Драгоценность

Jun 24, 2012 18:25



Единственная в моей жизни попытка кинорецензии закончилась обвинением в плагиате. Боюсь себе представить, какие чувства вызовет эта (вероятно, никаких), но мне отчего-то хочется написать о небольшой итальянской драме. Подозреваю, что видело ее не так много людей, а восхищение, подобное моему, она вообще почти ни у кого не вызвала и не вызовет. Судите сами.



Предсказуемый сюжет: авторы картины в первые же минуты обнажают концовку, которая, в общем-то, очевидна и без их помощи. Ни одного сколько-нибудь известного актера. Драйв? Погони, драки, перестрелки, интриги, взрывы, крадущиеся маньяки, убийства, расследования - ничего этого там нет и в помине. Даже немногочисленные любовные сцены овеяны каким-то нечеловеческим аскетизмом. Фильм примечателен вот чем. Несмотря на то, что его авторы обладают собственной оценкой происходящего, больше того, считают необходимым ее озвучить, ни одного из героев, придерживающегося противоположного видения, назвать подлецом решительно невозможно. Фабула примерно такова: крупное, хоть и семейное итальянское предприятие, занимающееся молочной переработкой, переживает не самые лучшие времена. Синьор Ботто управляет компанией много лет. Он пользуется неограниченным доверием владельца (даже в областях гастрономических). И оправдывает его. Жизнь Ботто главным образом сосредоточена вокруг кабинета - там он побуждает к сексу секретаршу, смотрит футбол и придается размышлениям. Не удивительно, что как только в это личное пространство проникает родственница собственника, это вызывает в нем гнев и раздражение. Постпенно отношения складываются и, кажется, образовавшийся тандем уж точно преодолеет все трудности. Но этого не происходит. Основатель компании утратил былую хватку, его родственники больше озабочены личными амбициями, да и сам мир изменился. Менеджмент, прибегая к помощи кредиторов, ищет пути выхода из кризиса. Естественно, это лишь вводит предприятие в долги, тогда как проблемы со сбытом остаются неразрешенными. Подмена документации. Крах. Арест. Занавес.

Самое интересное с моей точки зрения происходит ближе к финалу картины, когда становится очевидно, что рано или поздно предприятие придется признать банкротом. Родственница владельца ворует из компании деньги, сам владелец спешно улаетает из страны, работники предприятия всю ночь уничтожают документы. Что же Ботто? Высоконравственным его не назовешь. «Человек должен быть храбрым, когда речь идет о его пороках» - говорит он, предлагая коллегам снять проституток в русском отеле. Больше того, именно он фактически доводит до самоубийства единственного абсолютно положительного героя картины. Но смотрите! Всю ночь он трудится над составлением плана спасения предприятия. Понимает ли Ботто, что именно его придут арестовывать первым? Да. Понимает, что сами владельцы бизнеса в каком-то сымсле предали компанию? Да. Но остается верным предприятию до последней минуты. Ситуация необычна тем, что, в отличие от картин про злодеев, способных на перерождение в решающие минуты, здесь никакого перерождения не произошло. И самоотречения тоже. Эта ледяная разновидность какого-то мефистофельского чувства долга вызывает много больше интереса, чем отчаянные прыжки в горящие здания или всевозможные спасения отечества ценой собственной жизни, столь хорошо известные нам по классическому голливудскому кинематографу. И явление этого странного, едва уловимого мироощущения и есть главная драгоценность этого фильма.  

кино

Previous post Next post
Up