Реплицирование поведения

Mar 21, 2015 14:57

Навеяно одни случайным разговором.
На киноэкраны вышла новая экранизация Золушки. Зрители в восторге - ах, какая красота, ах какие спецэффекты. Но я тут про фильм ничего писать не буду. Во-первых не смотрел, а во-вторых, факта выхода (возможно) шедевра - достаточно для дальнейшего обсуждения.
[Далее будет, как водится, параноидальный сексисткий бред, интеллигентам, особенно образованным и культурно развитым читать не стоит]
Итак, Золушка - это сказка, если кто не в курсе. Даже беглое изучение народных сказок неожиданно показывает, что свои варианты истории Золушки есть практически у всех народов. Просто так такого удивительного совпадения не бывает, как любая народная сказка - Золушка несет некий воспитательный момент, который должен (обязан) быть передан - очевидно, женской части популяции.
И вот тут обнаруживаются замечательные различия. Двигаясь из зимы в лето с востока на запад, по евразийскому континенту, мы с удивлением обнаруживаем, что, некоторые детали сказки совпадают плюс-минус дословно, например, мачеха, отсутствующий/вечно занятый отец/подкаблучник, мерзкие злобные сводные сестры, сохранение общей динамики и направления сюжета и, самое главное, финала - поощрения главной героини, и наказания непричастных прочих членов бедной семьи.
Различие актерского состава героев видно прежде всего в образе главного мужского таргета. На востоке континента у айнов/нивхов - это жестокий и удачливый охотник/рыбак.
В русских сказках - безпощадный и соответственно всемогущий (sic!) Мороз(ко), или, в более древнем и более западном варианте лесной демон, аналог древнегреческого Пана.
В цЫвилизованной Европе - потомок царского рода.
Здесь вы видим разницу настолько кардинальную, что назвать ее культурной или цивилизационной даже язык не поднимается - настолько много значит данный мужской образ в формировании поведения ВСЕЙ женской популяции насителя сказок. Ведь очевидно, что сами перепетии сюжета, родившегося из известной всем истории "как мама встретила папу/бабушка - дедушку" в целом являются направляющей инструкцией для у воспитания правильной женщины правильных ориентиров в поведении, в т.ч. фертильном. И образ мужской цели - главного героя играет в формировании данного поведения ключевую роль, показывая, какие именно признаки являются наиболее привлекательными. Кроме того, очевидна разница в возрасте сказочного секс-символа главного героя. У восточных племен, в т.ч. у русских это, если брать современные возрастные критерии, сороколетний состоявшийся самостоятельный (!) мужчина - на минутку - представляющийся идеальной парой для совершенно молодой девушки. В Европе возраст принца очевидно сильно меньший, указывающий нам на более современный вид равновозрастных половых и семейных отношений. И проживает цивилизованный принц в папином замке, что кагбэнамекаэ)))
Конечно же, особый интерес вызывают и другие признаки объекта сказочной женской охоты. На востоке это: жестокость, безжалостность, чувство, как это ни странно, юмора, справедливость, властность, и наконец, как бонус - обеспеченность - ведь нельзя же наличие шкур рыб у нифхов, или меховые шубы Морозко назвать таким западным словом - богатство?
Европейский принц обладает всего тремя отчетливыми признаками, из которых два - общие - справедливость (см. конкурс на туфельку) и обеспеченность (все-таки принц, балы, замок, все дела), а третий - красота и молодость - очевидно новые. И не забудем про очевидную НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ западного таргета!
Еще одним образом, в котором западные сказки про Золушку кардинально расходятся с восточными, является т.н. Фея/волшебница/шаманка. Тут интересно, что например у русских этот самый deus ex отсутствует, от слова совсем. Милая молодая девушка должна сама всего добиться.
У айнов/нифхов в некоторых вариантах присутствует шаманка, которая дает узкоглазой волосатой пропашхей рыбой и потом красавице ряд полезных советов - как ловчее поймать сводную сестру в засаду, как спрятаться от нее, зарывшись в рыбьи потроха, как правильно отпиливать ей голову, как прятать тело, и прочие такие же интересные и без сомнения нужные знания и умения.
А вот в Европе индустрия моды и красоты фея не только выступает в роли полноценного deus ex, но так же обозначает еще одно немаловажное требование, которое полностью отсутствует к востоку от Днепра - Золушка должна УСПЕТЬ, время имеет значение, в полночь карета превратиться в тыкву. То есть если у русских значение имеет только время года (зима, например), у айнов вообще нет никакого времени, а вот у цивилизованных европейцев время уже есть, и счет идет буквально на часы.
Здесь мое мнение разделилось (ха-ха) - или дело в намеке на женский возраст, который в перенаселенной городской Европе играет ключевую роль в плане конкуренции, или речь о правильном выборе момента встречи с правильным принцем для обеспечения зачатия, а может быть и то и другое? Может быть читатели подскажут?
Но оставим несущестующее время европейцам и посмотрим на ключевые моменты поведения главных героев. Интересно, что трудолюбивость в домашних заботах - присутствует во всех вариантах, видимо домовитость все-таки необходимое условие успешного женского полового поведения, а вот как быть с достаточными условиями? А тут различия кардинальны.
У айнов/нифхов Золушка должна СООТВЕТСТВОВАТЬ мужу - быть столь же жестокой, резкой и безжалостной. Кровь сводных родственников, а в некоторых прочтениях - и непричастных граждан - льется реками, хитрость и коварство пропагандируется такие, что мне вот сложно с ходу подобрать какой-нибудь образ из американского кинематографа, хоть немного соответствующий накалу.
У русских Золушка должна ПОНИМАТЬ и ПРИНИМАТЬ мужа - правильно реагировать на его причудливое чувство юмора, не перечить, и так далее по тексту.
А в цивилизованной Европе? Правильно - быть особенной Поручик, молчать! по размеру, ага. Серьезно. Главное у западной девушки на очевидном выданье - особенность, яркость, которая только и может очаровать принца.
Ну а теперь, как говорит один наш общий знакомый сепаратист, мальчики и девочки, елочки и белочки, зная все написанное, попробуйте самостоятельно найти все прочие черты поведения, да не абы какого, это тебе не убогая политическая реклама, тут формируются направляющие, завязанные на продолжение рода миллионов людей, в новом прекрасном диснеевском полнометражном мультфильме - какие еще особенности женского поведения нужны нашим заокеанским друзьям в XXI веке?

ИллюзиОн, коллективное бессознательное

Previous post Next post
Up