Администрация Джо Байдена не тратила времени на то, чтобы окончательно выработать свою китайскую стратегию. Телефонный разговор Байдена и Си Цзиньпина, состоявшийся в так называемой “хорошей атмосфере”, уже уступил место “китайской стратегии”, которая
ничем не отличается от подхода администрации Трампа. Однако некоторые последние события показывают, что администрация Байдена не только решила повысить ставку против Китая, но и полностью сосредоточена на противостоянии последнему на глобальном уровне. Срочность и главенство, которые администрация Байдена придает Китаю, очевидны из того, как Biden & Co. решили встретиться со своими так называемыми четверными союзниками раньше ближайших союзников США в Европе. Хотя одной из причин этого остается собственная растущая дистанция США с Европой, это также факт, что ЕС не является добровольным партнером США в борьбе последнего с Китаем. Как показывают последние данные Евростата, официального статистического управления ЕС, Китай
уже сверг США как главного партнера ЕС в торговле товарами.
Поэтому у ЕС нет никаких оснований видеть в Китае соперника. Хотя существует чувство конкуренции между ЕС и Китаем, существует также быстро растущее чувство сотрудничества, которое Европа считает жизненно важным для своего собственного глобального положения и автономии, независимой от США. В настоящее время, хотя США и Европа разделяют многие ценности, существует разная склонность к риску по ту сторону Атлантики. После того как Джо Байден выступил на Мюнхенской конференции около двух недель назад и подчеркнул лидерство США, канцлер Ангела Меркель и президент Эммануэль Макрон сделали замечания с большим акцентом на необходимость сотрудничества с Китаем. Поэтому у администрации Байдена не оставалось иного выбора, кроме как вновь прибегнуть к помощи “четверки” для "сдерживания" Китая, по крайней мере в Индо-Тихоокеанском регионе, если не в Европе.
В недавнем заявлении Белого дома говорилось, что президент Байден проведет виртуальный четырехсторонний саммит, чтобы поделиться своей “китайской стратегией” с союзниками США. В то время как кандидат Джо Байден создал впечатление, что он будет следовать “другому подходу” к Китаю, его подход показывает, что единственная разница заключается в том, что он считает, что может выработать гораздо более эффективную стратегию и объединить союзников против Китая. Китайскую стратегию Байдена уже называют “
жесткой, но с поддержкой альянса”, объединяющей страны-единомышленники.
Очевидно, что администрация Джо Байдена делает шаги в сторону от своего предыдущего подхода, который подчеркивал важность диалога. Высокопоставленный чиновник Белого дома подтвердил это, когда заявил, что пока США не собираются отказываться от диалога, но хотят сначала изучить области соприкосновения со своими союзниками. “Мы придаем большое значение глубокому обмену мнениями с партнерами и союзниками, чтобы помочь вооружить нас стратегическими перспективами", - цитировался чиновник.
Действительно, администрация Байдена уже разработала “стратегию вакцинации” для противодействия китайскому влиянию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Другой представитель Белого дома заявил, что “стратегия вакцинации” является частью “заключительных этапов подготовки США к тому, что они надеются сделать крупной, смелой инициативой в Индо-Тихоокеанском регионе” [против Китая].
Тот факт, что Байден вновь активизировал четверку, показывает, как новая администрация быстро отслеживает свою “китайскую стратегию".” Основной причиной остается растущая способность Китая бросить вызов американской гегемонии. Это было довольно хорошо объяснено Энтони Блинкеном в его первой крупной внешнеполитической речи, произнесенной на прошлой неделе. Блинкен не стеснялся в выражениях, когда говорил, что Китай является “самым большим геополитическим испытанием 21-го века” для США.
Изложив свой фундаментальный подход к Китаю, Блинкен подчеркнул, что США должны инсценировать “возвращение” и заставить Китай откатиться назад:
"Китай является единственной страной, обладающей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, способной серьезно бросить вызов стабильной и открытой международной системе-всем правилам, ценностям и отношениям, которые заставляют мир работать так, как мы этого хотим, потому что в конечном итоге он служит интересам и отражает ценности американского народа. Наши отношения с Китаем будут конкурентными, когда это необходимо, совместными, когда это возможно, и состязательными, когда это необходимо. Общим знаменателем является необходимость вовлечения Китая с позиции силы. Это требует работы с союзниками и партнерами, а не очернения их, потому что Китаю гораздо труднее игнорировать наш общий вес. Это требует участия в дипломатии и в международных организациях, потому что там, где мы отступили, Китай занял свое место.”
Как объяснил Блинкен, их основной мотивацией остается восстановление лидерства США и недопущение их замены какой-либо другой страной.
Эта вера коренится в классическом неоимпериалистическом подходе,который подчеркивает лидерство США как единственный способ следовать “основанному на правилах” международному порядку. Администрация Джо Байдена, не видя, что влияние и лидерство США уже не имеют значения в Европе, продолжает верить, что это имеет значение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как заметил Блинкен:
"... Американское лидерство и вовлеченность имеют значение. Мы слышим это сейчас от наших друзей. Они рады, что мы вернулись. Нравится нам это или нет, но мир сам себя не организует. Когда США отступят, то, скорее всего, произойдет одно из двух: либо другая страна попытается занять наше место, но не таким образом, чтобы продвигать наши интересы и ценности; или, может быть, так же плохо, никто не встанет, и тогда мы получим хаос и все опасности, которые он создает. В любом случае, это плохо для Америки.”
Сдвиг в подходе Джо Байдена от диалога к виртуальной конфронтации и отталкиванию происходит на фоне быстрого и, казалось бы, непреодолимого присутствия Китая в странах по всему миру.
По иронии судьбы, Китай также продолжает развивать связи со странами "четверки", что ограничивает степень, в которой США действительно могут заручиться поддержкой стран-членов против Китая. США уже потеряли Европу по сравнению с Китаем. Есть все шансы, что растущие экономические связи Китая со странами Азиатско-Тихоокеанского региона могут сделать то же самое для США. Это особенно верно в отношении региона АСЕАН, который уже подписал всеобъемлющий торговый пакт с участием Китая. Любая авантюра США должна сначала нейтрализовать торговый пакт, который обещает развитие и торговлю в беспрецедентных масштабах. США, с другой стороны, продолжают предлагать конфронтацию, послание, которое не очень хорошо читается по сравнению с многосторонним подходом Китая, который подчеркивает сосуществование, а не конкуренцию с нулевой суммой.
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".