В то время как QUAD и AUKUS стремятся поставить США в центр Индо-Тихоокеанского региона в качестве оплота против Китая, эти два разных, но взаимосвязанных направления политики США вряд ли будут приняты АСЕАН. В частности, эти проекты могли бы одолеть АСЕАН, а также нейтрализовать собственные политические амбиции региональной конфигурации как центра экономической активности и роста. Доминирующее положение США/Великобритании/Австралии в регионе, естественно, достигается за счет региональной системы, которую страны АСЕАН лелеяли в течение нескольких лет. Это та же региональная направленность, которая привела эти страны к заключению торгового соглашения с Китаем, одного из крупнейших торговых договоров, когда-либо подписанных в истории мира. Поэтому в то время, когда страны АСЕАН стремятся развить импульс, созданный благодаря торговой сделке, Региональному всеобъемлющему экономическому партнерству (RCEP), и завершить разработку Кодекса поведения в Южно-Китайском море в 2022 году, военные барабаны, которые США бьют по кварталу, и AUKUS могут сорвать прогресс, достигнутый этими странами в их стремлении нормализовать отношения с Китаем. Для США эта нормализация контрпродуктивна. Нормализация отношений между АСЕАН и Китаем сводит к минимуму возможности для США и их союзников использовать напряженность в своих интересах.
В частности, развивающиеся перспективы США в отношении Индо-Тихоокеанского региона расходятся с
собственными взглядами АСЕАН на Индо-Тихоокеанский регион. В то время как страны АСЕАН стремятся придерживаться морской системы, основанной на правилах, они стремятся сделать это не путем предоставления западной помощи, а главным образом путем разработки механизмов региональных переговоров. В этой связи Кодекс поведения, который АСЕАН ведет переговоры с Китаем уже довольно давно, соответствует общим перспективам для региона, которые группа предложила в 2019 году и подтвердила в 2020/21 году.
Таким образом, в то время как собственный взгляд АСЕАН формулирует инклюзивную и совместную “перспективу” в рамках с надеждой представить “инклюзивное место встречи для конкурирующих представлений о региональном порядке, предлагаемых великими и региональными игроками”, и сохранить актуальность АСЕАН и стратегическую автономию Юго-Восточной Азии в этом дискурсе, ядерная интеграция региона через AUKUS, по-видимому, полностью противоречит инклюзивным идеям этих стран; следовательно, потенциал для растущего конфликта интересов между АСЕАН и Западом. В рамках AUKUS США передадут атомные подводные лодки Австралии, а также предоставят доступ к технологии подводных беспилотных летательных аппаратов. Предполагаемая цель этой сделки заключается исключительно в поддержании баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе по отношению к Китаю.
Таким образом, несмотря на то, что Джо Байден повторил, что США не начинали/не начинают новую холодную войну с Китаем, сделка AUKUS предусматривает ротацию американских истребителей и бомбардировщиков в северную Австралию и потенциально “приобрести более ротационное базирование для своих подводных лодок в Перте, Западная Австралия”. Таким образом, США в конечном итоге будут использовать Австралию для наблюдения и сдерживания Китая в Южно-Китайском море. Это, в частности, своего рода глобальное соревнование за власть, типичное для холодной войны. По сути, она стремится создать альянсы и заручиться поддержкой как можно большего числа региональных стран, чтобы встать на сторону Китая.
Страны АСЕАН остро осознают опасности, которые представляет эта новая конфигурация и антикитайское наращивание. Действительно, АУКУС во многих отношениях противоречит цели и намерениям Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (SEANWFZ), пакта, подписанного государствами-членами АСЕАН 15 декабря 1995 года в качестве обязательства сохранить АСЕАН как регион, свободный от ядерного и другого оружия массового уничтожения. АУКУС также не подходит для региона с учетом “Декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета АСЕАН”, подписанной министрами иностранных дел АСЕАН в 1971 году в Куала-Лумпуре. Этот договор предусматривал создание региона АСЕАН, свободного от вмешательства внешних держав, практикующего мирное сосуществование и сохраняющего независимость и суверенитет отдельных государств. Тот факт, что новое соглашение о безопасности вытесняет существующие договоренности, означает, что у АСЕАН есть много законных опасений.
Премьер-министр Австралии недавно разговаривал с президентом Индонезии, чтобы успокоить его опасения по поводу угрозы ядерного оружия, которую представляет АУКУС. Министерство иностранных дел Индонезии выразило глубокую озабоченность “в связи с продолжающейся гонкой вооружений и проецированием власти в регионе”. Министерство иностранных дел далее призвало Австралию сохранить свою приверженность региональному миру и стабильности и подтвердило свое уважение к международному праву.
Эти опасения коренятся в осознании того, что план США по обновлению "четверки" и созданию ядерного потенциала в регионе с помощью AUKUS больше ориентирован на сдерживание Китая, чем на оказание помощи АСЕАН в сохранении ее собственной центральной роли в регионе. Другими словами, для АСЕАН потенциальные выгоды, которые предлагают QUAD и AUKUS, не перевешивают фактические потери, которые региону придется понести, приняв господство США. АСЕАН не только потеряет свою центральную роль, но и останется лицом к лицу с агрессивным и напористым Китаем. Вдобавок ко всему, тот факт, что использование США в качестве конечного гаранта безопасности-рискованный бизнес. Его недавнее поведение в Афганистане и его
уход с Ближнего Востока, оставляющие его союзников "незащищенными", делают принятие США в качестве надежного партнера в области безопасности довольно трудным.
Для большинства стран АСЕАН растущее присутствие и роль США в Индо-тихоокеанском регионе могут в равной степени побудить Китай усилить свое собственное военное присутствие. Это помимо того факта, что поддержка странами АСЕАН AUKUS потенциально может поставить под угрозу продолжающиеся переговоры по Кодексу поведения в Южно-Китайском море.
Поэтому в предлагаемых США механизмах недостаточно потенциала для стран региона, за исключением Австралии. Если геополитику можно понимать как игру, в которой участники предпринимают шаги, рассчитывая потенциальные выгоды и проигрывая, то переход на сторону США не перевешивает потенциальные выгоды, которые страны АСЕАН могут извлечь, не милитаризируя и не создавая ядерное оружие.
Салман Рафи Шейх, аналитик-исследователь международных отношений и внешних и внутренних дел Пакистана, специально для интернет-журнала
“Новое восточное обозрение
”. Перевод Яндекс