Папаха, бурка... Словом, настоящий горец, терский казак, и горянки... Алатырь-гора за нами тоже "в бурке"...
Наконец, запустил в печать "Белую крыницу" в ФАИРЕ, и есть вечер перед работой с версткой энциклопедии для ВЕЧЕ... Посему решил уделить внимание журналу и выложить рассказ о поездке на Кавказ в феврале. Тем более, что Ярослав написал о сем очерк. Его и выкладываю. И кое-какие забавные фотки тоже. Скоро выложу и запись с концерта (там же и кавказские фотографии будут)...
А это Ярослав, тоже в папахе - горец!
23 февраля.
День защитника отечества.
23 февраля - начало славянского месяца Лютеня. Папа и я прибыли в Пятигорск. Нас встретил наш друг Андрей Ляшенко. Он отвёз нас в Георгиевск, где казачья община «Гранат» идёт по пути Терского Пляса.
С ней мы познакомились ещё осенью 2008. Андрей Ляшенко, администратор коллектива, занимается мотокроссом, пчеловодством, любит иногда возиться с всякими механизмами. Он привёз нас к Георгиевскому дому культуры. Там казаки-терцы «Соколов крепости» готовились к концерту в честь Дня защитника отечества и юбилея коллектива.
Весёлый, бесшабашный и бойкий Александр Машенцев, он же Чёрная Борода, он же кот Баюн, есть главный творческий двигатель коллектива, он хореограф, сильный художник-творец, реставратор Терского Пляса.
Мы притащили туда с собой два рюкзака папиных книг и нам для них уделили место. За всё время мне удалось продать больше половины.
Зал был полон народу. Терцы зажигательно плясали и пели. В программу концерта вошёл сюжет о Ягории Храбром (он же Георгий Победоносец) и лютом Змее Морияре, ещё до выхода папиной книги, «Белой Крыницы», где впервые дана эта песнь!
Сделали мистерию в терском ключе, и получилось блестяще. Папу призвали на сцену, он прямо-таки светился от радости. Много кто был потом на сцене. Туда же явилось, кто бы вы думали, китайское телевидение (хотя оператор и репортёр - русские). Они терпеливо выжидали, чтобы взять интервью, пока папа беседовал с Олегом Высоцким (это двоюродный брат папы, живущий в Георгиевске).
Затем меня и терцев посадили в багажник грузовика Ляшенко и нас привезли в одно место, где все отведали кавказский «тюлюк» (типа супа с мясом и специями). Затем проводились игрища между терцами и другими. Папа беседовал с людьми, с которыми познакомился на концерте. Среди них был, например, атаман казаков и тоже «язычник». В общем хорошо провели время. Потом мы вернулись в дом Ляшенко. Там папа, Андрей Леший и Баюн обсуждали дальнейшие планы.
24 февраля.
Лукоморье.
После полудня мы пришли в баню кота Баюна, которую он назвал Лукоморьем. Там мы встретились с Баюном и Лешим. Вот и собралась в Лукоморье сказочная кампания. Там мы уже были раз прошлой осенью, но с тех пор там произошли изменения во внешнем убранстве.
Мы парились, разговаривали, пили чай. Тогда Баюн был покоен, отдыхал от долгого труда, ведь он много работал над терцами, совсем измотал всех. Зато каков результат! Затем мы вернулись в дом Ляшенко, а вечером повторно пришли в баню. Как следует, отпарившись, Баюн и папа, сидели до полуночи и разговаривали по поводу дальнейших планов связи с Ягорием и не только.
25 февраля.
Этот день посвящался поездке в турбазу «Мара». Это был один из самых хороших, насыщенных дней моих каникул.
Разбудили нас очень рано. По просьбе нашего старого друга Лобова, с которым мы собирались встретиться. Я, папа, Андрей Старший и Младший пришли к маршрутке, где мы ждали всех остальных.
Когда пришли Баюн и другие, мы тронулись, и ехали, судя по всему долго. Я же отсыпался до самого прибытия. В турбазе была конюшня, и я прокатился на самом спокойном коне, которого звали Вова. Затем прибыл Алексей Лобов, как я уже сказал, наш старый друг. Он - глава турфирмы Ариана, и папа с ним давно сотрудничает. Лобов привёз видеокамеру и стал на ней снимать папу, Баюна и всех терцев. Затем снимался терский пляс и казачьи песни. Потом была фото-сессия терцев, показательные скачки, где казачки на скаку размахивали саблями. Затем на снегоходах катались - это было очень весело. Я оживился. Во время езды, хоть и не большой, можно было осматривать красивые горные дали.
Потом терцы проехались на огромной машине (по бокам оной). А после я ещё раз прокатился на коне. А далее мы приехали к большому и крутому снежному склону для лыжного катания и съемки (на горных лыжах и в бурках, папахах, и с саблями!). Все надели горные лыжи и стали взъезжать вверх на склон, держась за ручки подъёмников. Оттуда можно было взобраться ещё выше.
С первого раза у меня не получилось, я упал, да ещё одна лыжа отпала. На втором заходе Александр Машенцев собрал всех наверху в одну кучу и мы вместе поехали, Лобов нас снимал на камеру. Я, недолго думая, грянул напрямую, махая палками во все стороны, и всё вышло у меня прекрасно. Оказывается, надо было просто не бояться. Также хорошо я ехал и после. Но при подъёме я споткнулся и сломал опорную палку, пришлось возвращаться и менять. Местным было не жалко.
Мара - славянская богиня зимы. И мы были в турбазе Мара, словно катались в её чертогах! Мара бывает разной. Тогда я был необыкновенно счастлив. Свежий воздух, горы, скорость и весёлые ребята!
А кое-кто катался на сноуборде. Потом я два раза удачно спрыгнул с трамплина. Мало кто решался на такое, поначалу действительно страшновато. В общем, лыжи - это было по мне. Но потом отключили подъёмник, пора было возвращаться, но Я, Лена из терских казачек, и кто-то из местных своим ходом взошли наверх как последние герои и я в третий раз спрыгнул с трамплина.
Сняв лыжи, мы сели в машину и поехали обратно. Я снова отрубился, укачало. Попрощались и вернулись к Лешему.
26 февраля.
Лысогорка, «Жемчужина Кавказа».
Мы приехали в Лысогорку по приглашению, правда не ведьм, а местного атамана и в обыкновенную школу. Рядом с ней стоял красивый старинный бело-голубой храм Рождества Пресвятой Богородицы.
А где именно Лысая гора, в честь которой названо место, точно сказать не могу. В школе папа рассказывал второклашкам о русских сказках. Затем папа поговорил с учителем по русской борьбе. Выйдя из школы, нас пригасили на блинную трапезу Масленицы, стало быть (хотя по идее она должна быть позже). Одним словом, всё прошло как по маслу.
Далее в наших планах было навестить санаторий «Жемчужина Кавказа», но у нас ещё была уйма времени, которую мы провели у Баюна за чтением книжек. Там же мы и пообедали. Баюн подарил нам две банки варенья и бутылку домашнего молодого вина. Затем мы снова встретили Лобова, мы поехали в его маршрутке и Баюн вместе с нами (он уже окрестил Лобова соколом-балабаном).
Там же был Олег Зольников, наш друг, мы с ним познакомились осенью 2008, когда снимался фильм с папой, а он был оператором.
Ехали же мы в санаторий к его директору Евгению Никитину (между прочим, из рода тверских купцов, возможно он - потомок того самого знаменитого Афанасия Никитина, совершившего хождение за три моря в Индию). К нам потом присоединились Леший и Витя из терцев. Евгений Никитин также был организатором фестивалей. Приехав в Есентуки в «Жемчужину Кавказа» мы собрались в тамошнем кафе (к нам ещё присоединился Вячеслав, наш знакомый). Там должно было быть много народу, но мы запоздали и почти все успели разойтись, однако мы, прежде всего, приехали к Евгению. В начале, мы ему показали фильм об общине «Гранат».
Затем Лобов ярко представил папу и его книги (на показ выставили), потом сам папа рассказывал о Русколани, древнем Кавказе. Говорили, конечно же, о Терском плясе. Всё это снимал на видеокамеру Олег Зольников. А я всё щёлкал на фотоаппарат. В конце включили с папиного плеера русскую музыку. По окончанию беседы, мы продали кое-какие книжки, попрощались и поехали.
С Баюном, Лешим и Витей наши пути разошлись у дома Вячеслава. Попрощались и поехали дальше. Потом мы подъехали к квартире Олега Зольникова, папа ему подарил русскую музыку, песни и мои клипы, а он мне одну программу для этих самых клипов. Там же мы поели сырников (хорошие были сырники, как же не упомянуть?)! Затем Алексей привёз нас в Кисловодск в дом Тамары, где мы ночевали уже много раз.
27 февраля.
День всяческих покупок, в основном - обновки одёжи. В Кисловодске все гораздо дешевле и выбор хороший. Потом гуляли по парку, забрались на гору, дошли до Красных камней, где теперь установлен обновлённый бронзовый орёл, когтящий змею. А вечером Алексей нас отвёз на вокзал и мы уехали…