Александр Скобов, Грани.ру, 19.10.2009 Спасибо г-ну Чурову за подсказку. Именно требование отмены результатов «выборов» 11 октября необходимо сейчас выдвигать на первый план, ставить в центр общественного внимания. Именно это простое, понятное и конкретное требование сейчас может быть активно поддержано самыми разношерстными общественными силами и хоть что-то сдвинуть с мертвой точки. Потенциально может.
Это, конечно, не значит, что потенциальная возможность непременно реализуется. Против нее, как всегда, работает «субъективный фактор». Для значительной части российской оппозиции характерно неумение отделять личные амбиции, обиды и мелкие счеты от пользы дела, узкогрупповые интересы от общегражданских, тактические задачи от стратегических, идеологических оппонентов от политических противников.
Для меня самым пронзительным сюжетом московской кампании явились не безобразия, чинимые властями (чего от них еще ждать?), а попытка руководства «Яблока» снять с выборов Галину Хованскую. В «Яблоке» на нее обижены за то, что в свое время она перебежала в «Справедливую Россию» ради думского мандата. Мандат свой Хованская активно использует для защиты социальных интересов граждан, ставших жертвами несправедливости и беззакония. В каких-то гадостях нынешней власти не замечена. В шельмовании того же «Яблока» не участвовала, его кандидатов с выборов не снимала. «Отфигачить» участников оппозиционных митингов, в отличие от депутата Абельцева, не требовала. Может быть, главы районных администраций, попирая закон, строили директоров школ, чтобы те распространяли ее агитационные материалы через родительские собрания и принуждали своих сотрудников голосовать за нее по открепительным талонам? Нет, она дарила свою книгу. Использовала предвыборную кампанию для ее распространения. Такой вот авторский грех.
Защищая действия своего руководства в вечернем эфире радио Свобода, представитель «Яблока» г-н Мельников оправдывался тем, что «Справедливая Россия» - политический конкурент его партии. Как и «Единая Россия». Как и все остальные. На выборах каждый против всех. Мне всегда казалось, что демократические выборы - это когда конкурируют с помощью агитации и пропаганды, а не когда устраняют конкурентов. Не важно, как устраняют: нанимают киллеров или используют административную машину отсечения от выборов, являющуюся важной характерной чертой путинского авторитарного режима. Машину, позволяющую снять любого кандидата, неугодного властям, и не раз использовавшуюся против «Яблока».
Это некрасиво и недемократично. Как минимум. Если не воспроизводить слышанные мною, кстати, от однопартийцев характеристики, на которые богата наша отечественная разбойно-острожная, лесоповальная культура. Это - как бегать в гестапо с жалобами на конкурирующую подпольную организацию.
И еще о конкурентах и соперниках. «Единая Россия» демократической оппозиции не соперник. Вот лейбористы и консерваторы в Англии - они соперники. Соперник - это политический оппонент. Тот, кто спорит с тобой о налогах и пошлинах, о государственных расходах, о приватизации, о национальном вопросе, наконец. А вот тот, кто перекрывает тебе доступ к СМИ, мошеннически аннулирует твои подписи, ворует у тебя голоса (если ты все-таки до выборов дополз), запрещает и разгоняет твои митинги - тот тебе не оппонент и не соперник. Он - враг.
Но, похоже, для руководства «Яблока» главный враг как раз «Справедливая Россия», которая, может, и соглашательская, и конформистская, но в силовом медвежьем разбое никак не задействована. И тот же Мельников в упомянутой радиопередаче при каждом удобном случае разоблачал ее псевдооппозиционную и прокремлевскую сущность. Неистовую ревность «Яблока» к «Справедливой России» часто объясняют тем, что «справедливцы» притворяются подлинной оппозицией и оттягивают от «Яблока» голоса его избирателей, вытесняя таким образом яблочников с их законной площадки. Я все больше склоняюсь к противоположному объяснению: Сергею Митрохину и его товарищам очень хотелось бы самим занять ту нишу, которую сейчас занимают «справедливцы», то есть нишу оппозиции системной. Верноподданнической оппозиции Его Величества с разрешения начальства. Не удивительно, если «Единая Россия» для них - всего лишь «конкурент».