Это пропаганда! Эти вопли слышны сейчас со всех сторон. «Кремлёвские методички», «указания вашингтонского обкома», «российская информационная агрессия», забытое уже было «тлетворное влияние Запада». Где тут правда, где ложь, кто прав, кто виноват? Давайте, для начала, разберёмся с понятием. А что же такое эта самая пропаганда?
История развития
Как возникла и развивалась пропаганда? Для понимания этого процесса я остановлюсь на наиболее известных и характерных его этапах, являющихся показательными примерами, не углубляясь в поиски приоритетов применения каких-то приёмов. Они будут выглядеть яснее в уже законченном виде, демонстрируя какую-либо грань явления.
Одним из выдающихся пропагандистов древнего мира был Демосфен. Он увековечил своё имя серией так называемых «филиппик», направленных против Македонии и её царя - Филиппа, «душителя свободы Греции». Демосфен использовал для убеждения сограждан в своей правоте всю мощь ораторского искусства, обращаясь и к логике и к чувствам, высмеивая, унижая и разоблачая «тирана». Его старания принесли успех и привели Афины к двум сокрушительным поражениям - при Херонее и Кранноне, которые окончательно похоронили «свободу» древнегреческого полиса.
Парадоксально, но сам того не ведая, Демосфен использовал один из принципов пропаганды и его следствие. Успех ему принесло не только и не столько само искусство красноречия, сколько «попугайское» повторение однообразных тезисов, как можно чаще и по любому поводу. Это и есть первый принцип пропаганды - повторять, повторять, повторять. Следствием из этого принципа является то, что все логические обоснования являются лишь фоном и могут не нести в себе никакой логики вообще. Они лишь повод ещё раз повторить необходимые для внедрения в сознание тезисы. Действительно, все обличения Демосфена на поверку были абсолютно лживыми или бессодержательными. Объективный исторический процесс давно уже уничтожил и полисы и их «свободу», наступало время империй. «Свобода» Греции была уничтожена отнюдь не Македонией и Филиппом, а гораздо раньше, ещё во время борьбы за гегемонию между Афинским Морским Союзом и возникшим в противовес ему Пелопоннесским Союзом. «Сателлиты» в этих объединениях были уже абсолютно бесправны и их «свобода» была совершенно призрачной, не более, чем декларируемой. «Демократические» Афины эксплуатировали и подавляли своих «друзей» гораздо жёстче и безжалостнее, чем «тиран» Филипп своих подданных. Итог лжи и следованию ей всегда закономерен. Греция подчинилась Македонии после бессмысленного сопротивления и на гораздо худших условиях, чем могла бы осознанно и добровольно.
Первый принцип пропаганды, повторение, был доведён до абсолюта и использовался уже в законченном, рафинированном, виде Катоном Старшим. Его сакраментальное «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен», этой фразой он завершал все свои речи в сенате по любому поводу, в конце концов, сработало. Карфаген был действительно уничтожен, сожжён и предан проклятию. Логическим обоснованием своей идеи римский оратор уже не заморачивался, правильно понимая методику воздействия пропаганды - повторение. Кроме того, им был использован и второй принцип пропаганды - сосредоточение на одной идее. Катон не «растекался мыслью по древу», и не просто повторял постоянно, а повторял одно и то же, единственное.
Схожие пропагандистские приёмы правильно использовали и почти все мировые религии. Изначальная иррациональность религиозного мировоззрения логического обоснования не предполагает. Теологическая «логика» проистекает из первоначальных «откровений», являющихся постулатами, поэтому «логичность» построения на их основе достаточно условна. Формирование доктрин, ясно и чётко формулирующих необходимые для запоминания тезисы. Религиозное образование, последовательно внедряющее эти тезисы, по одному, в сознание верующих. Проповеди и совместные отправления культа с унифицированными молитвами являются тем же самым необходимым повторением. Всё это те же самые пропагандистские приёмы, доказавшие свою эффективность и применяющиеся до сих пор.
Схожие принципы и методы используются и в рекламе, также являющейся одним из прикладных приложений пропаганды. Но это узкоспециальный вопрос и отдельно в него углубляться не буду. Для понимания вполне достаточно и общих формулировок.
Окончательно принципы пропаганды были сформулированы и доведены до абсолюта в Третьем Рейхе. Именно неукоснительное их соблюдение и стало одной из главных причин торжества нацизма в Германии. Парадоксально, но успех был обеспечен именно личностью их автора, человека «из народа», не получившим систематического образования, имеющего огромные пробелы в эрудиции, довольно ограниченного, страдающего множеством комплексов и заблуждений, приверженного более чувствам, чем разуму. Именно на этой основе и была построена пропагандистская теория Гитлера, на обращении к подобию себя, человеку толпы, массы. Воздействие на восприятие с использованием максимального упрощения, вплоть до вульгаризации, обращение к чувствам, а не к разуму - вот третий принцип пропаганды. Он же подразумевает направленность не на узкий круг рафинированных «умников», а на широкие массы.
Четвёртый принцип, также сформулированный фюрером, - никакой объективности. Пропаганда субъективна по своей сути, она проводится в чьих то конкретных интересах и объективность для неё непозволительная роскошь, её самоубивающая и обесценивающая. Впрочем, ничто не мешает эту самую «объективность» декларировать, наоборот, постоянные апелляции к «беспристрастности» пропагандиста создают положительно воспринимаемый фон для вдалбливания в сознание нужных тезисов.
Основные принципы
Итак, вместе как с симпатичными, так и антипатичными историческими личностями, мы сформулировали четыре основных принципа пропаганды.
1. Повторять, повторять, повторять. Здесь всё понятно - чем больше, тем лучше. Логическое обоснование и доказательства никакого эффекта не дают, они даже вредны, создавая прецеденты для опровержения и втягивания в дискуссию. Их можно использовать лишь как фон, повод, для очередного необходимого повторения. Лучше всего в качестве «доказательства» использовать какой-нибудь неопровержимый факт. Неважно, что пропагандистский тезис никак из него логически не вытекает, или наоборот, ему противоречит. Пусть этот факт вообще никакого отношения к теме не имеет, так даже лучше. Если нет логики, то её невозможно и опровергнуть.
2. Сосредоточение на одном тезисе. Пропаганда может и должна быть последовательной. Но нельзя «забегать вперёд», пока текущая идея не внедрена и не воспринята. Следующей лучше вообще пока не касаться и даже не намекать на неё. Она может помешать утверждению первой идеи в результате возникновения диссонанса между нею и второй. А если всё делать строго по порядку, то никакого противоречия не возникает, даже если оно объективно и логически присутствует.
3. Обращение к широким массам, их чувствам, а не разуму. Максимальное упрощение тезисов для облегчения их запоминания и восприятия. Это один принцип, казалось бы, состоит из двух. Но они настолько неразрывно связаны и вытекают один из другого, что составляют двуединое целое.
4. Субъективность. У тезисов с противоположным содержанием нет права на существование. Они насквозь лживы, нелогичны, внедрены враждебной пропагандой. Не может существовать двух разных мнений по одному и тому же вопросу, одинаково компетентных и разумных. Есть только моё и неправильное. Не надо «входить в положение» оппонента и пытаться понять его мотивы, не надо искать компромисс. Беспощадно разоблачать тезисы враждебные, не оставляя им ни единого шанса, и так же настойчиво продвигать свои, ни в коем случае не меняя их содержания, не сглаживая противоречия, а, наоборот, заостряя и выставляя их. Компромисс неизбежно заводит в «болото» дискуссий. А это переход от чувственного восприятия к логическому, что противоречит всем остальным принципам пропаганды, и ведёт её к краху.
Вот основные принципы, используемые в пропаганде и делающие её эффективной.
Информационное поле
Что-то изменилось в мире в связи с развитием информационных технологий и процессов глобализации? Конечно, да. Стала ли пропаганда неэффективной и потеряла свой смысл, поскольку у людей есть возможность выбора источника информации и государственные границы уже не являются непреодолимым препятствием? Конечно, нет. Итак, что характерно для современной нам пропаганды, как она эволюционировала и приспособилась к сегодняшним реалиям?
Раньше всё было, в каком-то смысле, проще. Существовало так называемое «общественное мнение», формируемое СМИ с помощью пропаганды. Обычно границы таких «мнений» соответствовали границам государственным или включали в себя блоки государств, объединённых по какому-либо принципу. С одной стороны это было для пропаганды хорошо, из-за отсутствия конкурентов. А с другой, отсутствие возможности выбора порождало некоторое недоверие к официальным источникам информации. Это приводило часть масс к поискам запрещённых альтернатив, которым «обретшие» верили уже безоговорочно, что бы они не «вещали». Ибо «свобода» и «правда».
Сегодня понятие «общественное мнение» уже является устаревшим, и использовать его в чистом виде не так удобно, как раньше. Но, как говаривал товарищ Черчилль, «…оптимист в каждой трудности видит возможности». На смену «общественному мнению» пришло «информационное поле». Что же это такое? Во-первых, их много. Во-вторых, эти «поля» формируются исходя из предпочтений конкретных людей, с использованием ими «свободы выбора». В-третьих, они не соответствуют государственным границам, а разделяются по мировоззрениям или просто интересам. Их носителями продолжают оставаться и традиционные СМИ, но добавились и новые - различные интернет-площадки. Это социальные сети, блоги, тематические сайты, объединяющие людей по самым различным принципам - политическим, экономическим, культурным, национальным, профессиональным, или это просто хобби и развлечения.
Казалось бы, вот, конец пропаганде! Человек сам выбирает новостной сайт, читает какой-нибудь блог, или вообще аполитичен - смотрит и постит только «котиков». Ничуть не бывало! Первейшая задача каждого из таких «полей» - завлечь к себе потребителя информации. Это, во-первых, даёт возможность монетезировать проект напрямую, а, во-вторых, с помощью размещаемого «стороннего» контента и репостов. «Паблики» (эти самые «информационные поля» на жаргоне рекламщиков и политтехнологов) покупаются и продаются. Чисто экономическими методами создать кластер таких «полей», «Информационное поле» с большой буквы, никакой сложности не составляет. Вот она, новая возможность для пропаганды! Человек, «самостоятельно» и «свободно» выбравший информационный ресурс, доверяет ему гораздо больше, чем безальтернативным СМИ «по умолчанию». «Впаривание» какой-нибудь идеи проходит здесь проще… и дешевле. Кредит доверия к «площадке» уменьшает количество необходимых повторений для продвижения своего тезиса, по сравнению с традиционными СМИ.
В итоге формируются уже самоподдерживающиеся кластеры (Информационные поля), со своим спектром идей и тезисов. Человек, попавший в эту «трясину», практически обречён. Выхода нет. Он продолжает пользоваться ресурсом, лелея ту «свободу выбора», которая его туда и затащила. Дальше дело техники. Неуклонно и последовательно использовать «рецепт, проверенный временем» - четырёх добрых старых принципов пропаганды. «Втюхать» можно что угодно, в любых, даже противоречащих друг другу, комбинациях, и гораздо проще и дешевле.
Пропаганда - это хорошо или плохо?
Кто-то может подумать, ну, а что тут такого страшного? Пропаганда лишь инструмент. Как молоток, которым можно и гвоздь забить и человека убить. Или как компьютер… Можно же пропагандировать не обязательно ложь и ненависть, а любовь к людям, животным, сеять, так сказать, доброе и вечное? А вот и нет, нельзя! Это следует из самой структуры формирования пропаганды. Она стоит денег! И эти деньги тратят те, кто таким путём обеспечивают и продвигают свои интересы, рассчитывая свои затраты кратно компенсировать прибылями. Всё наше общество построено на деньгах, и пока это так, то и пропаганда останется инструментом, предназначенным для зарабатывания, так или иначе, этих самых денег. Любое «втюхивание» добра и любви в конечном итоге точно так же оборачивается ложью и продвижением чьих-то корыстных интересов.
Есть и другой аспект, нравственный, он вторичен, но и про него забывать нельзя. Пропаганда, независимо от её направленности, уродует человека. Она внушает ему чуждые идеи, зомбирует, заставляет совершать действия, противные его естеству, мыслить не своими мыслями, жить не своей жизнью. Пропаганда в любой форме и любой направленности аморальна по определению, по своей природе и своим целям. Это самое страшное насилие. Насилие над личностью человека, мягко и исподволь завладевающее всем его существом. Информационная лоботомия, вот что такое пропаганда!
Как с этим бороться? Куда бежать?
В лес, в тайгу, в подземный бункер, отключить все источники информации, включая утюги и пылесосы, иначе никак. Только полная изоляция от общества вообще. Ведь, даже если мы совершенно не пользуемся интернетом, не смотрим телевизор и не слушаем радио, то это не освобождает нас от информации. Мы продолжаем общаться с родственниками, друзьями, коллегами на работе. А они, точно так же, являются частью какого-нибудь «информационного поля», транслируя его стандарты и на нас. Нет, такие сценарии не работают. Аполитичность ничего не меняет, а полная изоляция от общества на практике неосуществима.
Может быть, холодный разум и железная логика могут спасти от пропаганды? Будем всегда и во всём объективными, всё проверять и не верить никому на слово? Не будем «выбирать» информационный ресурс, а принципиально пользоваться полярными по мнениям источниками, по крупицам отделяя «зёрна от плевел»? Это лишь иллюзия, ничем принципиально не отличающаяся от ранее описанной «свободы выбора». А что же тогда реальность?
Нам никуда не деться от общества, информации, а, значит, и пропаганды и её влияния. Просто не стоит заниматься самообманом и предаваться иллюзиям «свободы» и «объективности». Их не существует. Каждый из нас находится в каком-либо «информационном поле» или его кластере. Разница только в том, признаём мы это и понимаем или нет. Я - да. А Вы?