Александр Скобов, Грани.ру, 17 февраля 2014 г.А если что не так - не наше дело. Как говорится - Родина велела
Когда в апреле 1978 года мало кому известная «марксистско-ленинская» Народно-демократическая партия в результате военного переворота захватила власть в Афганистане, в Кремле были ошарашены. Во всяком случае, так потом утверждали некоторые его обитатели - и в данном случае я склонен им верить. Вряд ли они могли помышлять об экспорте советской модели «социализма» в одну из самых отсталых стран мира, живущей отчасти при феодализме, отчасти еще при родоплеменном строе. Нет, разумеется постаревшие наследники большевизма никогда не были противниками насильственного навязывания пассивным народным массам воли «сознательного революционного меньшинства» - передового класса, передового авангарда передового класса и т.д. Но и собственная идеологическая догматика, и богатейший опыт практической политики однозначно подсказывали: для успеха операции по пересаживанию «самого передового строя» в недостаточно созревший общественный организм этот строй должен иметь хоть какую-то социальную базу внутри страны.
В Афганистане такой базы не было вообще. Социалистическими идеями увлекались в тончайшей образованной прослойке обитателей крайне слабо европеизированных городов, которые сами были крохотными островками в океане нетронутых цивилизацией племен. Кроме части городской интеллигенции это была часть армейского офицерства, обучавшаяся в советских военных академиях.
Не берусь судить, сколь прилежно изучали марксистско-ленинскую схоластику офицеры, совершившие апрельский переворот, но похоже, что и они изначально не планировали ставить над своей страной социалистический эксперимент. Скорее переворот был спонтанной реакцией на репрессии, начатые диктатором Даудом против своих недавних попутчиков-коммунистов. Но раз власть захвачена, идеология обязывала. А она гласила: колесо истории не может крутиться в обратную сторону.
С первых месяцев нахождения у власти НДПА показала себя типичной тоталитарной сектой. Ее члены были готовы не только уничтожать друг друга из-за теологических споров о единственно правильном истолковании марксизма-ленинизма. Гораздо хуже, что они были готовы беспощадно ломать через колено свой отсталый и несознательный народ, повторяя все «ошибки» и «перегибы» своих большевистских учителей. Вот только темный и забитый народ оказался слишком упертым в своей темноте. Не оценил свет цивилизации. Страна восстала.
Лидеры нового режима стали выпрашивать у Москвы войска почти с самого начала. Москва долго отказывала. Умудренные опытом кремлевские старцы справедливо заключили, что появление в Афганистане советских войск лишь ухудшит политическую ситуацию: приведет к мобилизации и сплочению противников правящей партии. Но когда стало очевидно, что у НДПА нет ни малейшего шанса удержать власть самостоятельно, в Политбюро решили плюнуть на все возможные издержки. Они ведь тоже были рабами своей идеологии. А она гласила: колесо истории не может крутиться обратно.
Действия СССР на международной арене никогда не сводились к борьбе за свои геополитические интересы со своими геополитическими конкурентами, как пытаются утверждать сегодня. В наш век примитивного прагматизма забывают, сколь огромную роль играла в СССР идеология и сколь она была важна для его руководителей. СССР был идеологическим мессианским проектом, и его главный «интерес» заключался в распространении «советской модели социализма» везде, где это возможно. Все остальное было подчинено этой глобальной цели.
Именно через эту идеологию советская партноменклатура легитимизировала свою власть. И когда вера в будущий коммунизм стала выветриваться, для партократии особенно важно стало постоянно демонстрировать победное шествие советской модели социализма по планете. Вчера Мозамбик, сегодня Ангола, завтра Эфиопия, послезавтра Афганистан. Вот видите? За нами сама история с ее неумолимыми законами. А потому любое сомнение в правильности советского строя невозможно. Но для этого надо чтобы колесо истории не могло крутиться обратно.
Поэтому СССР и не мог допустить «отступничества» никакой страны, вступившей на путь «социализма». Причем главной была не геополитическая ориентация, а верность внутриполитическим принципам советской модели. Чехословацкие коммунисты-реформаторы не собирались менять геополитическую ориентацию своей страны. Решение об интервенции было принято после того, как они решили отменить у себя цензуру в СМИ. Тотальный идеологический контроль партии над обществом считался непременным атрибутом правильного социализма. Если ограниченное и подконтрольное частное предпринимательство некоторым не дозревшим до советского совершенства странам и дозволялось, то допущение легального политического соперничества однозначно расценивалось как «ревизионизм».
И в Венгрию в 56-м, и в Чехословакию в 68-м, и в Афганистан в 79-м советские солдаты пришли не защищать свою родину. Они пришли навязывать народам этих стран деспотическую власть, которой эти народы в большинстве своем не хотели и которой сопротивлялись. Сопротивлялись в соответствии со своими цивилизационными особенностями.
В современной детской энциклопедии есть такая фотография. Улица Будапешта 56-го года. Девочка лет пятнадцати с автоматом ППШ. На ней советского образца шапка-ушанка и в советского же образца ватник. Такие стеганые «фофаны» были непременным атрибутом именно советской армии. Незнакомая с деталями советского быта молодежь вряд ли стазу догадается, что ватник трофейный. Я не знаю, чего хотела эта девочка - торжества социал-демократии под руководством либерального коммуниста Имре Надя или восстановления традиционалистской диктатуры под дланью кардинала Миндсенти. Да хоть всемирного халифата! Вот только воевать с такими девочками - в этом нет ни чести, ни доблести. А вот эти девочки - защитницы своей родины.
Советская армия оказалась втянута в многолетнюю войну с афганским народом. Не может быть справедливой и благородной война против народа - хоть своего, хоть чужого. Да, обманутые пропагандистской машиной и брошенные в мясорубку солдаты - тоже жертвы режима. Да, правы те, кто говорит, что они не заслужили осуждения. Но славы они тоже не заслужили. Они заслужили только покой. Не свет.
Свой покой получили и не запятнавшие себя военными преступлениями ветераны вермахта. Причем покой весьма достойный. Их социальной устроенности завидуют победившие их советские ветераны. Как видим, уровень социальной заботы о ветеранах не зависит от официальной оценки степени справедливости войны, в которой они участвовали. Этот уровень зависит только от наличия совести у общества и государства.
Когда ветеранская номенклатура из Партии Жуликов и Воров требует
пересмотреть официальную оценку афганской войны, она хлопочет не о социальных льготах. Номенклатура хочет, чтобы приватизированное жуликами и ворами российское государство официально объявило себя стоящим выше права и морали. Номенклатура хочет декларации о том, что любое государственное насилие над народом, хоть чужим, хоть своим, заведомо оправдано интересами родины. И не просто оправдано, а является подвигом.
Но те, кто считает, что можно не задумываясь выполнять преступные приказы, потому что интересы родины все спишут, те, кто считает доблестью быть покорителем и завоевателем, кто требует признания этого от других, не получат не только славы, но и покоя. Для участников имперско-колониальных авантюр существуют всем известные названия: интервенты и оккупанты. И никакие постановления высших государственных органов не в силах отменить эти названия.