Чудеса на виражах

Jul 19, 2022 18:44





Балу, на переднем плане, со своим другом - Баламутом

Был в своё время такой популярный диснеевский мультсериал о приключениях лётчиков-зверюшек. Были там и воздушные бои с воздушными пиратами, где самолёты применялись весьма оригинально и даже противоестественно. Вспомнился этот мультик в связи с просмотром к/ф «Мидуэй» (2019). А затем ассоциации начали разрастаться и перешли на другие кинофильмы, также демонстрирующие боевое применение авиации.

Мидуэй

Главным героем фильма является, конечно же, не адмирал Нимиц и не героический пилот пикировщика Дик Бест, а его удивительная машина, творящая такое, что и не снилось даже медведю Балу и прочим героям мультсериала.



Итак, представляю пикировщик «Даунтлесс» SBD-3 из состава авиагруппы авианосца «Энтерпрайз». Довольно неуклюжая и тихоходная машина с максимальной скоростью чуть более 400 км/час и очень слабым оборонительным вооружением, состоящим из 2-х курсовых 12,7 мм пулемётов и 2-х 7,62 мм на задней турели. Единственный двигатель мощностью 1200 л. с. был откровенно слаб для самолёта со взлётной массой 4,5-5 тонн, и его вертикальная маневренность (скороподъёмность порядка 8-9 м/с) вследствие низкой тяговооружённости была потрясающе ужасной. Впрочем, всё это отнюдь не означает, что машина была плохой для своего класса. Протектированные баки и звездообразный двигатель обеспечивали неплохую живучесть, а развитая механизация крыла  с оригинальными перфорированными закрылками позволяла осуществлять очень точное прицельное бомбометание с пикирования.



Пикирующий бомбардировщик ВМФ США "Даунтлесс"

Всё дело в том, какое «боевое применение» было предусмотрено для этого самолёта в фильме. Для воздушного боя трудно найти самолёт хуже. Но бесстрашный Дик Бест на пару с бортстрелком пачками сбивают атакующие их «Зеро», которые являлись одними из лучших истребителей начала Второй Мировой войны и наводили ужас на американских пилотов, ну, за исключением разве что Беста. Для пущего эффекта «Даунтлесс» Дика выполняет в ходе воздушного боя нечто среднее между «коброй» и «колоколом», при этом от неизбежного срыва в штопор его спасает лишь высокое мастерство… режиссёра и кинооператора.

Другой эпизод, демонстрирующий решающую роль SBD в войне на Тихом океане, начинается атакой японских двухмоторных горизонтальных бомбардировщиков на американский авианосец. Японцы безбожно мажут, что совершенно неудивительно, попасть с горизонтального полёта в маневрирующий и огрызающийся зенитками корабль весьма сложно. Но вот один из японцев загорается и пикирует на американский корабль. Вся мощнейшая ПВО авианосца, 40 стволов пушек и крупнокалиберных пулемётов, не способна остановить камикадзе. Положение спасает помощник техника 3-го класса, молнией заскакивающий за «сверхмощную» турель стоящего на палубе «Даунтлесса» и, используя Силу (ну, не два же 7,62 мм пулемёта?), отклоняет японский самолёт от столкновения с авианосцем. Авиамеханик моментально повышается в звании до джедая 1-го класса, а у зрителя возникает стойкое непонимание, как, с такими-то суперснайперами, американская армия ещё не захватила Токио? Впрочем, зритель, призадумавшись на тему полной беспомощности профессиональных зенитчиков авианосца в этом же эпизоде, начинает потихоньку радоваться, что японцы ещё не в Вашингтоне.



USS Enterprise (CV-6) в сражении у Мидуэя. ПВО авианосца включает 8х127 мм орудий, 4 счетверённых 30-мм зенитных автомата и 16х12,7 пулемётов

Кстати, о Токио. После японской атаки на Пёрл-Харбор американцами был осуществлён рейд возмездия в виде авиаудара по японской столице и другим городам. Для него использовались армейские двухмоторные бомбардировщики Б-25 (эпические SBD обладали ещё меньшей дальностью полёта и не долетели бы даже в один конец), взлетевшие с авианосца «Хорнет». Горючего на обратный полёт всё равно не хватало (да и посадка Б-25 на авианосец близка к фантастике), поэтому самолёты, отбомбившись, должны были приземлиться на территории Китая. В фильме и этот без преувеличения героический эпизод вниманием не обойдён. Возглавляющий рейд подполковник Д. Дулиттл выпрыгивает с парашютом и после недолгих мытарств встречает подразделение китайской армии. Затем следует один из моих любимых эпизодов. Китайцы и подполковник попадают под японскую бомбёжку, при этом Дулиттл яростно негодует по поводу того, что японцы бомбят мирные китайские города: «Здесь нет военных. Только мирные жители!» Ни себя, ни окружающих его китайских солдат Дулиттл за комбатантов не считает? Да, японцы действительно подвергали китайские города массированным бомбардировкам (впрочем, так же поступали и сами американцы с японскими и немецкими городами, а откуда сам-то Дулиттл прилетел несколько часов назад?), но неужели пропаганда должна быть обязательно такой тупой? Но это вопрос скорее опять к режиссёру, а не к Дулиттлу.

Финалом и кульминацией фильма является сражение у Мидуэя. Вот здесь то и Бест и его «Даунтлесс» полностью раскрывают свои потрясающие качества, позволяющие американцам одержать совершенно неожиданную и решительную победу.

В первом боевом вылете звено SBD Дика атакует японский авианосец с траверза (то есть перпендикулярно курсу корабля). Попасть, даже с пикирования, на таком курсе практически невозможно. Эллипс рассеивания бомб вытянут в направлении курса самолёта, поэтому атака на корабли осуществляется всегда вдоль их оси. Но Дик (или «Даунтлесс»?) сотворяют очередное чудо, японский авианосец уничтожен.



На скрине видно, что "Даунтлесс" Дика атаковал вражеский авианосец "поперёк"

Второй вылет. Теперь, не надеясь на удачу, Дик заходит в пикирование «правильно», вдоль оси авианосца. Но как же без чуда? SBD переходит из пикирования в горизонтальный полёт и точно кладёт бомбу в центр палубы авианосца с высоты всего нескольких метров! Чудо состоит в том, что бомба не обладает при таком варианте сброса необходимой вертикальной скоростью и не способна пробить бронепалубу. В лучшем случае она взорвётся на палубе, не причинив существенных повреждений, а в худшем - рикошетирует и упадёт в воду (наиболее вероятно). Тем не менее, и второй японский авианосец уничтожен!

Если в первой атаке и существовала небольшая вероятность поражения цели, то во второй это событие было абсолютно невозможным. Опять Чудо и Сила, и Дик с «легендарным» SBD.



Чудом и при помощи Силы пробившая палубу бомба разносит японский авианосец в клочья

Кадры атак, конечно, эффектные, но зачем гнать такую туфту на экран? Разве не менее потрясающими были бы съемки, и полностью соответствующие реальности, пикирующего на авианосец бомбардировщика? Кстати, они, эти совершенно правильные атаки в фильме тоже есть, и они ничем не уступают по зрелищности нереальным. Что это, комплекс Супермена, которым страдают киношники или стремление к разнообразию видеоряда, пусть и в ущерб реализму? Как бы то ни было, впечатление от просмотра фильма портится безвозвратно. А вместо эпической саги о настоящих героях войны получается что-то среднее между мультиками и подростковыми киношками о супергероях.

И подобным грешат отнюдь не только американские кинематографисты. В России в последнее время снимается много фильмов про войну. И наши режиссёры и сценаристы стараются ничем не отставать от западных коллег. Об этом немного в следующей главе.

Прощаться не будем



Скрин-трейлер к кинофильму "Прощаться не будем"

В качестве примера взял именно этот фильм, поскольку и здесь боевое применение авиации (и тоже пикирующих бомбардировщиков) вниманием не обойдено, а переиначено в кинематографический вариант.

Сюжет фильма закручен вокруг группы вражеских шпионов, осуществляющих наведение немецких пикировщиков на стратегический объект. Главный герой в прекрасном исполнении Андрея Мерзликина занят разоблачением и ликвидацией агентуры противника. Не обходится и без прекрасной помощницы и любовного треугольника. Но не буду подробно описывать содержание, тем более, что особых претензий к сюжету нет. Он в меру драматичен и интересен. Даже похвалю взвешенность и ограниченность неизбежной во всех постсоветских фильмах темы «злых тупых чекистов», она раскрыта здесь без явных преувеличений.

Вернусь к «боевому применению» авиации. Вражеским агентам удаётся «подсветить» стратегический объект, мост через Волгу, но все их усилия пропадают даром. Хвалёные немецкие Ю-87 буквально в упор промахиваются мимо цели. Что и неудивительно. Туповатые немецкие лётчики атакуют тонкую полоску моста поперёк, точно так же, как и «Даунтлессы» в предыдущей рецензии, но, в отличие от последних, им так не везёт. Результат закономерен, а второго шанса злодеям не даёт главный герой, раскрывающий сеть вражеских агентов.

Вот только за одним казусом начинают, как привязанные, тянуться и другие. Зачем немцам уничтожать железнодорожный мост через Волгу? Наступающей армии, наоборот, кровь из носа необходимо захватить мост в целости и сохранности для развития дальнейшего наступления и его материально-технического обеспечения. В фильме это объясняется желанием немцев не допустить подхода советских резервов для защиты Калинина, а именно 5-ой стрелковой дивизии.

Но так ли это на самом деле? Отнюдь. Резервов на левом берегу Волги у советского командования нет, а единственно соединение, способное спасти Калинин - это действительно 5-я стрелковая дивизия, находящаяся на отдыхе и переформировании. Но расположена она в районе Волоколамск-Солнечногорск, на правом берегу Волги, или (частично) движется по железной дороге со стороны Селижарово в район сосредоточения. Но все её соединения без исключения находятся только на правом берегу Волги, поэтому уничтожением моста через Волгу немцы никаким образом не только не мешают её передислокации, но и делают планируемое взятие Калинина для себя наполовину бессмысленным из-за уничтоженных вместе с мостом перспектив безостановочного развития наступления. Точно так же, на правом берегу, находятся и другие части и соединения, которые сосредотачиваются для обороны Калинина, например, 256-я сд.

В итоге, посмотревший фильм военный историк сначала приходит в ужас от творящейся белиберды, а потом начинает «догадываться» о неком скрытом смысле итак непростого сюжета. Получается, что в штабе вермахта орудует высокопоставленный советский разведчик, который организовывает группу псевдонемецких диверсантов «под прикрытием», которые своими действиями по уничтожению моста делают захват Калинина практически бесполезным для развития наступления в обход Москвы с севера. В то же время герой Мерзликина также оказывается «двойным агентом» и, разоблачая на самом деле советских разведчиков как немецких шпионов, мешает им выполнить поставленную задачу, что способствует сохранению перспектив немецкого наступления. Сюда же можно добавить «всплывающие» интриги люфтваффе против вермахта, ведь немецкие лётчики далеко не дураки и прекрасно понимают, что «плохим парням» не может так фатально везти, как «хорошим», таким, как Дик Бест. Поэтому они совершенно целенаправленно атакуют мост поперёк, а не вдоль, полностью осознавая, что таким способом шансов его уничтожить у них нет никаких. Зато есть гарантия насолить армейцам во славу Геринга и всего того, что у него там летает.

Вот как! Лихо? Сюжет дарю сценаристу для съёмок второй части фильма.

А если серьёзно, то очень хотелось бы, чтобы при написании сценариев и съёмках военно-исторических фильмов обращали больше внимания на достоверность самих исторических событий и на реалистичность представления о ведении и тактике боевых действия. И не надо придумывать чудесные подвиги, Силу и Супергероев. Не благодаря им была одержана Победа (и наша и американская, общая), а как результат мужества и чувства долга всех солдат, офицеров и генералов всех союзных стран. А подвигов хватало и совершенно реальных. Они происходили на фронте каждый день и в массовых количествах. И тактическая, оперативная и стратегическая грамотность бойцов и командиров также внесла не меньший вклад в Победу. И одержана она была над так же грамотным и храбрым врагом. Не стоит преуменьшать боевые качества немцев и японцев, ибо это автоматически преуменьшает и героизм тех, кто смог превзойти и одолеть  наших врагов. Вот для чего нужно как можно больше правды и реальности в фильмах о войне. Только тогда у нас будет понимание всей тяжести и важности той войны и величия подвига победителей.

Враг у ворот

Не мог не вспомнить это олицетворение лжи и некомпетентности киношников. Своего рода эталон того, «как не надо снимать кино про войну». По сравнению с ним и «Мидуэй» и «Прощаться не будем» являются просто шедеврами правды и реалистичности. Так и не смог посмотреть его больше, чем полчаса, поэтому подробной рецензии (и даже скриншотов) не будет.

Но название прекрасно подходит для эпилога. «Враг у ворот» сейчас - это неправильное, лживое, некомпетентное представление войны, превращение её в комиксы и фантастику. Нет, всё не было легко, просто и непринуждённо. Войну выиграли не бесстрашные супергерои с уникальными способностями и фатальным везением, а обычные люди, которые смогли преодолеть свой нормальный человеческий страх и вполне естественное желание жить, и тем труднее и значимее был их действительный подвиг. Так пусть именно про это снимают новые фильмы про войну, пусть их будет много, и пусть в них будет та самая настоящая и великая правда о настолько же тяжёлой, насколько  и героической Победе!

аналитика, фантастика, злободневное, Вторая мировая война, кино, Великая Отечественная, армия, рецензия, война, критика

Previous post Next post
Up