Рашид Алимов. «Искусство «наводить мосты»: как Евразия становится флагманом региональной интеграции»

Jun 08, 2021 13:51


Со 2 по 5 июня 2021 года в Санкт-Петербурге прошел очередной Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Несмотря на неутихающую пандемию, форум прошёл с участием государственных деятелей, руководителей крупнейших компаний, корпораций и банков, авторитетных экспертов, ярких молодых предпринимателей, проявивших свои бизнес-таланты в тяжёлый 2020 год. Ключевой темой для всех мероприятий форума стало расширение деловых связей и необходимость наращивания равноправного сотрудничества для преодоления последствий пандемии и вывода национальных и мировой экономики на траекторию развития.

Особо пристальное внимание деловых кругов и экспертов было обращено на Евразийский континент, где на наших глазах происходит формирование общего пространства для развития. Этот сложный, но созидательный процесс учитывает национальные стратегии государств-членов ШОС, интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и глобальную китайскую Инициативу «Пояс и Путь». Двумя несущими конструкциями интеграционных процессов в Евразии выступают ШОС и ЕАЭС, в которые входят 10 государств с населением 3,2 млрд человек (42% населения Земли) с совокупным ВВП больше 22% от мирового ВВП (по состоянию на 2019 год). Учитывая значимость этих двух объединений и их влияние на протекающие в Евразии экономические процессы, организаторы ПМЭФ посвятили им специальные сессии, вызвавшие большой интерес у их участников. И этот интерес был вполне закономерен.

Шанхайская организация сотрудничества в 2021 году отметит своё двадцатилетие. После присоединения к Организации Индии и Пакистана, «Шанхайская восьмерка» стала важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития в регионе, ключевым фактором современной мировой экономики. Благодаря тесному взаимодействию, государства-члены ШОС сумели выдержать сильнейший удар пандемии коронавируса и ныне координируют свои планы по преодолению экономического кризиса, руководствуясь Московским Планом действий на 2021-2025 годы по реализации Стратегии развития ШОС. На пути к юбилейному саммиту ШОС, который состоится в Душанбе 16-17 сентября 2021 года, продолжается совместный поиск новых форм и направлений сотрудничества, обсуждаются нестандартные подходы и проекты решений, которые могут вывести государства-члены Организации на траекторию уверенного интенсивного развития.

Евразийский экономический союз подошёл к ПМЭФ с новым взглядом на своё будущее, сформулированным в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (утверждена главами государств-членов ЕАЭС 11 декабря 2020 года). Реализация стратегии позволит обеспечить опережающее развитие экономик государств-членов за счет роста инвестиционной и инновационной активности, формирования гибких механизмов содействия росту и занятости.

Ключевую роль в укреплении Евразийского партнерства, как известно, сыграло Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, ратифицированное сторонами 25 октября 2019 года. Соглашение дало мощный импульс развитию кооперационных связей; повысился уровень транспарентности систем регулирования, упростились торговые процедуры. Другое Соглашение, об обмене информацией между таможенными службами стран ЕАЭС и Китая от 6 июня 2019 года, ускорило процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на территории Союза и КНР, а также повысило транзитную привлекательность стран-участниц соглашения.

Кроме того, к началу 2021 года Евразийская экономическая комиссия заключила 14 меморандумов о сотрудничестве или взаимопонимании с правительствами третьих стран, а также 9 меморандумов с региональными интеграционными группировками. С пятью странами Союз заключил торговые соглашения разной глубины. Три государства получили статус наблюдателя при ЕАЭС (Молдова, Куба, Узбекистан). Активно прорабатывается Договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Индией, параллельно ведется работа над новым соглашением о взаимной защите инвестиций. Большой интерес к созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС проявляет Пакистан. На пространстве Большой Евразии укрепляется торгово-экономический диалог в рамках «тройки» Россия, Индия, Китай.

Все более насыщенной становится и экономическая повестка дня ШОС. Новое качество обретает взаимодействие ШОС с АСЕАН и ЭСКАТО, Всемирной продовольственной программой и Всемирной туристской организацией. Налаживается взаимодействие ШОС с Европейской экономической комиссией ООН. Ведутся консультации о сотрудничестве с Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Очевидно, что экономические повестки ШОС и ЕАЭС несут в себе значительный потенциал, способный взаимно дополнять друг друга. Обе организации придают большое значение использованию возможностей стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в интересах формирования в Евразии пространства для широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного взаимодействия. Главное: предпринимаемые шаги соответствуют нормам международного права и опираются на принципы равноправия, взаимного уважения и учета национальных интересов.

Всё это свидетельствует о постепенном сближении двух крупных объединений на пространстве Евразии и всё большей заинтересованности государств, входящих в ШОС и ЕАЭС, в укреплении торгово-экономического сотрудничества. При этом уже сейчас можно привести примеры проектов, в которых участвуют страны, входящие в указанные партнерства. Один из них - Соглашение государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, в рамках которого международные перевозки осуществляются по 6 «зелёным коридорам». Каждый из маршрутов буквально пронизывает большинство стран, входящих и в ЕАЭС, и в ШОС. Например, самый длинный сухопутный маршрут, протяжённостью 8 445 км, связывает побережье Тихого океана (китайский город Ляньюньган) с Балтийским морем (Санкт-Петербург). Через систему ответвлений этот маршрут будет соединен со всеми странами ЕАЭС.

У ШОС также большие планы по развитию сотрудничества в сфере железнодорожного сообщения. Отличным примером Евразийской интеграции является открытие в 2014 году казахстанско-китайского терминала в китайском морском порту Ляньюньган. Терминал открыл товарам из стран Центральной Азии доступ к океану мировой торговли, в частности, - к странам Юго-Восточной Азии.

Другой пример. В рамках инициативы "Пояс и Путь" планируется строительство "Нового азиатско-европейского трансконтинентального транспортного коридора" из Китая в Европу общей протяжённостью 10 тысяч 900 километров. Он будет проходить через Центральную Азию и Россию до Роттердама. Благодаря своей надёжности, безопасности и эффективности товарные поезда «Китай-Европа» в период пандемии стали своеобразным "спасательным кругом". Только в 2020 году было осуществлено 12,4 тыс. рейсов по маршруту «Китай-Европа», перевезено 1,135 млн стандартных контейнеров, что на 56% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Добавлю, что за десять лет со дня запуска в 2011 году, поезда «Китай - Европа» значительно расширили свою географию и стали выходить из 29 городов Китая в 90 городов 20 стран Европейского союза

Важную роль в Евразийской интеграции призван сыграть и международный транспортный коридор «Север - Юг» от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбай протяжённостью 7,2 тыс. км. Он, в частности, свяжет Россию, Азербайджан, Иран и Индию. Свой вклад в процесс транспортной взаимосвязанности в Евразии внесли планы России по расширению и модернизации Байкало-амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской железнодорожной магистрали, первый этап которых планируется завершить до конца 2021 года. Суммарно предстоит построить около 670 км пути, на втором этапе - более 1 300 км. В течении ближайших четырех лет пропускная способность этих стальных магистралей должна увеличиться до 180 млн тонн, то есть на 25% по сравнению с показателями 2020 года.

Многообещающим, в обозримой перспективе, выглядит создание новых крупных логистических центров и сухих портов. Казахстан, как активный участник двух объединений на Большом Евразийском пространстве, уже имеет такой логистический хаб площадью свыше 600 гектаров. Это - Международный центр «Хоргос», расположенный на приграничных территориях Китая и Казахстана. Его также смело можно отнести к проектам Евразийской интеграции.

Другим значимым примером интеграции является строительство АЭС в Узбекистане. Согласно межправительственному соглашению с Россией, Госкорпорация "Росатом" планирует построить комплекс из двух энергоблоков поколения "3+" с реакторными установками ВВЭР-1200. Другой пример - Индустриальный парк «Великий камень» - самый масштабный совместный проект Беларуси и Китая, предназначенный для развития бизнеса и высоких технологий и рассчитанный на десятилетия вперёд.

Кстати, о промышленной кооперации. В июле текущего года в рамках подготовки юбилейного саммита, в Душанбе впервые соберутся главы промышленных ведомств стран ШОС. Им предстоит обсудить перспективы формирования кооперационных цепочек между производителями стран ШОС и совместные проекты в приоритетных отраслях промышленности. Данная инициатива Таджикистана весьма актуальна принимая во внимание, что во всех странах ШОС и ЕАЭС осуществляются национальные стратегии ускоренного индустриального развития. В ближайших планах также и встреча министров энергетики стран ШОС.

Другими словами, мы являемся свидетелями нарастания интеграционных процессов в регионе Евразии, которые напоминают знаменитые разводные петербургские мосты, когда их многотонные пролеты медленно, но уверенно воссоединяются друг с другом, достигая полного слияния. Это - поистине захватывающее зрелище.

Как известно, мосты сближают не только противоположные берега, но и людей, живущих по разные стороны реки. В то время, как отдельные страны и союзы путём введения необоснованных ограничений пытаются чинить препятствия для развития, или, другими словами, «поджигают мосты» сотрудничества, очевидно стремление правительств стран и народов Евразии укреплять взаимодействие и партнёрские связи, то есть, «наводить» надёжные мосты с благоприятным, открытым движением навстречу друг к другу. Очевидно, что нет силы, которая может помешать процессам формирования Большого Евразийского партнерства, так они носят необратимый характер. Кроме того, а это самое важное, они учитывают интересы каждой страны и способствуют процветанию обширного региона Евразии в целом.

Автор: доктор политических наук, почётный профессор Института Тайхэ, экс-Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.)

Женьминь жибао

Мнение эксперта: Западу нужно набраться смелости, чтобы разобраться в работе китайской модели

3 июня, «Жэньминь жибао» онлайн -- 31 мая во второй половине дня Политбюро ЦК КПК провело 30-е коллективное обучение по укреплению создания международного коммуникационного потенциала страны. Профессор Фуданьского университета Чжан Вэйвэй пояснил ряд вопросов, а также выдвинул рабочие предложения.

На днях Чжан Вэйвэй дал эксклюзивное интервью сайту «Жэньминьван», в котором ответил на вопросы, связанные с недопониманием Западом Китая, а также китайско-американских отношений. Он отметил, что Западу выгодно понимать Китай, поэтому западным странам необходимо набраться смелости и разобраться в том, как работает китайская модель. Более того, им следует узнать, как КНР относится к ним.

Эксперт заявил, что сдерживать такую страну, как Китай, не удастся. А в двусторонних отношениях, по его мнению, лучшим способом будет заменить «взаимное гарантированное уничтожение» (Mutually Assured Destruction or M.A.D.) на «взаимное гарантированное процветание» (Mutually Assured Prosperity or M.A.P.).

Женьминь жибао

ШОС, КНР, Пояс и путь, Варварский Запад, ПМЭФ

Previous post Next post
Up