Если ВСЁ украдено, что только можно было взять, свёртывают даже войну, передав руины на чужой баланс

Aug 17, 2021 20:34

Дарья Митина: Мы имеем дело с обычной гибридной спецоперацией
Почему наивно считать США проигравшими в Афганистане

Реакция российского общества на события последних дней в Афганистане убедительно показывает, в насколько искривлённом информационном пространстве мы находимся. И формирует эти искажения не только западная пропаганда, обслуживающая американские интересы, и пропаганда талибов и стоящих за ними сил, но, к сожалению, и российские СМИ. Отечественные медиа, например, однозначно подают заранее объявленный и годами готовившийся уход американцев как «паническое бегство» и позорный проигрыш.  Когда подобную риторику использует Трамп, который, к слову, сам этот уход и провозгласил   -   понятно, ему ещё с Байденом на выборах бодаться. Но то, что американцы одинаково хорошо умеют как прощаться и не уходить, так и уходить, не прощаясь -    факт общеизвестный: давайте вспомним, как недавно американская армия помахала ручкой доверившимся ей сирийским курдам, испарившись в одночасье и оставив своих протеже на растерзание турецкой армии.

Объявлять Соединённые Штаты проигравшими как минимум странно, если не иметь в виду репутационные потери, да, собственно, у американской армии в мире такая репутация, что афганский сюжет едва ли добавит новых красок. США спихнули бремя бесполезных расходов (по разным оценкам, от одного до трех триллионов долларов) как только стало очевидно, что их стратегическая цель   -    управляемый хаос    -   прекрасненько реализуется и без их активного присутствия. Все обязательства и все риски оставили нам (угадайте, куда сейчас хлынет основной поток беженцев, а также за чей счёт будут укрепляться границы и армии среднеазиатских государств?...), а сами сели в красивую машину и улетели.

Другая тема, проходящая сейчас лейтмотивом в российском инфополе    -   почему так быстро схлопнулась Исламская Республика Афганистан и куда делась 300-тысячная Афганская Национальная Армия, на подготовку, оснащение и модернизацию которой, если верить отчётам, Соединёнными Штатами за 20 лет было выделено 83 миллиарда долларов. На самом деле, для человека, погружённого в афганскую проблематику, и тут нет ничего удивительного. По реальным, а не бравурно-пропагандистским оценкам, численность АНА составляла всего 53-55 тысяч человек, при этом то, что основными боевыми единицами в афганских междоусобицах всегда были не армейцы, а спецслужбисты-коммандос (около 70 тысяч)    -   тот ещё секрет Полишинеля. Армия ИРА, создававшаяся американцами как недорогое туземное войско для парадов и редко покидавшая гарнизоны, оснащена была по минимуму    -   не имела даже ударных реактивных самолётов типа обычных учебно-боевых L-139, закупавшихся в 2000-е годы Ираком, не имела серьёзных наземных средств поражения    -   тяжёлых реактивных систем залпового огня, оперативно-тактических ракетных комплексов, вообще не имела ЗРК (в отличие, например, от армии ДРА времён советской интернациональной помощи с её МИГ-21, Су-22, С-75 и «Эльбрусами»). Плюс разлагающая, проевшая всю армейскую структуру снизу доверху коррупция, плюс отсутствие достаточно убедительной мотивации служить в армии, обслуживающей, по мнению афганского общества, чужие, неафганские интересы.

Тем не менее, говорить о том, что афганское общество не сопротивлялось натиску талибов, тоже было бы непозволительным упрощением    -    по данным Международного Комитета Красного Креста, с 6-го августа с огнестрельными ранениями в 15 медицинских учреждений Афганистана поступило 4042 человека, а то, что о взятии ставки маршала Дустума    -    Шибаргана   -   талибы рапортовали три раза, говорит о том, что их трижды оттуда выбивали, как и из многих других городов, сдавшихся в результате борьбы, а не по «договорняку».

В последнее время российские медиа зачем-то усиленно создавали миф о том, что Талибан    -   не гибридное подразделение пакистанской армии, появившееся на свет по историческим меркам совсем недавно, а исконно афганская сила, якобы имеющая глубокие корни и серьёзную поддержку в афганском обществе. Ещё пять лет назад спецпредставитель Президента России по Афганистану З.Н. Кабулов в своих докладах, говоря о степени контроля талибов над территорией страны, оперировал цифрой 70%, хотя реально речь шла о 20-30% (и то об устойчивом контроле, учитывая афганскую специфику, можно было говорить едва ли), при этом сами талибы оценили степень своего контроля над территорией в 70% лишь месяц назад во время визита в Москву, когда уже процесс обвала ИРА был запущен. Воюющих талибов, вопреки уверениям российской дипломатии, непонятно зачем все последние десять лет подававшей искажённую информацию об их численности и реальном влиянии, тоже были не неисчислимые тьмы    -    в разные годы их количество оценивалось от 40 до 100 тысяч, но они были отмобилизованы, постоянно получали финансовое, техническое и людское подкрепление из Пакистана, воевали под руководством пакистанских и не только пакистанских инструкторов различным оружием   -   от американского до израильского,   -   смогли в критический момент создать убедительный перевес и занять все важные стратегические точки, логистические пути и пограничные КПП, а главное, были высоко мотивированы на реванш. Есть заслуживающая доверия информация, что в последние две недели через пакистанскую границу ежедневно в Афганистан перебрасывалось от 800 до 1000 человек с оружием, то есть, мы имеем дело с обычной по нынешним временам гибридной спецоперацией, государственным переворотом, осуществленным при активной поддержке извне, а демонстративное бездействие американской армии убедительно говорит в пользу версии «договорного матча», результатом которого стала сдача Соединёнными Штатами неликвидного актива Пакистану.

Главное, что предопределило падение Исламской Республики Афганистан    -    не неблагоприятное для неё соотношение сил и не реваншистские настроения талибов. Основной фактор нестабильности   -   общество, находящееся на стадии разложения родо-племенного строя, чья форсированная модернизация времён советской помощи была насильственно прервана, и крайне слабое государство, о котором сами афганцы говорят, что «оно дальше Кабула не распространяется». Мало кто сейчас упоминает о том, что последние несколько лет афганское правительство работало в условиях фактического двоевластия, когда одни президентские выборы закончились взаимным непризнанием их итогов соперниками, а следующие    -   двумя президентскими инаугурациями в одном и том же президентском дворце Арг с интервалом в полчаса. Теперь бывший премьер-министр Абдулла Абдулла, все эти годы работавший вместе с Талибаном на свержение президента Ашрафа Гани, будет вознаграждён высоким постом в новом-старом исламском эмирате. Афганский же народ   -   главный проигравший во всей этой заварухе    -    получит вместо хреновенькой, неустойчивой, но парламентской республики отрезанные носы и уши, обязанность отдавать одну девочку из семьи на потеху талибской солдатне, виселицы и публичные забивания камнями, которые талибское руководство уже пообещало проводить «исключительно по приговору шариатского суда».

Ведомости

«Талибан» объявил всеобщую амнистию для афганских чиновников
Талибы объявили амнистию для правительственных чиновников. Афганское агентство Pajhwok ранее сообщало, что большинство чиновников и политических деятелей Афганистана покинули страну после бегства президента Ашрафа Гани


Фото: Xinhua / Global Look Press

Представители «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация) объявили общую амнистию для правительственных чиновников Афганистана и призвали к возобновлению работы государственных учреждений. Об этом сообщает AFP со ссылкой на выпущенное талибами заявление.

«Для всех объявлена всеобщая амнистия <...>, поэтому вы должны с полной уверенностью вернуться к привычной жизни», - говорится в заявлении.

Накануне, 16 августа, газета The Washington Post (WP), ссылаясь на источники в США и Афганистане, написала, что «Талибан» подкупал афганских чиновников. С начала 2020-го, по данным издания, стороны заключали сделки, которые афганские официальные лица называли «договоренностями о прекращении огня». На самом деле, как отмечает WP, речь шла о передаче талибам вооружения в обмен на деньги. Именно эти сделки и привели к тому, что «Талибан» захватил страну, пишет газета.

В течение полутора лет до захвата власти талибами в Афганистане подобные договоренности заключались на разных уровнях, от чиновников в поселениях до руководства афганских провинций. По словам источников WP, кроме этого в ряде случаев переговоры привели к «капитуляции правительственных сил».

По утверждению собеседников издания, после подписания в феврале 2020 года в Дохе американо-талибского соглашения, в соответствии с которым США и союзники обещали вывести войска из страны в течение 14 месяцев, ряд представителей афганских сил безопасности «осознали, что вскоре больше не смогут рассчитывать на американскую авиацию и другую поддержку». Они посчитали, что талибы вернутся к власти в Афганистане, и захотели «обеспечить себе место на стороне победителей». «Некоторым просто нужны были деньги», - сообщил изданию сотрудник афганских спецслужб.

Подробнее на РБК

Талибан, Афганистан, Пакистан, США, Афганская война

Previous post Next post
Up