Думаете время гигантских атомных ледоколов ушло в прошлое? Ошибаетесь. Для страны, которая омывается преимущественно северными морями этот класс кораблей жизненно необходим. Навигация в Арктике, проводка конвоев по Северному Морскому Пути, обеспечение бесперебойного снабжения морских нефтепромыслов - вот далеко не полный перечень задач для таких кораблей.
Вот как выглядит самый мощный на сегодняшний день атомный ледокол «Ямал» с мощностью энергетической установки в 75 тысяч лошадиных сил.
Click to view
Этот гигант может плавать без перезарядки атомной энергетической установки в течении 5-ти лет непрерывно. Для него нет ограничений на толщину арктического льда, разве что айсберги и припай не могут быть им расколоты. Судовой экипаж около 100 человек, дополнительно на борт могут быть приняты до 100 пассажиров - ученых, исследователей и туристов.
1. Для разведки ледовой обстановки на "Ямале" есть вертолет. Источник
https://www.popmech.ru/technologies/9701-ledovyy-ispolin-test-drayv-ledokola/#part2 «Ямал», принадлежит к ледоколам класса «Арктика». Издалека его легко узнать по характерному рисунку «акульей пасти». История этого рисунка весьма примечательна.
2. Источник
http://www.rosatomflot.ru/press-centr/galereya/atomnyy-ledokol-yamal/ «Первоначально все ледоколы серии 'Арктика' окрашивали в желтый цвет, однако позднее выяснилось, что этот цвет недостаточно заметен с воздуха. Поэтому все современные ледоколы этого класса окрашены в гораздо более заметный ярко-красный или оранжевый цвет. А акулья пасть на 'Ямале' появилась в 1994 году, когда он в рамках одной из гуманитарных программ возил детей из разных стран мира на Северный полюс. Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Позднее пасть хотели закрасить, но компании, организующие круизы к полюсу, воспротивились: к тому времени пасть стала, как это сейчас принято говорить, брендом 'Ямала'. Так и оставили».
Замначальника отдела внешних связей ФГУП «Атомфлот» Владимир Блинов. Источник
https://www.popmech.ru/technologies/9701-ledovyy-ispolin-test-drayv-ledokola/#part2 3. Источник
http://www.rosatomflot.ru/press-centr/galereya/atomnyy-ledokol-yamal/ При встрече с ледовым полем ледокол носовой частью как бы вползает на него и проламывает лед за счет вертикального усилия. Затем взломанный лед раздвигается и притапливается бортами, а позади ледокола образуется свободный канал. При этом судно движется непрерывно с постоянной скоростью. Если же льдина обладает особой прочностью, то ледокол отходит назад и на большой скорости набегает на нее, т. е. производит рубку льда ударами. В редких случаях ледокол может застрять - например, вползти на прочную льдину и не сломать ее, - или быть задавленным льдами. Для выхода из этой тяжелой ситуации между внешним и внутренним корпусами предусмотрены цистерны для воды - в носу, в корме, по левому и правому борту. Перекачивая воду из цистерны в цистерну, экипаж может раскачать ледокол и вытащить его из ледового плена. Можно просто опустошить емкости - тогда судно немного всплывет.
4. Корпус изготовлен из прочной стали АК-28 и имеет толщину порядка 30 мм, а в месте соприкосновения со льдом дополнительно усилен пятиметровым ледовым поясом с максимальной толщиной 46 мм. Источник
https://www.popmech.ru/technologies/9701-ledovyy-ispolin-test-drayv-ledokola/#part2 Чтобы носовая часть не покрывалась льдом, на ледоколе применяется турбонаддувочное противобледенительное устройство. Работает оно следующим образом: cжатый воздух по трубопроводам подается за борт. Всплывающие пузырьки воздуха не позволяют кусочкам льда примерзнуть к корпусу, а также уменьшают его трение об лед. При этом ледокол идет быстрее, а трясет его меньше.
5. Источник
https://www.designspiration.net/save/73296629749/ В результате «Ямал» может совершать круглогодичное неограниченное плавание в арктическом регионе, вплоть до Северного Полюса, где он побывал несколько раз.
6. Источник
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/grazhdanskie-suda/yamal/yamal-12 Энергетическим сердцем ледокола является два водо-водяных атомных реактора. Они включают в себя два несвязанных контура водонагрева. В первом контуре вода непосредственно омывает ядерный реактор и нагревается тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ-ами) с ураном - 235 в качестве топлива.
7. Перезарядка ядерной энергетической установки ледокола. Источник
http://www.aif.ru/society/science/serdce_sibiri_na_novom_ledokole_zavershyon_montazh_reaktornoy_ustanovki В реакторе вода нагревается до 300 градусов, но не закипает из-за высокого давления. Далее, эта радиоактивная вода, содержащая растворенные или взвешенные продукты распада топлива, поступает в парогенераторы (у каждого реактора их четыре), где нагревает нерадиоактивную воду второго контура. А уже эта нагретая вода, превращаясь в пар, и приводит в движение турбины, которых на судне две. Оба контура являются замкнутыми, не выбрасывающими воду в атмосферу или за борт, а утечки пара происходят только во втором, нерадиоактивном контуре.
8. Источник
https://www.rosatom.ru/upload/iblock/eeb/eebec8a69934dd26588b04766a2762fd.pdf На корабле в штатном режиме оба реактора работают одновременно. В случае выхода из строя или по причине технологической остановки одного, атомоход может продолжить работу на другом реакторе. Для совсем аварийной ситуации отказа обоих реакторов предусмотрены аварийные дизель - генераторы.
9. Машинное отделение атомного ледокола "50-лет победы", того же класса, что и "Ямал". Источник
https://www.fresher.ru/2015/02/07/kak-ustroen-ledokol-50-let-pobedy/ В настоящее время в строю еще несколько атомных ледоколов класса «Арктика» и «Таймыр» и один лихтеровоз. Скоро этот флот пополнится новыми судами.
10. Источник
https://www.rosatom.ru/upload/iblock/eeb/eebec8a69934dd26588b04766a2762fd.pdf Спасибо за внимание!
P.S. Можете посмотреть где этот ледокол находится прямо сейчас по ссылке
https://www.sailwx.info/shiptrack/shipposition.phtml?call=UCJT