Идём в Мангуп

Oct 29, 2007 00:21



Итак, мы двинулись от Чуфут-Кале к Мангупу.

Хотели вначале все пройти пешком, но потом я глянул, что идти придется через поля, да и дорога вывела опять к Бахчисараю. И мы решили поля проехать и походить где-то в лесах и горах под Мангупом. Так и вышло. И мы об этом не пожалели. Чудесные места!



Предисловие.

Этот рассказ о моих и папиных приключениях в Тавриде, длившихся две недели и в которых мы паломничаем по древним городам и святыням.
Таврида - это древнерусское, также древнегреческое название Крыма. По славянским мифам Таврида являлась обителью Асилы (одного из семи ликов Велеса) и священной коровы Земун, которая создала небесное молоко - Млечный путь. Таврида названа в честь этой коровы («тавр» переводится как бык или корова). Первые жители этих мест - тавры (или тверичи), считающиеся потомками Велеса Асилы. При нашествие греков половина тавров была уничтожена, а другая половина ушла к реке Днестр. Потом тавры пришли на место нынешней Твери и основали этот город. Нынешнее название «Крым» в переводе с татарского «ров».
6 октября.
Наконец-то в Тавриду!

В сей день я с папой, наконец, поехал в Тавриду. У нас по планам было путешествовать и отдыхать на курорте. На всё это у нас было примерно две недели. Наши главные цели: набраться сил и здоровья, побывать в древних святынях и поучиться древнерусскому языку. Мы поехали в поезде и должны были приехать в Семферопль. Мы учились основам древнерусского языка.

7 октября.
Бахчисарайский дворец и Чуфут-кале.

Утром мы уже ехали по Крыму. Поезд некоторое время ехал близ залива Сиваш. Меня папа вновь стал учить древнерусскому языку. Тогда папа обменял рубли на украинские деньги - гривны. Приехав в Симферополь, мы пришли к кассе и взяли билет в город Бахчисарай на электричке с целью посетить Бахчисарайский дворец и Чуфут-кале, находившийся возле города. Спустя какое-то время мы приехали и решили идти до Бахчисарайского дворца пешком. Город Бахчисарай являлся когда-то столицей Крымской орды, а в Бахчисарайском дворце жил сам хан. Во дворце, который был не очень большой, мы видели разные татарские вещи: одежду, кальян, кувшины, Коран и другое. В этом дворце мы видели знаменитый Бахчисарайский фонтан, который, по сути, являлся мраморной плитой, с которой чуть-чуть капала вода. Видели место проведения дивана (татарского совета), где были диваны, фонтан и витражные окна. Кроме этого в том дворце находился сад.



Потом мы поехали на маршрутке в Чуфут-кале, древний город. Чуфут-кале переводится как «караимская крепость». До караимов здесь жили татары, которые это место называли Кырк-ор. А славяне здесь жили до татар. Мы купили карту Чуфут-кале и по ней ориентировались. То место было красивое и загадочное. Над сказочным лесом с одной стороны возвышалось плато Бурунчак, а с другой находились возвышенности со скалами. Сначала мы прошли через мужской Успенский монастырь, который красиво распологался на возвышении. Некий красивый вход, к которому вела лестница, даже вёл внутрь скалы. Тогда мы прогулялись до ворот некрополя Газы-Мансур, немного поднялись на плато. Там мы увидели закрытый проход, по карте, находившейся рядом с ним, вёл глубоко вниз, на 15 метров. Оттуда в древности люди добывали воду. Здесь у входа три года назад нашли горшок с с кладом - много золотых и серебрянных монет.
Затем мы спустились обратно, прошлись немного и поставили палатку на полянки, неподалёку от палаток других людей. Тогда мы определили примерный свой маршрут. Мы решили дойти до кладбища, находившигося на краю Чуфут-кале, проходя через некрополи, а затем взобраться на плато Буручук и там походить по древнему городу. Мы решили посвятить завтрашний день приключениям в Чуфут-кале.

8 октября.
Чуфут-кале.

Проснувшись и собрав рюкзаки, мы отправились в сторону кладбища в Иософатовой долине. Погода была отличная! По пути мы зашли в мусульманский некрополь Газы-мансур. Но там почти ничего не было. Пройдя по живописному лесу, мы вошли в ворота кладбища. Это было огромное караимское кладбище. Но тип надгробий являлся греческим. Недалеко от входа в кладбище находился гроб известного учёного А. С. Фирковича. Без него почти ничего не было бы известно о хозарах.



Затем мы взобрались на Бурунчук, и подошли к воротам в древний город. Но они были закрыты и мы пошли к другим воротам. По пути мы встретили просторную пещеру в плато, к которой вёл небольшой проходик. На потолке пещеры была дыра, за которой находился город Чуфут-кале. Наверное, здесь некогда находился колодец, из которого поступала вода в город.
Придя к другим воротам, называвшимся Южные ворота Кичик-капу, мы заплатили за проход и вошли в город. По карте Чуфут-кале разделялся на два города: старый и новый. У входа располагалось множество пещер. Походив по ним, мы отправились дальше. Через некоторое время мы пришли к кенассам (караимским молитвенным домам). А затем подошли к мавзолею дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым. Но вход мавзолея украшала плетёнка! И две боковые грани мавзолея тоже! А плетёнки существовали лишь у кельтов, скандинав и славян. Значит, это был изначально славянский ведославный храм! Наверное, единственный храм, так хорошо сохранившийся на свете! Именно таким образом немецкие художники изображали ведославные храмы! Кроме того, в плетёнке на воротах находилась восьмиконечная звезда - знак славянского бога Сварога! И этот храм был восьмигранный. Выходит, что это храм Сварога. Также у самого входа можно обнаружить круг, который наверняка когда-то обозначал Коло Сварога. У входа в мавзолей находились, слитые со стеной колонны египетского стиля. Вход в мавзолей был, разумеется, закрыт. Через решётку был виден лишь гроб Джанике-ханым. Наверное, в древности внутри находилась статуя Сварога, может и других богов.
После мы прошли через крепостные ворота Орта-капу, тем самым, выйдя из старого города и войдя в новый. Там мы зашли в столовую, где поели голубцов, рахат-лукум и попили чаю. Там же мы купили воды и брошюру о Чуфут-кале. Затем мы подошли к восточной крепостной стене Биюк-капу. Потом мы побывали в системе оборонительных рвов, а после в тюремных казематах.



Окончив путешествие по городу Чуфут-кале, мы вышли из него. Но у выхода нам сказали, что в двух километрах от кладбища есть ещё один древний город - Тепе-кермен. Мы решили пойти туда. Пришлось идти долго, но в результате Тепе-кермен не был найден, и мы вернулись в Чуфут кале. Там поставили палатку на тоже место, что и вчера. У моих кроссовок начала рваться подошва и мой папа её зашил. Мы забыли взять иголку, потому папа зашил при помощи ножа.
Вот таким было наше приключение в Чуфут-кале.

9 октября.
Поиски древнего города Дораса.

Утром мы сытно позавтракали кашей «быстров». Теперь нашей целью было прийти в Мангуп-кале. Его древнее название - Дорас. Из него был родом князь Дир (по "Велесовой книге"). В этом городе есть руины ведославного храма, на котором есть намного больше символики, чем на храме в Чуфут-кале. Мы ещё хотели в этих местах посетить Раннесредневековый некрополь, но не найдя его мы отправились к Дорасу. По пути мы встретили женщину, которая сказала, что по этой дороге мы выйдем к Тепе-кермену. Мы решили, что в него тоже зайдём. После папа забрался на ореховое дерево и стал трясти ветку, а я подбирал падающие орехи, которых было немного.



У нас была очень условная карта. Ориентироваться по ней было сложно.
Мы долго шли через лес, после чего вышли на большую дорогу. Родник мы пропустили. Погода была отличная, а природа прекрасная! Папа вообще предполагал, что в Крыму одни степи и немного лесов. А тут оказалась такая сказка! По дороге нам встречался шиповник, который мы ели. Было жарко. Мы стали приближаться к какому-то городу. С одной стороны находился сосновый бор, с другой степи. Тепе-кермен мы так и не нашли. Он находился на горке, мимо которой шли, только с другой стороны. Мы его увидели, когда он уже был далеко позади.
Когда мы пришли в город, нам сказали, что это Бахчисарай. Значит, мы шли не в ту сторону. Мы решили подъехать к Мангупу на автобусе или маршрутке. Мы поспрашивали нескольких людей и поняли, куда и как ехать. Также зашли в ближайший магазин и купили еды.
Потом мы приехали на автобусе в деревню Новоульяновка.
Дорогу нам подсказали несколько людей. Выйдя из деревни и взобравшись на возвышение, мы увидели озеро, освещаемое лучами солнца. Лес отражался в синеве озера, что придавало ему бирюзовый цвет. Я окунулся в этом озере.



Затем мы отправились дальше, но пошли не той дорогой, плутали между гор полдня и прошли еще километров 25-30. Долго искали верный путь в Дорас. Ориентировались по солнцу.



Вечером мы поставили палатку у дороги, возле поля. Город Дорас должен был находиться недалеко от нас.

10 октября.
Дорас.

Утром, немного позавтракав, мы отправились в путь. По дороги мы поели, встретившийся нам очень вкусный кизил. Справа и слева от нас располагались плато и горы. Повсюду были леса. Спустя некоторое время мы пришли в село под названием Ходжи Сала. В нём нам указали дорогу, по которой поднимешься на плато и придёшь в Дорас. И мы пошли по той дороге на плато.



Шли долго. Некоторое время спустя мы стали идти через караимское кладбище. Но по дороге мы встретили надгробие как будто с бояновицей (славянскими рунами), либо рунами гуннов.



Все очень плохо видно. У этого надгробия в отличие от остальных имелось вбитие внутрь, в котором и находилась та надпись. Мы немного походили вглубь кладбища, и нашли несколько надписей непонятного вида, также надгробие вроде бы русколанского либо гуннского типа.



Дальше по дороге мы встретили родник-ручей, а затем пришли к руинам стены, на которой немного сохранилась плетёнка.



На плато находилось поле. Небо было чистое. Мы пришли к руинам русколанского храма, который являлся главной целью нашего приключения в Тавриде. Он намного лучше сохранился, чем всё остальное в Дорасе. Здесь ощущалась глубокая древность. Этот храм был точно русколанским, так как возле ворот сохранился наличник с плетёнкой и ведославной символикой: семиконечная звезда Велеса, девятиконечная звезда Дивы, восмиконечная звезда Сварога с крестом внутри, розетка Перуна, 12-конечная звезда, изображающая зодиокальный круг и ландыш Ярилы. Здесь, судя по всему, стояла статуя Буса Белояра. Этот храм, являлся одновременно вратами в главную часть Дораса, где были другие храмы, дворцы и знать. От этого храма в две стороны тянулись стены. У него, наверное, было четыре этажа. Три сохранилось, а четвёртым должна быть крыша. За храмом в главной части Дораса был восьмигранный фундамент, как видимо, храма Сварога. Также были остатки дворцов.



Вслед за тем мы пришли на место раскопок дворца и там поучились древнерусскому языку. Затем набрали воды из родника, и пришли к руинам стены, где поставили платку. Здесь было воистину сказочное место!



Рядом древние руины стены, перед которыми рос шиповник (словно из сказки о спящей красавице!), над нашей палаткой росла омела, а позади роща. Здесь мы и остались ночевать.



P/S На следующее утро я (папа) отправился фотографировать храм Мангупа - сему посвящу отдельный пост.

Крым

Previous post Next post
Up