Дмитрий Родионов, "Свободная Пресса": «Мягкое подбрюшье» России вспорет военная база США
Спустя два месяца после вывода войск из Афганистана американцы готовятся занять Узбекистан
Все центральноазиатские страны соседи России заявляют о нежелании размещать на своей территории вооруженные силы США или любого другого государства-члена НАТО. Об этом заявил министр иностранных дел РФ
Сергей Лавров в ответ на вопрос о намерениях США разместить свои антитеррористические силы на территории Узбекистана.
- Я не слышал об этом вопросе. Наверное, лучше обратиться к узбекистанским коллегам и у них поинтересоваться. Нам все наши центральноазиатские друзья говорят, что они не хотят подобного рода заходов со стороны США или других натовских стран.
В свою очередь замглавы МИД РФ Сергей Рябков на встрече с заместителем госсекретаря США по политическим делам Викторией Нуланд в Москве указал на то, что Москва не приемлет американское военное присутствие в Центральной Азии.
Напомним, ранее The Wall Street Journal писала, что Россия и США якобы обсуждали возможность использования американскими военными российских баз в Центральной Азии. В то же время Politico утверждала, что Пентагон хочет обсудить с Ташкентом размещение контртеррористических сил на территории Узбекистана. «Такое соглашение позволило бы военным США лучше наблюдать и наносить удары по целям в Афганистане», - отмечала газета.
При этом, если говорить конкретно об Узбекистане, то власти этого государства еще весной дали понять американцам, что ни о каком размещении войск США на их территории и речи быть не может. Тогда к чему все эти публикации, переговоры? И почему за власти стран региона отвечает Лавров? Почему они сами это не озвучивают?
- Скорее всего, это еще один маркер, что давление США на страны региона по вопросу размещения американских военных баз действительно достаточно интенсивное, - убежден ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
- Поэтому российские официальные лица все чаще заявляют о недопустимости такого сценария. Недавно, как известно, о недопустимости размещения американских военных баз в регионе напомнил и секретарь Совбеза РФ
Николай Патрушев.
«СП»: - А их кто спрашивает? Похоже, американцы за них давно решили. Им же надо Россию и Китай оттуда подвинуть… Или какая у них там еще цель?
- Судя по всему, переговоры с государствами региона Вашингтону по-прежнему предстоят сложные. Отсюда и постоянные упоминания высокопоставленными фигурами из США про препятствия на пути решения подобных задач. Вспомним, например, реплику председателя Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Марка Милли, что «эта миссия будет намного сложнее сейчас».
Но стоит учитывать и другой важный момент - даже если бы эти переговоры были максимально успешными для Вашингтона, насколько в реальности он готов потратить на создание подобных военных баз. В том числе, с учетом подобных планов США в других регионах мира. Вспомним, например, об обсуждении планов расширения военного присутствия США в Австралии.
«СП»: - Газета The Wall Street Journal ранее сообщала, что Россия и США якобы обсуждали возможность использования американскими военными российских баз в Центральной Азии. Реально ли это? Зачем нам обсуждать это с американцами?
- Насколько можно судить по высказываниям главы Пентагона Ллойда Остина, на встрече
Джозефа Байдена и
Владимира Путина вопросы сотрудничества двух стран, в том числе по ситуации в Центральной Азии, обсуждались в самых общих чертах. Если бы эти договоренности были более конкретными, председателю Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Марку Милли (если опять же опираться на слова Ллойда Остина) позже не пришлось бы уточнять у начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова, «в чем конкретно заключается это предложение». Американские СМИ также сообщали, что конкретного ответа от российского коллеги Марк Милли не получил.
С одной стороны, администрация Байдена уже оказалась под ударом критики на фоне слухов о переговорах по поводу использования российских баз в регионе военными США. Как известно, группа американских сенаторов-республиканцев выразила обеспокоенность по поводу такого сценария. С другой стороны, внутриполитические оппоненты Белого дома постоянно критикуют его за проблемные моменты, связанные с выводом войск из Афганистана. Как отмечал, например, сенатор-республиканец Джеймс Инхоф, у США нет конкретного плана действий, нет надежных партнеров на местах и нет баз поблизости. В этом смысле администрации Байдена выгоднее постоянно намекать, что выход из положения Вашингтон все же пытается найти, чем дать внутриполитическим оппонентам повод заявлять, что Белый дом вообще ничего не делает в этом направлении.
Американцам базы в Центральной Азии очень нужны, - уверен доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.
- Однако для того, чтобы их разместить, нужно согласие России. Не только и не столько Штатам, сколько самим центральноазиатским странам. Уж слишком сильно они зависят от Москвы (одни мигранты чего стоят!), и уж слишком неприятными могут быть последствия российского гнева для них. Собственно, мы с американцами это обсудили (а чего ж не обсудить, в Кремле же вежливые люди сидят), после чего Вашингтону отказали.
«СП»: - Ранее Politico писала о том, что Пентагон хочет обсудить с Узбекистаном использование военных. Но узбеки, кажется, еще весной им сказали, что нет, это противоречит конституции и все такое… Или американцы все уже решили за них?
- Да плевать американцы хотели на конституции. Если уж на то пошло, то и базой это можно было бы не называть - был бы условный «логистический центр». Однако - еще раз - узбеки являются весьма прошаренными политиками. Они понимают, что издержки от базы - ну или логистического центра - будут гораздо более существенными, чем потенциальные бонусы. Причем издержки не только из-за недовольства России, но и из-за позиции Китая.
- Истинная цель США - использовать этот регион как свой форпост в Евразии. Регион выходит на Россию, Китай, Иран. Тот, кто контролирует региональные процессы, может влиять на эти три государства: создавать им проблемы или же способствовать в деле развития.«СП»: - Какова истинная цель США в Средней Азии: Россию и Китай оттуда подвинуть? Или еще что-то?
«СП»: - Тем временем Совбез предупредил об усилиях США по ослаблению связей России со странами Центральной Азии. В чем могут заключаться эти усилия, увенчаются ли они успехом?
- Ну смотря какие усилия. Хотя вообще-то львиную долю действий по лишению нас влияния в Центральной Азии совершаем мы сами. Когда пренебрегаем институтами мягкой силы. Когда не прилагаем достаточно усилий для продвижения русского языка и культуры. Когда не даем жестко по рукам за притеснения русского языка и всякие сказки про «советскую оккупацию». Нужно одновременно тоньше и жестче вести свою политику в регионе.
«СП»: - Насколько сами страны региона готовы сопротивляться американским инициативам? В прошлый раз даже наши союзники по ОДКБ спокойненько давали военным США не только пролет и дозаправку у себя, но и базы размещали…
- Страны региона хотят денег и безопасности, Причем, побольше денег и понадежнее безопасности. Кое-кто из них искренне считает, что можно устроить «назарбаевщину» - то есть попытаться повилять между центрами силы: между США, Китаем и Россией. Получить блага от всех. Однако для занятия «назарбаевщиной» нужно быть
Назарбаевым - человеком, обладающим великим дипломатическим талантом и внутренней целостностью. В ином случае получится чистой воды «бакиевщина», когда тебя будут считать предателем и «кидалой», после чего бросят в час нужды, не дав ни денег, ни безопасности.
СП Андрей Уваров: Большая игра для большой выгоды?
США ищут места для новых баз в Центральной Азии
На прошедшем 12 октября в Нур-Султане заседании Совета министров иностранных дел Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сделал несколько важных заявлений, которые можно рассматривать как заявку на попытку возвращения лидерских позиций в регионе, в том числе по вопросам урегулировании ситуации в Афганистане.
Напомним, что СВМДА было создано по инициативе Казахстана в 1992 году на 47-й сессии Генассамблеи ООН с целью обеспечения мира и стабильности в Азии. Основой политики СВМДА служат принцип верховенство права, невмешательство во внутренние дела государств-членов, их экономическое, социальное и культурное взаимодействие. Стратегическая цель СВМДА - расширение сотрудничества с целью укрепления мира, безопасности и стабильности в Азии.
На сегодняшний день членами форума являются 27 государств региона, в работе в качестве наблюдателей принимают участие еще 9 стран и 5 международных организаций. На последнее заседание прибыли главы МИД Бахрейна, Белоруссии, Индии, Катара, Киргизии, Монголии, России, Туркмении, Узбекистана, министр туризма Израиля, а также заместители глав внешнеполитических ведомств ряда стран, руководители международных организаций и дипломатических миссий. На форуме обсуждалась проблематика экономики, климатических изменений, пандемии, водной и продовольственной безопасности.
Токаев сделал упор на нескольких ключевых позициях. Прежде всего, он обратил внимание на состоятельность СВМДА и необходимость «достижения стратегической цели - преобразования структуры в полноценную международную организацию», что, по его мнению, «подчеркнёт новую роль Азии в глобальных делах».
Президент Казахстана отметил особую роль финансового саммита СВМДА, упомянув, что Казахстан превращается в важного игрока финансового рынка, а «Международный финансовый центр "Астана"» стал динамичной финансовой площадкой, сочетающей лучший опыт мировых институтов и использующей новейшие инструменты на основе английского права».
Заявления подкреплялись практическими мероприятиями: состоялась инаугурация нового офиса секретариата СВМДА, который возглавляет посол К. Сарыбай, по итогам заседания были приняты
заявление, обновленный Каталог мер укрепления доверия и Положение о Совете мудрецов - новом консультативном органе СВМДА.
Исполнительный директор СВМДА Посол К.Сарыбай
Особое внимание президент РК уделил будущему 6-му саммиту СВМДА, который состоится в следующем году в Казахстане и который, по словам Касым-Жомарта Токаева, призван определить курс «новой Азии в новом Мире».
Был сделан упор на роль Азии в международных отношениях будущего и возрастающую роль Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. «Наш регион уже является глобальным центром притяжения. Здесь сосредоточено 60 % населения мира и около 40 % мирового ВВП по паритету покупательской способности», - заявил президент Казахстана, напомнив, что в Азии действуют «такие мощные экономические образования, как ЕАЭС, АСЕАН, АТЭС и Всестороннее региональное экономическое партнерство», с которыми СВМДА необходимо сотрудничать.
«XXI век, - заявил Токаев, - действительно будет принадлежать Азии, если мы сможем выработать единый и конструктивный подход, примем на себя большую ответственность и обязательства. В этой связи, как никогда прежде, мы возлагаем наши надежды на СВМДА как на единственный форум, способный сформировать новую конфигурацию азиатской безопасности, сотрудничества и общего процветания».
Токаева поддержал Назарбаев. Он также отметил, что Азия «теперь важный политический центр планеты, который в противовес концепциям глобального доминирования и холодной войны активно продвигает принципы партнерства, полноправия и взаимной солидарности».
Президент Казахстана выступил с инициативой, которую ждали. Он сообщил о заявке Казахстана продлить срок председательства в СВМДА на 2022-2024 годы и предложил выдвинуть «кандидатуру основателя СВМДА, Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева» на пост главы Совета мудрецов.
Важнейшей задачей, требующей решения, Токаев назвал текущую ситуацию в Афганистане и вокруг него. Хотя обсуждение «афганского вопроса» обращало на себя внимание отсутствием глав внешнеполитических ведомств Турции, Китая, Пакистана, Ирана и Таджикистана, являющихся членами СВМДА и участниками «афганской игры».
Казахстан действительно долгое время уверенно держал в руках афганское урегулирование. Потом на первый план вышел Узбекистан. Скоропостижный уход США спутал карты. Ашхабад и особенно Душанбе начали свои игры с Кабулом. И тогда Казахстан напомнил, что пять государств Центральной Азии заинтересованы «в возвращении Афганистана в прежнее русло»: «Призыв Казахстана прост и ясен - мы стремимся к Большой выгоде, а не к Большой игре в сердце Азии».
Между тем Казахстан был и остаётся участником Большой игры. Нур-Султан вел автономные переговоры с Турцией в период «афганских надежд Эрдогана», вел консультации с Соединёнными Штатами по размещению беженцев. В сентябре казахстанские дипломаты встречались с представителями талибов* (группировка запрещена в России).
Встреча начальников штабов стран Центральной и Южной Азии в Нур-Султане
14 сентября в Нур-Султане состоялась встреча начальников генштабов стран Центральной и Южной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, США, Таджикистана и Узбекистана), в которой принял участие глава Центрального командования ВС США (CENTCOM) генерал Кеннет Маккензи, встречавшийся также с чиновниками РК.
Генерал Маккензи на встрече в Минобороны РК
Именно Маккензи заявлял, что они «заняты серьезной работой по поиску и оценке мест, где бы мы хотели разместить потенциальные антитеррористические войска», то есть новые базы. Встреча как будто закончилась соглашением об ограниченном обмене разведданными в отношении террористической деятельности.
Большая игра для Казахстана - путь к Большой выгоде. Потому Токаев благодарил Лаврова за участие в заседании, за продвижение СВМДА и за роль Москвы в разрешении афганского конфликта. А Лавров на заседании говорил об ответственности НАТО за «разогревание региона». Разве это не игра: на одном поле поддерживать Москву, на другом встречаться с натовцами, на третьем выстраивать отношения с новым Кабулом?
ФСК