Центральной Азии (ЦА) в плане нестабильности являются на сегодняшний день Таджикистан и Киргизия, что во многом усиливается их ограниченным государственным бюджетом и экономикой.

Если ранее тлеющий уже много лет конфликт Киргизии и Таджикистана волновал прежде всего жителей приграничных районов двух стран, то в последнее время он стал серьезным дестабилизирующим фактором для всего постсоветского пространства, угрожающим, в частности, единству Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И примером этому может служить, например, отмена проведения на территории Киргизии учений ОДКБ «Нерушимое братство», а стартовавшие в Таджикистане 17 октября маневры «Рубеж-2022» уже прошли без киргизских военных. Причем, власти Киргизии даже не стали скрывать причину этого, указав на «противоречия с соседями».

Произошедший в последнее время накал вооруженных столкновений и противоречий между союзниками по ОДКБ оказался в центре обсуждений в начале октября в Астане президента РФ Владимира Путина в серии мероприятий с представителями Киргизии и Таджикистана. В частности, в ходе трехсторонней встречи с президентами Киргизии Садыром Жапаровым и Таджикистана - Эмомали Рахмоном. К урегулированию ситуации между двумя членами ОДКБ подключилась и эта организация, в том числе и в ходе визита в Таджикистан  генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася.
Хотя в результате предпринятых мер нынешний этап приграничного вооруженного конфликта между этими двумя центральноазиатскими государствами удалось в определенной степени погасить, тем не менее, возможность ее очередного возникновения полностью исключать нельзя. Особенно на фоне непрекращающихся попыток США дестаблизировать ситуацию в рамках своей провокационной политики в регионе Центральной Азии. А также отмечаемой рядом СМИ в последнее время тенденции усиления, как Таджикистаном, так и Киргизией своих вооруженных сил. Причем это усиление происходит несмотря на очевидные финансовые проблемы указанных стран, что естественно влияет отнюдь не в положительном плане на реализацию социальных программ для населения как Таджикистана, так и Киргизии, может стать еще одним источником нестабильности. Тем не менее, эти страны находят возможности для дополнительного комплектования и усиления своих вооруженных сил за счёт не только собственных средств, но и военно-дипломатических усилий, получения помощи по линии военно-технического сотрудничества с партнёрами.

В этой связи необходимо напомнить, что Киргизия и Таджикистан имеют общую границу более чем в 900 километров, на половине из которой официально не проведены работы по ее демаркации, на многих участках отсутствуют пограничные знаки, что и является весьма часто причиной пограничных конфликтов.

Население Таджикистана почти на 2,9 миллиона больше, чем население Киргизии, насчитывающей почти 6 миллионов человек. На оборону Таджикистан тратит почти $80 миллионов, в то время как военный бюджет Киргизии составляет $120 млн. Численность личного состава министерства обороны Таджикистана на две тысячи солдат меньше, чем у Киргизии, где она составляет 11 тысяч военнослужащих. Хотя, по отдельным публикациям национальных СМИ и проходит, что общая численность ВС Таджикистана, с учетом военнослужащих министерства обороны, Национальной Гвардии, внутренних войск и полувоенных формирований МЧС может достигать 16 тыс. военнослужащих.

По этой аналогии общая численность всех военнослужащих в Киргизии составляет порядка 20 тысяч. Ее основной костяк - это сухопутные войска, в оперативно-тактическом плане разделённые на «северную» и «южную» группировку войск.

Касаясь технической оснащенности вооруженных сил, необходимо отметить, что Киргизия превосходит Таджикистан по количеству артиллерийских установок, примерно сопоставима по численности бронетехники, хотя в остальных видах вооружения у Таджикистана имеется численное превосходство. Обе страны достаточно слабы в военной авиации.

Указанные обстоятельства активно пытаются использовать США для укрепления своих позиций в Таджикистане через активизацию военно-технического сотрудничества. Так, вопрос о передаче Узбекистану и Таджикистану 46 военных самолетов и вертолетов, переправленных еще год назад после захвата Кабула «Талибаном» (запрещен в РФ) в центральноазиатские республики летчиками афганских военно-воздушных сил,  начал обсуждаться еще летом, в ходе визита в Душанбе командующего Центральным командованием Вооруженных сил США генерала Майкла Эрика Курилла. Недавно Таджикистан при участии США провел 20-дневные военные учения. На фоне развития отношений с американскими партнёрами, ВС Таджикистана в последний период заметно обновили свой легковой автопарк, спецтехнику, средства связи, получив военного оборудования на миллионы долларов США. Необходимо также отметить, что именно Таджикистан из всех государств Центральной больше всего сотрудничает с США в борьбе с терроризмом, а также в вопросах безопасности границ и обучения военных.

Военно-политическое руководство Таджикистана, исходя из текущих угроз и задач, пополняет боеприпасы и вооружение за счет таких поставщиков, как Россия, Болгария, Китай, Иран и США, отдельные средства и амуниция поступает из Румынии, Украины, Казахстана, Турции. С учетом косвенного участия Таджикистана в гражданской войне на территории сопредельного Афганистана, о чем официально не заявляется, можно предположить, что, по отдельным публикациям СМИ, Душанбе  поставляет некоторое военное имущество Фронту национального сопротивления Афганистана во главе с Ахмад Масудом.

На проходившей в Душанбе 18-19 октября международной конференции «Международное и региональное сотрудничество в области безопасности границ и пограничного контроля для борьбы с терроризмом и предотвращения передвижения террористов» первый заместитель командующего пограничными войсками Таджикистана Насимджон Раджабзода  попросил у международного сообщества дополнительное количество современного оружия, в том числе беспилотники. Указанную просьбу он обосновал тем, что без этой техники невозможно контролировать границу страны, в том числе некоторые горные районы, граничащие с Афганистаном.

Вместе с тем, несмотря на наличие ряда партнёров по импорту вооружения, основную долю всех поставок обеим странам обеспечивает Россия. Что и объясняет наличие военной техники у этих стран преимущественно советского либо российского образца.

Что же касается самих жителей двух стран по обе стороны границы, то они надеются, что приграничные споры Киргизии и Таджикистана, являющиеся предметом взаимного раздора уже более 30 лет, удастся урегулировать при содействии России и ОДКБ. От этого конфликта уже устали обе страны, кроме, пожалуй, тех, кто использует его в геополитических играх и зарабатывает на нестабильности грязные деньги.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Таджикистан, ОДКБ, США, Киргизия

Previous post Next post
Up