Дорогие друзья!
Многие священники сейчас ведут блоги. Причем в самых разных социальных сетях. Мы решили поговорить о том что такое миссия в современном Интернете и вообще зачем православному свой блог с тремя известными православными блогерами.
Отец Инстаграмий (он -же отец Телеграмий) - священник Святослав Шевченко
-Отец Святослав, Вы ведете блог. Расскажите, пожалуйста, в каких сетях у Вас есть блоги.
Для меня блогосфера - это, прежде всего, возможность актуализировать христианское вероучение, сделать его понятным для большого количества современников. Конечно, нередко я делюсь своим личным мнением по вопросам и проблемам, которые далеки от религии. Бывает, что соцсети это и трибуна для самовыражения, и попытка сформировать общественное мнение по той или иной проблеме, которые, на мой взгляд, замалчиваются. Блоги - это возможность менять мир вокруг себя.
Сейчас в сети делаю акцент на развитии своего канала на Youtube, потому что предполагаю, что именно видеоконтент станет в будущем основным источником информации. Визуализация материалов - это пик развития информационных технологий. Со временем, когда наши потомки перешагнут этот пик - будут развиваться технологии по передаче информации с помощью мыслеформ. Но мне кажется, что лично я до этого не доживу, поэтому вкладываю усилия по работе с видео.
Цели и задачи видеоблога просты - сделать Церковь ближе и понятней народу разного уровня знаний. У меня есть всё - и лайфхаки, и рецензии на фильмы, музыку, и реакции на клипы, комментарии по разным событиям и поводам. О результатах говорить пока рано - проект стартовал около года назад. Да, уже есть своя небольшая аудитория, которой в большинстве случаев нравится, что я делаю. Это для меня стимул - развиваться дальше.
Click to view
-Как Вы пришли к мысли об этом ? И что это для Вас: площадка, форма миссии и т.д.
История создания видеоблога проста. Однажды пришёл к выводу, что уже начинаю вырастать из текстового формата. Тогда принял решение переходить на видео. Создал канал, который по началу назвал «25 апостол». Но друзья убедили меня раскручивать бренд «12:21» - это отсыл к 12 главе 21 стиху послания апостола Павла к римлянам: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». И тогда я согласился с их аргументами.
Что касается развития православной блогосфере, то можно попределённо сказать, что к 2018 году православные стали очень заметны в сети. Есть талантливые священники, голос которых громко звучит в соцсетях и СМИ. Из примеров могу привести прекрасный видеоблог священника Георгия Максимова, который очень грамотно и аргументированно подаёт информацию о вероучительных моментах, критикует, комментирует, развенчивает мифы.
-Ваше мнение о современной православной блогосфере: что хорошо получается, что не очень, что надо подтянуть. Быть может, какие-то примеры успешной миссии или наоборот негативные примеры.
-Что не хватает православным блогерам? Если говорить о Youtube, то думаю, что нередко хромает качество видеосъёмки, монтаж простенький. Но это связано, прежде всего, с ограниченным бюджетом, поскольку зачастую священники это делают за собственный счёт и с помощью подручных средств. Но в сети пока ещё рулит уникальность и интересность контента, поэтому потенциал для продвижения существует и без капиталовложений.
-Что-то интересное из Вашего блогерского опыта (комичный случай, поучительная история).
-Комичных случаев не припомню навскидку. Почему-то запоминаются неудачные моменты. Например, фотоаппарат, на который записывал видео - потеряет фокус, то диктофон из-за технического сбоя - не запишет голос. Для того, чтобы разбавить огорчения хочу с детьми запустить на Youtube ещё один проект, главными героями которого будут мои сыновья. В нём немалая часть будет посвящена юмору.
-Ваше пожелание или даже профессиональный совет тем, кто хочет вести свой блог.
Пожелать начинающим блогерам хочу вот что. Самое важное, что вы должны сделать - это определиться с мотивом. То есть честно ответить для себя на вопрос: зачем мне блог? От этого будет зависеть успешность или неуспешность проекта. Для верующего человека это направление, заданное советом апостола Павла, который однажды сказал: всё, что делаешь - делай как для Бога. После определения мотивов - нужно найти тематическую нишу для своего блога. Чем уже она будет на первых порах, тем проще будет найти читателей и зрителей.
«Священник-строитель» - Священник Вячеслав Нефедов
-Отец Вячеслав, Вы ведете блог. Расскажите, пожалуйста, в каких сетях у Вас есть блоги.
-Помимо главной площадки
отец-нефедов.рф у меня есть аккаунты в
ЖЖ,
вКонтакте,
ФБ,
Одноклассниках,
инстаграмме и
Drive2.ru. Кроме этого есть свой канал на
YouTube.
-Как Вы пришли к мысли об этом ? И что это для Вас: площадка, форма миссии и т.д.
-Дело в том, что моя интернет-деятельность началась задолго до священнического служения. Если смотреть хронологически: 2005 г. - первый сайт на Яндексе, 2006 - аккаунт в ЖЖ, 2007 - вКонтакте, 2008 - YouTube-канал, 2009 - Facebook, 2012 - собственный сайт nefeidmann.ru, 2013 - аккаунт на автомобильном портале drive2.ru, 2014 - дьяконская и священническая хиротонии, 2015 - сайт отец-нефедов.рф, 2017 - instagram. Как видно, в интернетах я гораздо дольше, чем в священном сане, поэтому по понятным причинам мое присутствие в интернете никаких специфически миссионерских целей не преследовало. Просто блогер и строитель Слава Нефедов однажды стал отцом Вячеславом. Естественно, будучи православным человеком, я писал и на религиозные темы, и сейчас это стало основной тематикой в силу деятельности. Но ни о каких специальных миссиях в интернетах речь никогда не шла и не идет. Интернет лишь отображает то, чем я занимаюсь и интересуюсь в реальной жизни. Если бы я не стал священником четыре года назад, то, видимо, в контенте преобладал бы «строительный» материал, а сайт назывался бы не «Дневники священника-строителя», а «Дневники православного строителя».
Вообще, первый свой сайт я сделал еще в 2005 гг. на Яндексе в рамках самостоятельного изучения html. Летом 2006 был создан аккаунт в Живом Журнале. Просто потому, что там писали мои друзья. В январе 2007 появилась сеть вКонтакте, а уже в ноябре я создал там страничку. Через два года зарегистрировался на фэйсбуке. В общем, все как у всех. С 2008 существует канал на YouTube, который был создан ради единственного видео - фрагмент выступления на ивановском квартирнике. Туда я приехал поиграть с другом, а кто-то все записал на видео. Надо понимать, что в то время выкладывать видео было не так просто - это и ограничения по качеству, и по размеру, и по возможности монтировать.
Второй сайт nefeidmann.ru просуществовал до священнической хиротонии. Его также собирал самостоятельно на друпале, и это было главной причиной смены сайта на современный - некогда было возиться с технической частью. Вообще, создание самостоятельного сайта при имеющихся страничках в соц.сетях выглядело крайне разумным решением. Дело в том, что у меня весьма разнообразная география проживания родственников и друзей. При этом они не сидят в одной соц. сети, а на тот момент некоторые вообще заглядывали в интернет «из-за плеча». Поэтому так было проще рассказать свои новости или поделиться мыслями - накарякал заметку на сайт, репостнул везде, куда можно, и ладушки.
Сейчас соц. сети и жж-блог сущестуют по большей части лишь для репоста. Можно выделить условную специализацию блогов: на сайте я пишу более-менее объемные тексты с последующим кросспостом, а то, что лень писать - выкладываю в виде роликов на канале. Если компьютера нет под рукой, ограничиваюсь коротенькими текстами с картинками, которые кидаю в инст, фб и вк. С телефоном теперь это не сложно. Если в ленте фб и вк появляется что-то интересное, делаю репосты, что несколько выделяет эти соц. сети из ряда «только для репоста». Специфичен аккаунт на Драйве. Он был создан с утилитарной целью - после покупки Волги потребовалось общение с другими волговодами. Сейчас в плане миссии это самая интересная площадка, так как там крайне слабо представлен религиозный элемент, а присутствие попа на Волге, который еще и ремонтами занимается самостоятельно - это вообще на уровне марсиан. Например,
ролик о регулировке пластиковых оконизначально «выстрелил» в строительном сообществе на драйве, да и сейчас входит в десятку самых популярных видео канала. После таких «пограничных» заметок приходят подписчики уже конкретно на личный блог, где я могу писать на религиозные темы.
Отельная история была с видеоканалом. Если писать текст тебе ничто не мешает, то производство видеоконтента еще лет пять назад упиралось в ряд серьезных факторов, которые в современную эпоху смартфонов могут быть непонятны. Ролик надо снять в хорошем качестве (нужен минимум фотоаппарат, который у меня появился в 2013 году) желательно с отдельно записанным звуком (диктофон с микрофоном-петличкой), затем это необходимо смонтировать (нужен мощный компьютер и специальная программа), и лишь потом быстро закачать в сеть. Ролики записывать я начал с 2013 года, но первый смонтированный ролик выложен был лишь два года спустя. Сейчас все это делается при помощи одного телефона, и даже вспоминать страшно, сколько раньше ты тратил время на рендер.
-Вы ведете сайт
отец-нефедов.рф, заголовок которого звучит как «Дневники священника-строителя». Расскажите об этом проекте: цели, задачи, что получилось в итоге. История создания блога?
-Собственно, это была замена старому сайту на новом движке. Цель крайне примитивная - писать на интересные мне темы, собирать интересное и полезное с просторов интернета в свои закрома и делиться этим с другими. Главный атрибут сайта - кроссплатформенность, то есть возможность написать в одном месте текст, а потом разбросать по всем социальным сетям и блогам. Поскольку приходиться ездить в деревню на службы да по всяким стройкам, таскать с собой компьютер не получается, а движок крайне специфически реагирует на мобильную версию, поэтому с телефоном особенно не развернешься, и это единственный серьезный минус, который буду устранять в обозримом будущем. Кроме того, сейчас вырисовывается более четкий круг интересующих меня тем, потребность в различном функционале, который отсутствует в нынешнем движке. Поэтому, возможно, будет переделка и этого сайта с сохранением домена.
Где-то с прошлого года догадался прикрутить к сайту форму Яндекс-денег, а позже и отдельную страничку с личными и храмовыми реквизитами. Монетизация - стандартная вещь для блогеров, но у меня позднее зажигание. Деньги, откровенно говоря, весьма скромные, но по крайней мере хватает на оплату домена, интернета и телефона.
С другой стороны больше сил сейчас отдаю YouTube-каналу. Во-первых, людям интереснее смотреть, нежели читать. Во-вторых, и мне технически проще наговорить получасовой материал, который потом монтируется в 5-10 минутный ролик.
-Ваше мнение о современной православной блогосфере: что хорошо получается, что не очень, что надо подтянуть. Быть может, какие-то примеры успешной миссии или наоборот негативные примеры.
-Скажу честно, за текстами особенно не слежу - просто мало свободного времени. Если бы блогеры писали книги, тогда да. Невозможно же читать в машине за рулем, поэтому больше слежу за ютьюбом. С интересом читаю на ФБ Илью Ароновича и Василия Бурандасова, о. Петра Мещеринова. Молодых авторов крайне редко, наверное из-за возраста. Из площадок - паблики ВК Академия Порядочных Семинаристов, Меньше Ада. Замечу, что качество пабликов сильно зависит от составов их команд, категорически не представляю как построить что-то подобное в одиночку.
Православный ютьюб - это отдельная тема, и думаю, я запишу как-нибудь ролик об этом, настолько все сложно. Если кратко, во-первых, аудитории столько, что «заходит» практически любой материал. Во-вторых, количество подписчиков и просмотров на самом деле мало зависят от качества контента. В-третьих, это столкновение двух реальностей - разница восприятия информации разными аудиториями, которая искренне игнорируется старшим поколением. Именно поэтому некоторые удачные молодежные каналы встречают необоснованную критику среди случайных великовозрастных посетителей. Каналы с отличной подачей - это белорусы Batushka ответит и Держи ум во аде. Отличный серьезный канал КиберПоп, но он вряд ли зайдет молодым из-за отсутствия динамики. Вообще, нужно понимать свою аудиторию и перенимать опыт успешных неправославных ютьюберов. Полезно иметь рядом с собой неправославных друзей, которые могут служить отличным маркером - что хорошо получается, а что не очень.
Кстати, блог священника может вполне быть формой онлайн общения с прихожанами в течение недели, площадкой для обучения православной жизни и вероучению. И еще добавлю - мне крайне не хватает качественных ютьюб-каналов на обычные тематики от православных авторов, в том числе и священников. Строительство, рисование, музыка, авто, путешествия - что угодно. Именно это и есть самый перспективный миссионерский проект, который можно придумать.
-Что-то интересное из Вашего блогерского опыта (комичный случай, поучительная история).
-Когда начал писать в священном сане, был уверен, что мои потуги могут быть интересны мирянам да семинаристам - то есть будущим священникам максимум. Но однажды на епархиальном собрании ко мне подошел один «бывалый» священник и искренне меня поблагодарил за мои «труды». Это меня честно удивило - до сих пор не уверен, чем мой ограниченный опыт может пригодиться отцам, у которых по 10-20-30 лет служения за плечами.
Из этого получилось интересное наблюдение. Согласно статистике на сайт заходят в основном парни от 18 до 35 лет, в общем - молодежь. Некоторое время думал, что это и есть моя целевая аудитория, для них нужно писать. подбирать стилистику и т.д. Оказывается, главные читатели священноблогера - это его братья-сослужители. Именно на них необходимо ориентироваться, когда пишешь текст или снимаешь очередное видео. Вот тут же характерное - мне ближе слово «видос», которое близко и понятно молодым. Но использовать я буду слово «видео». Именно по причине братьев-сослужителей. Которым низкий поклон и просьба святых молитв.
-Ваше пожелание или даже профессиональный совет тем, кто хочет вести свой блог.
Если можешь не писать - не пиши. У меня пока не получается.
Neformattushka
-Матушка, Вы ведете блог. Расскажите, пожалуйста, в каких сетях у Вас есть блоги.
Блог -это,конечно, громко сказано. Так как блогером я себя не считаю. У меня есть личная страничка в Инстаграме в виде дневника сельской матушки
@neformattushkа. Почему такое название? Я не считаю себя какой то уникальной или особенной. На самом деле так меня называют друзья и друзья моих друзей. Так как имеют стереотип матушки, которая должна учить морали, давать советы, критиковать их неправославный образ жизни. Этого я не делаю. На страничке пишу о буднях православной жены священника, о консервативном воспитании в современном мире, о жизни нашего небольшого сельского прихода. Также через аккаунт многие обращаются за советами, и помощью в сборе денежных средств, стараемся по возможности помогать.
Люблю клиросное пение, храмовую флористику, летом садить цветочки, овощи в огороде, рукоделие, создавать уют, печь пироги, фотографию. Есть такое мудрое изречение «чем кто богат, тот тем и делится». Вот делюсь фотографиями в сетях. Может быть кому-то это будет в радость и утешение. Но главное то, чтобы через все эти действия мы не забывали прославлять Творца, Господа нашего Иисуса Христа, тогда будет большая польза и мне и моим подписчикам.
-Как Вы пришли к мысли об этом ? И что это для Вас: площадка, форма миссии и т.д.
А вообще это большая ответственность, так как на тебя в сети смотрят пристально, под увеличительным стеклом, ловят любое слово. Нужно иметь понимание и терпение к людям. В день рукоположения моего мужа во священники, в Свято- Пантелиимоновском монастыре Киев, Феофания), настоятельница игуменья Елизавета мне, как будущей матушке, дала одно напутствие: людей нужно любить. До сих пор звучат ее слова в моем сердце, храню их, и стараюсь выполнять.
Кроме этого в Инстаграме, я веду аккаунт
@matushka_milo, о домашних природных средствах по уходу за кожей и волосами, которые я создаю своими руками. Это мое хобби. Летом мы садим лекарственные растения, собираем травы, потом заготавливаем сырье, что то из сырья берём у сельских жителей. Делаем мыло, шампуни, маски, тоники, ЭКО-мочалки, масла и многое другое полезное по уходу за кожей и волосами. Я создаю комплексные наборы для восстановления, питания, укрепления волос , а также наборы по очищению и уходу за кожей лица.