Поезд "Интеллигенция - Креативный класс" прибывает на конечную станцию

May 15, 2013 15:10



Интеллигенция- слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Это обычное определение, причем наличие ума, высшего образования и приличного объема знаний предполагалось по умолчанию. В советский период интеллигенцию подразделяли на творческую, научную и техническую. По функциональному, так сказать, признаку. И это было правильно - тогда вещи было принято называть своими именами.

Турбулентные процессы 80-х и 90-х годов прошлого века привели к отказу от этой классификации в силу того, что люди - практически вся страна - были смешаны в кучу, попав в «плавильный котел» перестройки. Культ Мамоны, быстро овладевший непорочными душами большинства советских граждан, сместил понятия и отразил в кривом зеркале и без того не очень приглядную западную точку зрения на успешность в жизни. Скоро вся страна и, соответственно, интеллигенция, начали постепенно делиться по этому ставшему основным признаку - взгляду на собственность и богатство, причем речь шла не об марксовом отношении к собственности, а об элементарном одобрении или неодобрении становящимся реальностью и с каждым годом усиливающимся имущественным и финансовым расслоением людей.

Постепенно исчезло само понятие интеллигенция и начали появляться, как вторичные половые признаки, критерии размежевания людей, не занятых ручным трудом, на компрадоров и почвенников, на либералов-русофобов и патриотов-русофилов. Характерным является неуловимая грань, четко чувствуемая расколовшимися БИЧами, разделяющая не только политические взгляды сторон, но и все остальные аспекты действительности. Как правило, по любым вопросам (идеологическим, социальным, метафизическим, историческим и пр., даже житейским) мнения сторон всегда различны, а «внутристоронне» - совпадают. Создается полное ощущение монолитной общности - особенно по отношению к советскому прошлому страны - сформировавшихся двух групп людей (исключением могут быть лишь религиозные и национальные вопросы, тут разброс мнений значительно больше среднестатистического). Представителей одной из сторон, пишущих в многочисленных социальных сетях, стали называть «пятой колонной» за яростные нападки на прошлое и настоящее нашей страны и не менее яростно отстаиваемые западные ценности. Отсутствие иногда всякой логики в таком отстаивании заставляло предполагать платную основу такой «любви» к Западу (прежде всего - к США).

В обществе сформировался большой круг людей, с одной стороны пытающихся работать головой, а с другой - явно «не тянущих» на интеллигентность. Речь идет о «менеджерах», молодых людях с очень пестрым спектром образованности и родом занятий, не претендующим на право называться интеллектуальным. Действительно, не будем же мы называть продавцов всего и вся - а именно продажей и занимается большинство менеджеров - творческой (а также научной или технической) интеллигенцией. Как-то не укладываются в сознании эти понятия на одну полочку.

В то же время менеджеры - пожалуй, самая оплачиваемая группа населения, причем социально почти однородная. Это дало право некоторым не особо разборчивым людям обозначить эту группу, как средний класс. Сам же «средний класс» явно тяготился таким названием, памятуя, возможно, о том, что еще совсем недавно о среднем (отсутствующим в стране) классе говорили как о лавочниках, мелких предпринимателях, т.е. о тех, кто делает небольшие деньги своими руками и кто занимает промежуточное финансовое положение между пролетариатом и новой буржуазией. Тем не менее, формальные признаки у менеджеров и определительно названного среднего класса совпадали: наличие не очень больших (часто кредитных) денег, квартиры, машины, способности покупать современные товары и потреблять современные услуги. Кстати, в противовес названию «средний класс» появилось определение «офисный планктон», достаточно меткое и ёмкое словосочетание, которое тоже не добавляло радости новоявленным продавцам (прошу, кстати, не ругать автора за язвительность, я сам долгое время был в этой категории граждан).

С началом протестной деятельности, т.е. с зимы 2011 - 2012 гг.¸ три совершенно автономных и ранее почти не пересекавшихся группы людей оказались вместе, в одних рядах, впоследствии определенных, как Болото. Это, во-первых, либерально настроенная часть граждан творческих профессий (журналисты, писатели, артисты и иже с ними), во-вторых, новоявленный «средний класс» и, в-третьих (даже не знаю, как определить третью, самую пеструю группу…) - представители богемы, отвергнутые в свое время и сданные в тираж политики, чрезмерно активные блоггеры и просто люди без определенных занятий. Эти три группы вдруг, «тихой сапой», взяли себе самоназвание «креативный класс». Ричард Флорида, введший это понятие в оборот, назвал «креативным классом» тех, кто, по его мнению, обеспечивал рост экономики и уровня жизни в загаженных и забитых людьми мегаполисах, а на самом деле являлся продуктом этого роста экономики, т.е. «отрыжкой» и «выхлопом» страшного «зверя» - всеобщей урбанизации. Это самоназвание - «креативный класс» - протестному объединению, судя по всему, очень понравилось, вот только использовать эти слова по отношению к себе, любимым, не очень прилично, о чем справедливо заметил Сергей Лукьяненко (http://dr-piliulkin.livejournal.com/419973.html?page=2). От себя добавлю, что тут не только приличия страдают, но и логика. Креатив предполагает создание некоего конструктива, а в среде протестующих наших сограждан преобладает сплошной деструктив («долой!», «отменить!» et cetera), из конструктива же присутствуют только призывы отправить кого-нибудь на нары.

Так что не срастается пока в стране с интеллигенцией…
Previous post Next post
Up