Владимир Платов: Ирак силой народа изгоняет США из страны

Jan 22, 2021 08:29





Произошедшие в начале января миллионные демонстрации в Ираке в годовщину гибели иранских генералов Касема Сулемани, Абу Махди аль-Мухандиса  и восьми сопровождавших их лиц в результате авиаудара США 3 января 2020 года возле международного аэропорта Багдада стали новой отправной точкой роста антиамериканских настроений в этой ближневосточной стране. Они не только усилили требования наказания виновных в этой провокационной акции Вашингтона и изгнания американских войск с иракской территории, но и стали серьезной пощечиной политике США в Ираке и на всем Ближнем Востоке.

В ходе указанных манифестаций руководство Ирака подчеркнуло: произошедшая трагедия воссоединила как граждан страны, так и Багдад с Тегераном в борьбе с политикой США в регионе. По сообщению телевизионного канала «Аль-Сумария», бригадный генерал Яхья Расул - официальный представитель премьер-министра и главнокомандующего Вооруженными силами Ирака Мустафы аль-Каземи - 3 января сказал: «Мы не хотим, чтобы Ирак стал платформой для нападения на соседние страны. Суверенитет Ирака - это красная линия для вооруженных сил страны». Глава Сил народной мобилизации Фалех аль-Файяд и политический деятель Хади аль-Амери, обращаясь к толпе, призвали к изгнанию американского вооруженного контингента из Ирака.

По заявлению Пентагона, приказ об авиаударе отдал лично президент США Дональд Трамп под предлогом того, что иранский генерал Сулемани якобы готовил нападение на четыре американских посольства в регионе. Однако, как позже признавал тогдашний глава Пентагона Марк Эспер, ведомство не располагало доказательствами угрозы, тем не менее, данное обвинение озвучил президент США Трамп, и ему в Пентагоне поверили на слово.



В указанных условиях суд Ирака выдал 7 января ордер на арест уходящего президента США Дональда Трампа в связи с умышленным убийством иранского генерала Сулемани и сопровождавших его лиц в прошлом году, обвинение по которому влечёт за собой, по иракскому законодательству, смертную казнь, если он окажется на территории Ирака или Ирана. В иракской прессе говорится о том, что ордер был выдан после обращения членов семьи Абу Мехди аль-Мухандиса в Высший судебный совет страны и что расследование по этому делу в Ираке продолжается. Ранее рассматривались и обращения из Ирана. Экс-премьер  Ирака Баха аль-Араджи, в свою очередь,  подтвердил: «Вынесение приговора действующему президенту США - это победа иракского народа и его правительства». С аналогичными оценками выступил и спикер высшего исламского совета Ирака Хаммам Хамуди, ряд других политических фигур Ирака.

Напомним, что год назад - 3 января 2020 года верховный руководитель Ирана аятолла Сейид Али Хаменеи отдал распоряжение «жёстко ответить» на гибель генерала Касема Сулеймани. В ночь на 8 января Иран ракетными ударами атаковал две базы в Ираке, на которых дислоцированы американские военные. Трамп решил не наносить ответный удар по иранским целям, учитывая, что в результате этих атак серьёзно не пострадал ни один из военнослужащих возглавляемой Соединёнными Штатами коалиции. По данным Пентагона, в результате этого иранского ракетного удара 109 американских военных, дислоцированных в том числе и на базе «Айн аль-Асад» на западе Ирака, получили лёгкие контузии.

В конце прошлого года глава Высшего совета по правам человека судебной системы Ирана Али Багери-Кани заявил, что власти страны установили 48 лиц, причастных к убийству генерала Сулеймани и приняли необходимые меры для их судебного преследования. Страны, которые каким-то образом были причастны к этому террористическому акту, получили просьбу предоставить запрашиваемую информацию и документы в иранские судебные органы. По его словам, Германия была последней страной, из которой иранские власти получили данные о том, что американская авиабаза «Рамштайн» на территории этой европейской страны «участвовала в обмене информацией между дронами ВВС США, которые использовались для убийства Сулеймани».

На этом фоне в Ираке в последнее время происходит заметное противодействие американскому военному присутствию. В декабре Пентагон укрепил свою военную базу Айн аль-Асад в Ираке, что специалисты связывают не только с годовщиной убийства генерала КСИР, но и предстоящей инаугурацией  Джо Байдена.

Как сообщает информационное агентство «Al-Sumaria», 3 января колонна американских войск подверглась нападению на дороге Самарра в иракской провинции Салах аль-Дин. Днями ранее две автоколонны с американским вспомогательным оборудованием в провинциях аль-Масни и Аль-Дивания также пострадали от придорожных бомб. 6 января на придорожных бомбах в южном Багдаде (в районе Аль-Юсефия) и провинции Эс-Самава вновь подорвались транспортно-логистические конвои американской коалиции США.

Ни одна группа еще не взяла на себя ответственность за взрывы, хотя шиитская группировка «Касим Аль-Джабарин», связанная с поддерживаемыми Ираном ополченцами, до сих пор брала на себя ответственность за прошлые атаки на американские военные колонны.

В связи с решением парламента Ирака 5 января 2020 года о необходимости вывода американских войск из Ирака и ростом таких требований населения этой страны в последнее время, Вашингтон, а вслед за ним и глава иракского правительства Мустафа аль-Каземи заявили, что в ближайшее время США выведут более половины своих войск из Ирака. В частности, аль-Каземи сообщил, что «в результате стратегического диалога» Багдада и Вашингтона «в течение последних месяцев» Ирак уже покинули «несколько групп американских войск». Как дополнительно подчеркнул иракский премьер, «в ближайшие дни будет завершен вывод более половины этих войск», после чего в Ираке, по его словам, «останется лишь несколько сотен» военных США, которые займутся «тренировкой иракских военных, их вооружением и технической поддержкой».

В ответ на антиамериканские действия Багдада 8 января Министерство финансов США внесло в санкционный «список Магнитского» главу шиитского народного ополчения «Хашд аш-Шааби» и бывшего советника премьер-министра Ирака по национальной безопасности Фалиха аль-Файяда. Он обвиняется в нарушении прав человека при разгоне иракских протестующих в конце 2019 года, а также в том, что, как лидер «Хашд аш-Шааби», поддерживал связь с командующим силами «Аль-Кудс» иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касемом Сулеймани. Попадание в санкционный список Минфина означает заморозку активов в США и запрет для американских граждан или компаний вести бизнес с фигурантами принятого в США в 2016 году «Глобального акта о правах человека имени Магнитского», а также невозможность посещения им США. МИД Ирака уже указал на неприемлемость введения Вашингтоном указанных санкций против Фалеха аль-Файяда.

Одновременно поддержку из-за рубежа получили противники нынешнего правительства Ирака, которые активизировали в ряде городов страны протестные демонстрации. В результате 11 января полиция в южном городе Насирии оказалась вынужденной применить слезоточивый газ и оружие для разгона демонстрации. Подобные протесты охватили несколько провинций центра и юга страны в октябре 2019-го из-за ухудшения условий жизни, безработицы и коррупции, привели к отставке правительства бывшего премьер-министра Аделя Абдул-Махди. Помимо вполне очевидного участия США в подстрекательстве таких демонстраций из-за несогласия с политикой нынешнего правительства Ирака, отдельные СМИ отмечают, что стимулирует такие протесты, в том числе, и Турция.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Трамп, Ирак, США, Иран

Previous post Next post
Up