Кто такие «оглашенные» и зачем их оглашать?

Mar 21, 2019 16:29


Статья в "Духовом Дне"
«Елицы оглашении, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашении, изыдите! Да никто от оглашенных, елицы верни». Каждый из нас много раз слышал эти слова на Божественной Литургии. И еще «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните». Кстати, в это время склонять голову должны не все, а только лишь отдельная категория прихожан.
Кто такие оглашенные, какова их роль в Церкви и почему они должны были выходить из храма в определенные моменты богослужения? Давайте разбираться.
Оглашенные - это люди, которые готовятся принять Крещение. История Церкви знала разные практики подготовки к принятию этого Таинства, но однозначно можно сказать одно: не было такого периода времени, когда от желающего  креститься не требовался и хотя бы минимальный набор знаний о христианстве. Да, есть несколько исключений, но они лишь подтверждают это правило. Так, известны случаи «крещения кровью», когда кто-то из зрителей казни первых христиан видел их стойкость и любовь к Богу и тоже исповедовал себя христианином. Да, тут не было формального оглашения, но эти случаи лишь подтверждают общее правило.


«Идите, научите»
В Евангелии есть призыв, сквозь века обращенный ко всем христианам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

И апостолы, а затем и их ученики выполняли эту заповедь. Они обходили города и веси и становились путеводителями ко Христу для целых народов. В Деяниях Святых Апостолов есть описание одного из крещений, совершенного апостолом Филиппом. Он проповедует евнуху о Христе: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35). После наставления в основах веры у них происходит диалог о личной вере. «Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:36-37).
И лишь после этого наставления и исповедания было совершено Крещение.
Наставление людей в вере в разные периоды истории Церкви происходило по-разному. Историки Церкви называют срок от полугода до трех лет. В это время оглашенные могли посещать богослужения, но в определенное время они должны были покинуть храм. Только верные, то есть члены Церкви, могли далее участвовать в Евхаристии. Именно отсюда произошел известный возглас,требовавший от оглашенных покинуть храм.
Оглашение представляло собой целый институт в Церкви. Были специальные огласительные школы, своя система и структура обучения. В результате этого каждый новый член Церкви уже знал основы вероучения, Священного Писания и богослужения. Кстати, и само Крещение Древней Церкви совершалось далеко не всегда, а на большие праздники, например, в Великую Субботу. Постепенно период оглашения сократился до времени Великого Поста. В трагический для Церкви XX век оглашение стало практически невозможным.
Наше время
В наши дни институт оглашения постепенно возрождается из не бытия. Как обычно, это происходит долго и постепенно. В разных храмах, в зависимости от их возможностей, подготовка к Крещению занимает разное время: от двух-трех бесед до нескольких месяцев. Бывали, хотя и редко, случаи,когда люди возмущались и говорили,что «раньше такого не было». Да, к сожалению, не было. Результат - несколько поколений, даже примерно не представляющих себе, что такое Православие и какую веру они исповедуют. Отсюда и бытовое равнодушие к Церкви, хождение в храм лишь за водой и куличами и даже трагические случаи отпадения от Православия. Ведь незнание - это «великая» и страшная вещь, которая может привести к печальным последствиям.
Конечно, есть разные схемы проведения бесед перед Крещением. Обычно беседую примерно по такой схеме.
Начинаю с вопроса: «Зачем Вам это нужно?» Для многих такой вопрос является полной неожиданностью. Они начинают думать: зачем, действительно, они решили креститься или крестить своего ребенка. Своего рода топ ответов такой: по традиции (все крещеные и ребенка надо), часть национальной идентичности (русские - значит крещеные), чтобы не болел, чтобы был ангел-хранитель и чтобы не навели порчу (такой вот печальный современный вариант). Все эти ответы в целом неверные. Главная цель Крещения- это дальнейшая жизнь в Церкви, это реализация своей веры на практике.
Готовы ли Вы каждое воскресение водить своего ребенка на Причастие? (Или хотя бы будете ли пытаться это делать) - вопрос второй. И тут очень важно, чтобы каждый родитель сам для себя ответил на этот вопрос. Ведь крестя своего ребенка, он обещает Богу все это делать и выполнять!
И далее уже беседуем об основах христианского вероучения, о Таинствах и церковной жизни. Один из главных итогов таких бесед, на мой взгляд, - это появление у человека интереса к церковной жизни. Православие - это, как оказывается, не только яблоки на Преображение, трава на Троицу и святая вода на Крещение. Оказывается, это целая духовная и интеллектуальная сокровищница, которую можно и нужно изучать. Оказывается, что церковная жизнь - это молитва и участие в Таинствах, это огромный путь, по которому надо идти.
И, конечно же, один из важнейших итогов таких бесед - это участие крестных и родителей в Таинствах Покаяния и Причастия. Ведь не может крестный родитель не быть членом Церкви! Для многих из них это первый подобный опыт. Кстати, во время Таинства мы также молимся о крестных и крестниках, чтобы они вместе возрастали в Законе Господнем. То есть духовное развитие и рост требуется и от крестных родителей.
Наверное, мы не можем сейчас во всей полноте возродить древнюю практику оглашения и по полгода и более готовиться к Таинству Крещения. Но проведение хотя  бы нескольких бесед, знакомство хотя бы с основами православного вероучения и христианской духовной жизни - это необходимо. И тогда для новокрещеных действительно «откроется Евангелие правды», о чем мы молимся на каждой Литургии.

Духов День

Previous post Next post
Up