«Частота инсультов при COVID-19 в восемь раз выше, чем при гриппе»

May 12, 2021 08:43



Главный внештатный невролог Минздрава Михаил Мартынов - о последствиях болезни для нервной системы человека

Переболевшие COVID-19 часто жалуются на полное отсутствие обоняния (аносмию) и извращение восприятия запахов (паросмию). Врачи предполагают, что, когда такие нарушения длятся месяцами, речь идет о поражении черепных нервов, но пока не знают, как помочь пациентам заново обрести эти ощущения. Самым тяжелым осложнением, возникающим на фоне коронавируса, считается церебральный инсульт, на втором месте - инфекционные поражения центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты), на третьем - аутоиммунные сбои. Все они представляют угрозу жизни пациента. Об этих и других последствиях болезни «Известиям» рассказал профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова», главный внештатный невролог Минздрава России Михаил Мартынов.

Ни вкуса, ни сна

Екатерина Ясакова: Многих переболевших COVID-19 волнуют утрата и искажение обоняния и вкуса. Такие симптомы в отдельных случаях могут сохраняться по несколько месяцев. С чем это связано? У кого чаще возникает такая симптоматика?

- При COVID-19 может происходить поражение черепных нервов, включая нервы, которые отвечают за обоняние и вкус. Механизм развития нарушений обоняния и вкуса при ковиде еще до конца не изучен. Пока исследований в этой области в мире не очень много.

Предполагается, что нарушение обоняния и вкуса может быть связано с поражением вирусом SARS-CoV-2 обонятельного и вкусового эпителия, который окружает нервные окончания и в котором имеются рецепторы ACE2, или же, собственно, с поражением этих нервов. Имеющиеся на данный момент исследования говорят о том, что чаще всего речь идет о поражении эпителия. Однако в ряде случаев возможно и непосредственное поражение этих нервов с возможным дальнейшим распространением вируса по периневральным пространствам в головной мозг. Первые описания этих процессов были сделаны в Китае и Англии: выяснилось, что утрата обоняния и вкуса чаще сочетается с бессимптомным или легким течением заболевания и обычно встречается у молодых.

- Случается ли утрата обоняния и вкуса при других заболеваниях?

- Да, снижение или утрата обоняния и вкуса может наблюдаться при других вирусных инфекциях. Однако особенность потери обоняния и вкуса при COVID-19 заключается в том, что эти симптомы возникают в самом начале болезни на фоне практически полного отсутствия катаральных явлений (насморка, заложенности носа). При других острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ) тоже может быть временное ухудшение обоняния и/или вкуса, но это в большей степени связано как раз с появлением катаральных явлений.

- С чем связано длительное сохранение таких симптомов?

- В большинстве случаев отсутствие вкусов и запахов сохраняется полторы-две недели, в единичных симптомы могут наблюдаться несколько месяцев. Такие клинические наблюдения нуждаются в детальном изучении, и, возможно, именно в этих случаях происходит поражение непосредственно областей в головном мозге, которые отвечают за проведение и восприятие обонятельных и вкусовых ощущений.
- Можно ли каким-то образом ускорить возвращение вкуса и запахов?п

- Специфических методов лечения по ускорению восстановления обоняния и вкуса пока не разработано. Это в первую очередь связано с тем, что мы еще не до конца знаем механизмы, лежащие в основе этих расстройств, - прошедшего времени с начала пандемии для изучения этого явления недостаточно. Пока идет накопление знаний. Единственный совет, который можно рекомендовать не только при потере обоняния и вкуса, но и при других осложнениях при коронавирусе, - соблюдать режим и предписания медицинского персонала, не подвергать себя психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

- Переболевшие COVID-19 также нередко жалуются на нарушение сна. С чем оно связано?

- Первая и основная причина в том, что заболевший человек, особенно при тяжелом течении болезни, постоянно находится в стрессе, в тревоге, что, естественно, негативно влияет на сон. У большинства развивается астеническое состояние, которое также способствует нарушениям сна. По данным наших зарубежных коллег, определенный эффект оказывают негативные новости, связанные с COVID-19, а также жесткие карантинные ограничения, которые способствуют тревожным настроениям и ухудшению сна. Чаще всего такие нарушения постепенно проходят самостоятельно. В редких случаях, если они сохраняются больше двух месяцев, по рекомендации врача могут быть назначены мягкие седативные препараты

Три всадника коронавируса

- Какие неврологические заболевания, возникающие у больных COVID-19, можно считать самыми серьезными?

- Наиболее тяжелые заболевания, которые могут осложнять острый период COVID-19, а также рассматриваться как его последствие, - это церебральный инсульт (чаще встречаются ишемические инсульты, реже - геморрагические), инфекционные заболевания ЦНС (менингиты, менингоэнцефалиты) и аутоиммунные поражения, в частности синдром Гийена-Барре. Развитие этих осложнений утяжеляет течение собственно коронавирусной инфекции и создает дополнительную угрозу восстановлению неврологических функций и даже жизни пациента.

- В чем особенности каждого из этих тяжелых осложнений?

- Развитию ишемических или геморрагических инсультов при COVID-19 способствуют уже имеющиеся у пациента факторы риска: артериальная гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет, заболевания сердца, нарушения липидного спектра и пр. Иногда бывает, что пациенту с инсультом не успели поставить диагноз COVID-19, потому что инсульт развился в латентную фазу инфекции. В целом инсульты, в первую очередь ишемический, при коронавирусе возникают вследствие эндотелиальной дисфункции и системной воспалительной реакции, которые способствуют возникновению диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, сдвигу гемостаза в прокоагуляционное состояние (характеризуется повышенной свертываемостью крови) и возникновению тромбозов и геморрагий.

Другие осложнения COVID-19 - это инфекционные процессы: менингиты и менингоэнцефалиты, которые также утяжеляют течение основного заболевания и требуют специфической терапии.

Вирус SARS-CoV-2 может привести к поражениям периферической нервной системы. Это аутоиммунные полиневропатии по типу синдрома Гийена-Барре (состояния, при которых иммунная система человека атакует собственные периферические нервы). Синдром проявляется нарастающей мышечной слабостью (парезами, плегиями), появлением чувствительных нарушений в конечностях, болями в них. Двигательные и чувствительные нарушения часто носят восходящий характер: сначала поражаются ноги, затем руки. Это сложное и серьезное состояние для больного и для врачей. Механизм появления аутоиммунных осложнений при ковиде пока не до конца ясен. В цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) определяются характерные для синдрома Гийена-Барре изменения, а РНК-вируса в ЦСЖ мы чаще всего не находим.п

- Есть ли статистика, насколько чаще у болеющих коронавирусной инфекцией случаются инсульты?

- Первые цифры были представлены в мае-июне прошлого года учеными США. Они сопоставили число осложнений в виде церебральных инсультов в апреле-мае у тех пациентов, которые болели гриппом, и у тех, кто болел COVID-19. Выяснилось, что частота сосудистых осложнений в виде церебральных инсультов у больных с COVID-19 в восемь раз выше, чем у пациентов с гриппом (1,6% и 0,2% соответственно).

Лучшим способом избежать тяжелых последствий заболеваний является вакцинация, тем более что у нас в стране она доступна и совершенно бесплатна для граждан. Возможные побочные реакции (подъем температуры, головная боль, местная реакция) не идут ни в какое сравнение с теми серьезными последствиями, которые зачастую вызывает COVID-19.

Загадочная инфекция

- Люди, которые уже имеют болезни нервной системы, тяжелее переносят COVID-19?

- Сегодня нет данных о том, что, например, болезнь Паркинсона или рассеянный склероз утяжеляют течение COVID-19. Скорее всего, тяжесть заболевания связана с особенностями индивидуального иммунного ответа, а также с имеющимися у заболевшего факторами риска. Допустим, у человека артериальная гипертензия, сахарный диабет, избыточный вес. Эти факторы уже могут серьезно усложнить течение коронавирусной инфекции. В то же время встречаются случаи, когда пациенты с неврологическими заболеваниями переносили COVID-19 в бессимптомной и легкой форме. Пациент может иметь болезнь Паркинсона, но при этом у него хороший иммунитет, и инфекция протекает относительно легко. В целом важно наблюдать за пациентами с неврологическими заболеваниями, которые перенесли COVID-19, чтобы понимать возможность отсроченных последствий этой инфекции для нервной системы.

- В поликлиниках крайне сложно попасть к неврологу. С чем это связано? Как быть человеку, который имеет неврологические проблемы после COVID-19, но не может попасть к профильному врачу?

- Невролог считается узким специалистом, и попасть на прием иногда действительно бывает нелегко. Такая ситуация характерна не только для России. В Западной Европе и Северной Америке неврологов еще меньше, чем в нашей стране. Например, в Британии примерно тысяча специалистов на всю страну (при населении более 66 млн человек), и там невролог обычно выступает в качестве консультанта, а не лечащего врача. У нас в стране около 28 тыс. неврологов. Они занимают шестое место по численности после врачей терапевтического и хирургического профиля, акушеров-гинекологов, педиатров и стоматологов. К тому же на реабилитацию пациента с нетяжелыми неврологическими осложнениями COVID-19 может направить и терапевт.

- Насколько доступной в разгар пандемии была профильная медицинская помощь пациентам с неврологическими заболеваниями?

- Пандемия не оказала существенного влияния на оказание помощи больным с заболеваниями нервной системы. Под эгидой Всероссийского общества неврологов в этот период были изданы рекомендации по оказанию помощи больным с церебральным инсультом, рассеянным склерозом. При невозможности очного контакта максимальное внимание было уделено дистанционным консультациям. Конечно, какая-то часть неврологов была вынуждена оказывать помощь больным с COVID-19 в профилированных для этого медучреждениях наравне с другими специалистами. Но это не привело к драматическим результатам.

- Что, на ваш взгляд, отличает пандемию COVID-19 от ряда других эпидемий тяжелых заболеваний?

- Она отличается от предыдущих тем, что чаще происходит поражение не только основной для вируса системы (в данном случае дыхательной), но и многих других. Осложнения, в том числе со стороны нервной системы, возникают далеко не у всех, и пока не полностью ясно, с чем это связано. Нужно глубоко изучать последствия болезни. В целом эта пандемия поставила перед нами немало загадок и задач, которые еще предстоит разгадывать и решать.

Известия

Минздрав, Эпидемия

Previous post Next post
Up