В последнее время среди стран Ближнего Востока обозначилась четкая тенденция пересмотра направлений внешней политики, которая проводилась в течение последних десятилетий. Наиболее ярким примером этому является корректировка векторов внешней политики Эр-Рияда, в особенности в отношении стран, с которыми Саудовская Аравия в течение длительного времени враждовала.
После подготовки в апреле 2021 года дипломатического прорыва в отношениях с Тегераном, Эр-Рияд инициировал прямые контакты с Дамаском, готовясь к возобновлению функционирования своего диппредставительства и налаживанию отношений с Башаром Асадом.
Посольство Саудовской Аравии в Дамаске было закрыто в марте 2012 года - через год после начала «арабской весны» в Сирии и конфликта в САР. С начала сирийского кризиса в 2011 году Эр-Рияд открыто поддерживал террористические и такфиритские группировки против сирийских властей и народа этой страны, которые тщетно пытались свергнуть президента Асада. Однако, после военных успехов Дамаска, достигнутых с помощью России, королевство и другие монархии Персидского залива пересмотрели свои позиции в сторону попыток восстановления отношений с сирийским правительством. Сейчас Эр-Рияд хочет возродить дипотношения, чтобы ослабить напряженность, раздирающую Ближний Восток.
Необходимо отметить, что ранее Абу-Даби захотели вернуть отношения с Дамаском в нормальное русло, возобновив в конце декабря 2018 года работу посольства ОАЭ. В апреле 2021 года в САР из ОАЭ привезли гуманитарный груз с вакцинной от COVID-19.
Указанные действия ОАЭ и намерения Саудовской Аравии по возобновлению дипотношений показывают, что в отношении Сирии может произойти настоящий «арабский прорыв» и организованный внешними силами бойкот страны завершится. Эр-Рияд и Дамаск посредством возобновления двухсторонних отношений смогут прекратить затяжной вооружённый конфликт, приведший к гибели более 2 миллионов рядовых сирийцев.
Объясняя корректировку Эр-Риядом политики в отношении Сирии, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан 5 апреля в интервью CNN воздержался от использования термина «сирийский режим» и вместо этого уже использовал термин «правительство Башара Асада», чтобы подчеркнуть необходимость найти компромиссный путь для урегулирования споров между оппозицией и правительством в Сирии. При этом он подчеркнул: «Саудовская Аравия поддерживает политическое решение в Сирии и надеется, что правительство Башара Асада предпримет соответствующие шаги, чтобы найти политическое решение. Так как это считается единственным способом добиться прогресса в Сирии». Далее он отметил, что Эр-Рияд поддерживает спонсируемую ООН программу по присоединению сирийской оппозиции к правительству Башара Асада.
Глава МИД КСА Фейсал бин Фархан 11 апреля - на пресс-конференции со своим российским коллегой Сергеем Лавровым заявил, что Сирии необходимо вернуться в свои «арабские объятия» и добиться стабильности и безопасности. При этом саудиты в последнее время стали показывать, что они принципиально согласны способствовать возвращению Сирии в Лигу Арабских Государств уже на ближайшей сессии ЛАГ в Алжире. Ранее, на тему восстановления Сирии в ЛАГ позитивно высказывались Алжир, Ирак, ОАЭ и Египет. Россия и Иран также поддерживают процесс возвращения Сирии в ЛАГ, так как это сможет окончательно зафиксировать политическую победу Асада и восстановление его международной легитимности. Как, впрочем, и открытие Саудовской Аравией посольства в Дамаске, на Ближнем Востоке тоже будет выглядеть очевидным признанием со стороны саудитов, что Асад победил. Хотя о том, что Асад остается в сирийской политике на лидирующих позициях саудиты говорили еще в 2018-м году.
Что же касается взаимоотношений Эр-Рияда с сирийской оппозицией, то им демонстрируется в последние месяцы готовность обсуждать с Сирией вопрос формирования приемлемой легальной оппозиции, которую Дамаск был бы готов признать и допустить к политической деятельности. При этом прошла информация, что Саудовская Аравия прекратила официальные отношения с органами сирийской оппозиции и якобы закрыла штаб-квартиру высшего оппозиционного совета в Эр-Рияде, всеми силами стараясь показать, что с практикой поддержки террористов на территории Сирии королевство покончило.
На фоне демонстрации Эр-Риядом намерения чётко и последовательно реализовывать проект сирийско-саудовского «потепления», режим Башара Асада вполне адекватно реагирует на благие стремления королевства, даже демонстрируя на международной арене благожелательное отношение к тому, чтобы саудиты стали гарантами безопасности в регионе MENA при сохранении посреднической роли Москвы. В свою очередь, Эр-Рияд также заинтересован в том, чтобы использовать Москву в качестве посредника не только в переговорах с Дамаском, но и во многих других проблемных очагах Ближнего Востока. Это, в частности, продемонстрировали результаты визита в Эр-Рияд 11 апреля главы МИД РФ Сергея Лаврова и проведенные им там переговоры со своим коллегой Фейсалом бен Фарханом и наследным принцем Саудовского королевства Мухаммедом бен Сальманом. А также уже практически ставшие регулярными телефонные разговоры российского президента В.Путина и принца Мухаммеда бен Салмана при инициативах саудовской стороны по различным региональным вопросам и саудовско-российским отношениям. Кроме того, нельзя исключать, что, на фоне осложнившихся в последние месяцы отношений новой администрации Белого дома с наследным принцем Мохаммедом бен Салманом, королевство преследует цель определить направление своего дальнейшего пути на международной арене и найти «запасного союзника» в лице президента России Владимира Путина.
Относительно же шагов в сторону легитимизации сирийского лидера Б.Асада, Эр-Рияд явно хочет показать сою «добрую волю» Ирану, с которым Саудовская Аравия также стремится восстановить добрососедские отношения. Кроме того, укрепление положения Асада может стать, по мнению саудовцев, существенным сдерживающим фактором в турецкой экспансии.
Вне всякого сомнения, восстановлению отношений Сирии и Саудовской Аравии будут стараться мешать США и Израиль, так как этот процесс разрушает курс США на политическую и экономическую изоляцию Сирии и усилит позиции Ирана в этой арабской стране.
Тем не менее, предпринимаемы Саудовской Аравией шаги в отношении Сирии безусловно могли бы послужить международной гарантией того, что регион может вскоре вернуться к мирной жизни и забыть о времени затянувшейся «арабской весны» и взаимных конфликтов.
Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала
«Новое Восточное Обозрение».